К предыдущей странице... Борис:
Отсыпались почти весь следующий день. Под вечер отзвонились Андрею Беркуту, сказали что уже прошли морской участок, всё в порядке, сейчас стоим лагерем в километре от Каратайки.
Ну а для нас настало время что-то решать в плане выброски в Воркуту. Основной план был, если вы помните, это подняться вверх по реке примерно на 40 км, где в условленном месте надо ожидать когда за нами приедет Трэкол Сергея Дерюгина. Но об одном моменте мы вам не рассказали до сего времени, а именно: во время нашего расставания с Сергеем и Костей на берегу Море-Ю, кроме всяческих напутствий и хороших пожеланий в дорогу, Сергей полушутя-полусерьёзно сказал примерно следующее: "Парни, я конечно за вами приеду, тут нет вопросов, но если вдруг вы изыщете хоть какую-либо возможность и вернётесь в Воркуту самостоятельно, то с меня по вашему приезду будет что захотите на выбор - водка, баня, а так же лучшие в Воркуте тайские массажистки!". Мы с Сергеем Владимировичем, с трудом разгибая натруженные и почти негнущиеся после долгого морского участка спины, решительно и единогласно сходились во мнении, что нам сейчас ну ооочень бы не помешало всё выше перечисленное Сергеем, причём много и сразу)).
А давай-ка позвоним Виктору, вдруг он сейчас в Воркуте, и согласится нас забрать из Каратайки? Сказано - сделано. Повезло, Виктор оказался в Воркуте, и как раз в ближайшие два-три дня у него других полётов не намечалось. Быстро обсудили детали, обговорили стоимость, она равнялась стоимости нашей выброски на вездеходе, и это при том, что Виктору, чтобы вывезти нас со всем нашим шмурдяком, придётся делать не один, а два рейса Воркута-Каратайка-Воркута, поскольку грузоподъёмность самолёта довольно ограничена. Такое положение вещей окончательно утвердило нас в решении закончить маршрут ещё более интересно, чем первоначально планировалось. Отзвонились Сергею Дерюгину, сообщили что ему ехать за нами не надо, и что водку мы любим в принципе любую, но только очень холодную)).
Виктор сказал что прилетит в Каратайку уже завтра, т.е. пора было перемещаться в посёлок. Созвонились с Андреем, он пообещал помочь с нашим размещением в Каратайке, и вот уже утром следующего дня Андрей встречал нас на берегу, и помог на квадроцикле переместить вещи к своему дому. Теперь нам оставалось дождаться когда прилетит Виктор.
"Подходим к п. Каратайка…"
Андрей усадил нас на стол, где мы под водочку и вкуснейший балычок из чира, говорили и о нашем путешествии, и слушали интереснейшие рассказы Андрея об укладе жизни в этих суровых местах.
Каратайка - большой посёлок, численность населения порядка 700 человек, в основном ненцы и коми. Большая часть трудоспособного населения живёт за счёт промыслового рыболовства и охоты, самостоятельно доставляя ту же рыбу, например, в Воркуту или Харуту на снегоходах. Эти поездки через сотни и сотни километров ненаселённой тундры- реально полный экстрим, связанный с риском для жизни, и для нас таковым экстримом и представляется, а для местных охотников-рыболовов - это просто часть их повседневной работы. Андрей вот ещё построил базу, принимает охотников и рыболовов, которые прилетают из Нарьян-Мара.
Ещё вспомню пару штрихов про Каратайку: когда мы узнали сколько Андрею обошлось построить самую обыкновенную на наш взгляд терраску к дому, мы мягко говоря остались под впечатлением от озвученной цифры, а всё потому, что доставить в Каратайку строй материалы, например, те же доски, стоит ну просто космических денег. Оплата за то, чтобы из Воркуты пришёл вездеход, составляет 250 тыс. рублей, а много ли в тот вездеход влезает? Это сказывается на ценах на продукты, на бензин, да вообще на всём, что нужно здесь людям для повседневной жизни.
Запас бензина - вообще стратегический момент в жизни тундровых промысловиков, по словам Андрея он за лето должен создать неприкосновенный запас на зиму, потому как зимой вездеходы до посёлка не ходят. И запас этот в денежном выражении должен быть никак не меньше чем на 200 тыс рублей, иначе не хватит на зимний сезон. Ещё интересно то, что за пресной водой жителям Каратайки приходится ездить на квадроциклах и снегоходах за пять километров на тундровое озеро, потому как в реке вода солоноватая. А на это опять же нужен бензин...
В Каратайке, как обычно это и бывает в северных посёлках, кто хочет, тот работает, а кто не хочет, те пьют непонятно на что. Интересный момент : по словам Андрея, те кто не работают, те пьют именно постоянно, а те кто работают, те тоже пьют, но примерно по месяцу-два в году, и называется это на местном сленге "фестивалить")). Фестивалить - вовсе не зазорно, к этому в Каратайке относятся с пониманием, и никакого порицания такое вот временное состояние уважаемого работника абсолютно ни у кого не вызывает. Иногда лишь лёгкая досада, не более.
Андрей очень много интересного рассказал и про море, и про рыбалку на Коротаихе и тундровых озёрах. И мы жадно впитывали эти знания потомственного охотника и рыболова, как когда-то рассказы и истории наших друзей из Амдермы, или Фёдора Личутина на сплаве по Чёрной. А ещё, ну просто среди прочего, Андрей заметил, что как же нам повёзло, что мы успели пройти по морю именно до начала шторма, а то так бы до сих пор и сидели сейчас в устье Море-Ю, потому как волна ещё минимум дня два точно не дала бы нам пройти до Каратайки. При слове "повезло" мы с Сергеем Владимировичем молча переглянулись, и налили себе водки до самых краёв немаленьких таких рюмок, это уже устойчивый рефлекс на это слово выработался за поездку))).
Читать дальше...