NARA T-313 R-355
ЖБД 4-й танковой армии
28.12.1942
Погода и состояние дорог: без изменений.
Рано утром противник возобновил свои мощные атаки на участке LVII танкового корпуса, нанося главный удар у Котельниково. Уже в 6.30 корпус доложил, что не сможет удержать Котельниково, если ему не разрешат передвинуть позиции ближе к городу, чтобы он мог высвободить больше сил для обороны с западного и северо-западного направлений. Корпусу было передано такое разрешение с ясным указанием на то, что нужно удержать Котельниково и вопрос по-другому не стоит.
Армия донесла в группу армий обстановку и свой взгляд на то, что вечером 28.12 Котельниково, скорее всего, придется оставить. Это является следствием новой угрозы обхода LVII танкового корпуса; его сил так мало, что после 28.12 корпус возможно вообще не сможет организовать новый фронт обороны. (В 23-й тд осталось всего два слабых гренадерских батальона, в обеих дивизиях имеется очень мало танков и артиллерии.)
Поскольку в течение первой половины дня обстановка у Котельниково продолжала обостряться, мы снова запросили добро на отвод танкового корпуса на рубеж Сал-Ерик. Так как решения до второй половины дня можно было не ждать, а начать отступление требовалось сразу с началом сумерек, армия передала в корпус предварительное указание - все излишнее оборудование и т.п. отвести за Сал, оставив в дивизиях только самое необходимое. Армия запланировала, в случае получения согласия, разместить LVII танковый корпус в обороне с обеих сторон от Ремонтной на Сале и Ерике, выделив из его сил по одной ударной группе для маневренного прикрытия южного и северного флангов соответственно. Корпус был проинформирован об этом плане.
Во второй половине дня было получено согласие на оставление Котельниково. Дополнительно к этому группа армий приказала:
4-я танковая армия получает задачу не допустить быстрого прорыва противника на запад между Салом и Доном, а также в направлении Пролетарской. С этой целью, как только потребует и позволит обстановка на поле боя, LVII танковый корпус, ведя маневренную оборону, должен будет отойти на рубеж Ремонтная-Жиковская. Необходимо постараться не допустить прорыва противника к переправе через Дон у Цимлянской, а также не потерять связь с дивизией СС «Викинг». Эта дивизия, по мере возможности, должна быть использована для активной обороны базиса снабжения в Сальске.
Армия в ответ сообщает свой ранее разработанный план. Относительно своих новых поставленных задач она полагает, что 29.12 противник, после занятия Котельниково, нанесет удар оттуда в направлении Ремонтной. Армия решает противопоставить этому удару с фронта очень слабую 23-ю тд у станции Семичная и западнее, а сохранившую боеспособность 17-ю тд сосредоточить у Выселки, Сибирки и Королева с целью нанести удар во фланг противнику, который фронтально будет наступать на 23-ю тд. Дивизию СС «Викинг», которая частично (одна полковая группа) уже прибыла в Ремонтную, армия решает использовать для прикрытия глубокого восточного фланга. Усиленный 156-й полк будет отведен южнее р.Сал и подготовлен в районе Эркетинской для маневренных действий против неприятеля, наступающего южнее Сала на запад.
(…)
Подбитые танки противника:
-уничтожен 41 танк, из них 16-й мд - 1, 17-й тд - 29, 23-й тд - 11.
40-й панцергренадерский полк 17-й танковой дивизии
Joseph Dinglreiter: Die Vierziger. Chronik eines Regiments, Hrgs. Kameradschaft Rgt.40, Augsburg, 1959
Оборона плацдарма в Котельниково была осложнена голой, лишенной укрытий местностью. 40-й пгп получил приказ приготовиться наносить контрудары. II-й батальон, вместе со штурмовыми орудиями 203-го дивизиона, 27.12 также достиг плацдарма Котельниково. Вражеские танки перешли в атаку из своих выжидательных районов. II-й батальон 40-го пгп немедленно вступил в сражение. Атаку противника удалось остановить. Тем временем Котельниково готовилось к обороне. Около 11.30 вражеские танки перешли в атаку на широком фронте. Подполковнику Хенриху были подчинены все имевшиеся силы для обороны северо-западной окраины города, тогда как II-й батальон 40-го пгп пока остался в резерве. Были подбиты многочисленные танки. У соседа справа произошло вклинение вражеских танков, что привело к потере большей части тяжелого вооружения дивизии, прежде всего артиллерии. II-й батальон 40-го пгп был введен в бой для обороны новой позиции плацдарма у Ленина. В середине дня прибыли выгруженные еще в начале месяца в Миллерово пешие роты. Из-за потерь в технике они были маломобильны, что в условиям маневренной войны являлось дополнительным обременением. Враг пытался обойти Котельниково не только с запада, его сильные части нацелились также и в глубокий правый фланг. Румынский сосед был раздавлен и отступил частично в беспорядке, поэтому о фланговом прикрытии не было никакой речи. Из Котельниково в ускоренном темпе вывозились грузы, необходимые для ведения маневренной войны.
Около 1.00 28.12 противник с 20 танками с запада и юго-запада попытался внезапно ворваться в Котельниково. Эта атака была отбита. Потом была отбита еще одна вражеская атака, силами многочисленной пехоты. В 5.30 вражеская пехота под прикрытием огня из реактивных установок вклинилась на северной окраине между рекой и городом и отрезала плацдарм. Группа Хенриха произвела контрудар. С тяжелыми для русских потерями положение было восстановлено. С наступлением темноты начался отход в район Ремонтной и организация там новой линии обороны. Группа Хенриха получила приказ - силами II-го батальона 40-го пгп, II-го дивизиона 127-го ап, одной батареи штурмовых орудий из 203-го дивизиона и части 27-го танко-саперного батальона удерживать западную окраину Котельниково до отхода аръегардов. Однако враг снова перешел в атаку с многочисленными танками; несколько танков прорвались к шоссе Ремонтная-Котельниково и взяли его под обстрел, причем подожгли несколько машин. Маршрут отхода дивизии оказался под сильной угрозой с запада.
В 18.15, наконец, был отдан приказ на отход. В течение всего дня энергичная оборона удерживала противника, но в сумерках его массированные атаки возобновились. Трасса отхода была разблокирована. Нет никаких сомнений, что успешная оборона этого дня является заслугой командира 40-го панцергренадерского полка. Аръегарды удерживали Котельниково до середины ночи. Их упорное сопротивление позволила спасти все ценное имущество. Дивизии была выражена благодарность и признательность. К сожалению, были оставлены большие склады с продовольствием и обмундированием. Администрация покинула их слишком поздно. Один загруженный железнодорожный состав пришлось взорвать.