Дудинский краеведческий музей. Освоение Севера и новейшая история.

Jul 03, 2011 02:55

Доброго воскресенья, други мои!
В этот отдыхательный от трудов праведных день я заканчиваю серию репортажей о Дудинском краеведческом музее. Сегодня будут экспозиции посвященные освоению Севера и экспонаты новейшей истории. Снимков опять много, но дробить материал на два репортажа уже не хочется. Итак, запасайтесь терпением, берите попкон, несколько мегабайт трафика и ныряйте под кат. Приятного просмотра.




01. Зал посвященный освоению северных земель выглядит вот так. Много здесь не снимал, а жаль, опять нехватка времени.


02. Вот на таких парусниках первопроходцы прибывали в суровые северные края.


03. Знак в честь столетия освоения севморпути.


04. Самолёт полярной авиации. Рабочая лошадка полярников Douglas DC-3. Кстати, для тех, кто не знает в самом начале моего журлика есть репортаж о потерпевшем крушение в районе реки Дудыпты DC-3, для желающих его посмотреть пройдите сюда


05. Гидроавиция была представлена самолетами типа летающая лодка. Перед вами Ш-4.


06. Без исследований погоды здешняя жизнь была бы почти невозможна. Диорама показывающая запуск зонда.


07. Астрокомпас. Предназначен для определения курса самолета по Солнцу, Луне, планетам, звездам.


08. Гелиограф (от др.-греч. ἥλιος - Солнце и γράφω - пишу) - в метеорологии и климатологии - прибор для автоматической регистрации продолжительности солнечного сияния в течение дня, то есть когда Солнце не закрыто облаками. Может также применяться как сигнальный прибор для передачи сообщений путем отражения солнечных лучей.
Серенькая коробочка рядом - сейсмограф.


09. Начинается раздел новейшей истории. Стенд посвященный почетному гражданину города Кизиму. В 70-е и 80-е Александр Григорьевич руководил Дудинским морским портом, который именно в это время активно развивался. Он автор и исполнитель уникальной ледозащитной дамбы, до сих пор прикрывающей причалы во время весенних паводков от разрушительных ледоходов. В последние годы возглавлял Совет старейшин Таймыра и умело добивался достойной жизни для ветеранов.


10. Портовый буксир Авраамий Завенягин.


11. Сухогруз.


12. Общий вид экспозиции, посвященной Дудинскому морскому порту.


13.


14. Аннушка, АН-2.


15. Стенды, посвященные героям труда.


16. Нордвик.


17. Бухта Нордвик. Частично берега ее относятся к Таймырскому полуострову, частично - к Якутии. 72-74 параллель. Море Лаптевых, самая середина Северного морского пути. Сейчас эта территория с заброшенными, развалившимися поселками, кладбищами ржавеющей техники и человеческими кладбищами. А полвека назад там жили люди, и кипела работа.


18. О Нордвике нам практически ничего не было известно, кроме скудных данных о Нордвикстрое из официальных источников. Известно было также и то, что в годы войны Нордвик поставлял соль в Норильск, и что там использовался труд заключенных.


19. В освоение Нордвика и поисковые работы с 1933 по 1953 гг. на наличие угля, соли, нефти были вложены огромные средства. В довоенный период были проведены гигантские работы: строительство поселков, 70 км самой северной железной дороги, портоизыскание и возведение, добыча соли, бурого угля, нефтеразведка.


20. Но все эти усилия не оправдали ожиданий и вложенных средств. В 1948 году дальнейшее освоение Нордвика было признано нереальным, и его эксплуатацию предложили передать Норильскому комбинату, чтобы создать «лагерь заключенных», от чего Норильск отказался.


21. Предметы быта жителей Нордвика.


22. Норильлаг. Страшная страничка истории. Действовал с 1935 по 1956 г. Дудинка была воротами в этот лагерь.


23. Экспозиция, посвященная годам войны. А именно обороне Диксона. Да, да, и до наших краёв дотянулись лапы фашистов.


24. 16 августа 1942 года из Нарвика в обстановке строгой секретности вышел тяжелый крейсер “Адмирал Шеер”. По замыслу немецкого командования крейсер должен был в Карском море перехватить и уничтожить корабли экспедиции особого назначения (ЭОН-18), следовавшие по Северному морскому пути с Дальнего Востока в Кольский залив. Попутно “Адмирал Шеер” должен был обстрелять порты Диксона и Амдермы. 25 августа крейсер обстрелял радиостанцию на мысе Желания, а несколькими часами позже встретил ледокольный пароход “Александр Сибиряков”. В течение 20-минутного неравного боя героически сражавшийся пароход был потоплен, но за это время его радиостанция успела оповестить Диксон о появлении вражеского рейдера (ошибочно классифицированного как вспомогательный крейсер). Поэтому, когда в 1 час 5 минут ночи 27 августа с наблюдательного поста на Диксоне заметили во мгле неизвестный большой корабль, в порту сразу была объявлена боевая тревога. В 1 час 30 минут “Адмирал Шеер” с дистанции 32 каб. открыл огонь по гавани. Несколько крупнокалиберных снарядов разорвалось на берегу, один попал в “Революционера”, и тот загорелся. Батарея 152-мм орудий под командованием лейтенанта Н.М. Корнякова с причала и сторожевой корабль “Дежнев” из четырех 76-мм орудий открыли ответный огонь. Встретив организованное сопротивление, рейдер в 1 час 50 минут прекратил обстрел и, прикрываясь дымовой завесой, отошел.


25.


26.


27.


28. Типовой интерьер послевоенного жилища.


29.


30.


31. Раздел рассказывающий о геологических изысканиях и становлению Советской власти на Таймыре.


32. Рабочие инструменты геологов и первых горных рабочих.


33. Прялка и рыбный бочонок.


34. Кстати, о рыбе! Практически ни одно крупное поселение не обходилось без рыбзавода. Здесь он тоже есть.


35. Конечно представленных на снимках банок я никогда в продаже не видел.


36. А так Советская власть приходила на Север.


37. "Красный чум" боевая единица советского агитпропа.


38. В передвижном чуме центральный отопительный агрегат - буржуйка.


39. Вычислительная машина нулевого поколения.


40. Музыкальный автомат в виде патефона и глобус.


На этом серия постов о посещении Дудинского краеведческого музея закончена, спасибо вам за ваше внимание и терпение при просмотре моих длиннющих фоторепортажей.

таймыр, дудинка, дудинский краеведческий музей

Previous post Next post
Up