NARA T-313 R-355
29.11.1942
Погода: температура около 0, периодические дожди. Трассы и дороги размокли, местами перестали быть проходимыми.
Ночь в полосе 16-й мд и на восточном фронте 4-й румынской армии прошла спокойно. На участке VI румынского корпуса была только одна вражеская вылазка против Шарнутовского. Бывшее там охранение отступило к Дорганову.
16-я мд одном усиленным полком предприняла вылазку через Нюкин и Чапачачи до района в 12 км юго-восточнее Чапачачи в тыл противника. Эта операция имела полный успех. Даже если и не получилось полностью уничтожить попавшего в окружение значительно более многочисленного противника из-за нехватки своих сил и короткого дневного времени, то все равно были захвачены его многочисленные обозы, боеприпасы, продовольствие, а его тыловые коммуникации чувствительно нарушены. В первую очередь был внесен хаос в русский наступательный марш, в результате чего 16-я мд на этом участке получила значительное облегчение.
В то время, как на восточном и северо-восточном фронтах 4-й румынской армии сегодня тоже не было никаких существенных боевых действий, русские продолжили развивать свою ночную вылазку на Шарнутовский и, введя в бой новую прибывшую 126-ю сд, при поддержке легких танков в 5.00 атаковали участок VI румынского корпуса восточнее железной дороги и непосредственно на ней самой. В то время, как атака на железной дороге была отбита, врагу удалось войти в Пимен Черни. VI румынский корпус направил группу Корне в контратаку на Шарнутовский, а группу фон Паннвица - на Пимен Черни.
Даже если и была надежда на успех этих контрударов, перед 4-й танковой армией встал вопрос о том, какие меры нужно предпринять, чтобы не допустить полной потери всего окончательного рубежа обороны по линии Шарнутовский-Пимен Черни. Этот рубеж нужно было удержать, чтобы обеспечить развертывание LVII танкового корпуса в ранее предусмотренных районах. Все яснее становилось, что румынское командование не справляется с обстановкой. В результате командующий армии согласился с предложением своего начальника штаба как можно скорее направить на участок фронта Шарнутовский-Пимен Черни 23-ю тд и подчинить обе танковые дивизии LVII танковому корпусу.
Во время доклада обстановки начальником штаба 4-й танковой армии начальнику штаба группы армий «Дон», последний, однако, попросил дождаться согласования этого замысла командующим группы армий.
Поэтому в 10.15 генерал-полковник Гот позвонил генерал-фельдмаршалу фон Манштейну и попросил его согласие на оперативное использование 23-й тд. Затем произошло обсуждение будущего наступления 4-й танковой армии на Сталинград. Генерал-фельдмаршал фон Манштейн в этой связи сообщил, что у него есть идея перевести LVII через Дон и нанести им удар с плацдарма у Верхне-Чирской. Однако ясности по этому вопросу пока нет, все будет зависеть от действий и положения противника перед 4-й танковой армией. 4-я танковая армия отмечает следующие моменты: a) местность на западном берегу Дона неудобная и марш на плацдарм будет затруднен; b) распечатывание плацдарма силами двух танковых дивизий при сильном вражеском сопротивлении будет очень сложным, причем местность на восточном берегу Дона хорошо известна и пригодна для маневренных действий; и, наконец, с) положение противника на восточном берегу кажется более удобным для нас. Южнее Сталинграда с полной уверенностью можно ожидать сильного противника; но он же встретится и при переходе в наступление с Верхне-Чирского плацдарма.
Контрудары групп Корне и фон Паннвица имели успех и в середине дня привели к возврату Шарнутовского и Пимен Черни. Противник на железной дороге был отброшен обратно до района 8 км северо-восточнее ст.Гремячий контрударом частей 6-й тд, которая уже приняла этот участок фронта. Вечером, однако, охранение на ст.Гремячий из-за новой вражеской атаки было вынуждено отступить к ст.Курмоярская. Проведенная от Котельниково на север разведка обнаружила, что Сафронов и Верхнекурмоярский заняты многочисленным противником.
Данные показаний пленных, а также наземной и авиаразведки, позволяют говорить о том, что 30.11 противник планирует крупными силами начать наступление на Котельниково. Восточнее железной дороги у русских имеются 61-я кд и 126-я сд, западнее - 81-я кд и 302-я сд. Все эти дивизии имеют не слишком большую боевую мощь, но в их тылу есть 85-я тбр, которая полностью боеспособна.
В 6-ю тд была передана информация о предстоящем русском наступлении, и в 14.00 она получила приказ принять все необходимые меры для того, чтобы нанести врагу сокрушительное поражение.
Эшелоны 6-й и 23-й тд, а также корпусных частей LVII танкового корпуса прибывают с большими задержками. По информации железнодорожного управления, по техническим причинам примерно половину эшелонов придется выгрузить в Сальске. 4-я танковая армия ведет энергичные переговоры. Группе армий «Дон» направлена просьба довезти все эшелоны хотя бы до Ремонтной. Плохие дороги, 200 км марша и нехватка горючего будут сильно мешать развертыванию. Нужно ждать результаты этих переговоров.
В приложении - ситуация с перевозкой управления LVII танкового корпуса, а также 6-й и 23-й тд.
В своем исх. Ia № 23/42 от 28.11 группа армий «Дон» отмечает особенную важность переправы через Дон у Потемкинской для оперативных планов. Мост там разрушен. Группа армий требует как можно скорее провести работу по восстановлению переправы, в т.ч. ледовыми трассами.
В этой связи, во время доклада обстановки группе армий, начальник штаба 4-й танковой армии, сообщает, что мост у Потемкинской не разрушен, а только временно не пригоден к работе. Для строительства новой переправы у армии нет никаких достаточных сил. Начальник штаба группы армий обещает помощь со своей стороны.
В приложении - информация о частях VI румынского корпуса, размещенных в районе Шарнутовский-Пимен Черни.
NARA T-313 R-356
Донесение о частях VI румынского корпуса, действующих в районе Шарнутовский-Пимен Черни
Передал гауптманн Эразмус (D.V.K.16) в 16.10 29.11.1942
-Шарнутовский: смешанная рота Ойле (Eule) (части маршевого батальона 29-й мд), 6 танков и 4 штурмовых орудия, в настоящий момент подчинены 8-й румынской кд;
-Дарганов: штабы 8-й кд, 2-го и 4-го кавалерийских полков, одна тяжелая батарея, два саперных взвода, два взвода 3-й кавалерийского (моторизованного) полка;
-на позиции на высоте 140,6: один эскадрон 4-го кавполка (остатки полка), одна легкая батарея;
-на позиции на высоте 133,4: один эскадрон 2-го кавполка (остатки полка);
-у Пимен Черни на дороге Дарганов-Небыков: два опорных пункта каждый численностью по одному взводу;
-в сараях в 7 км восточнее Пимен Черни: штаб I-го эскадрона 3-го моторизованного кавполка и два эскадрона численностью по взводу каждый;
-Пимен Черни: на высоте 86,4 (юго-восточнее Пимен Черни) и высоте 69,4 (северо-восточнее Пимен Черни) II-й батальон 92-го пп; машино-тракторная станция северно-западнее Пимен Черни - маршевый батальон 5-го егерского полка; точно южнее отм.85,5 410-й охранный батальон;
-на дороге Пимен Черни-Гремячий: одна рота 18-го легкого батальона, а также два взвода из 1-го пп;
-Ниж.Черни в резерве: 31-й рекрутский батальон.
Артиллерия:
-южнее Пимен Черни у отм.55,3: одна батарея с двумя легкими гаубицами;
-южнее Ниж.Черни: один артдивизион, 12 орудий - 6 тяжелых гаубиц и 6 пушек;
-южнее дороги от Ниж.Черни на Караичев у 102,9: один дивизион 47-го артполка - две батареи, всего 8 орудий, все тяжелые гаубицы.
У Караичева в резерве корпуса стоит 26-й рекрутский батальон.