Город в республике Коми, находится на железной дороге между Печорой и Воркутой, чуть южнее полярного круга, стабильного автосообщения с "большой землёй" тут нет, только жд и зимники. Нынешнее население - около 20 тысяч, 30 лет назад было в три раза больше. Освоение местного угольного месторождения началось в предвоенные годы, в 1942 был образован пгт Инта, с 1954 - город. С 2018 года добыча угля тут прекращена.
Инта интересна прежде всего деревянной архитектурой середины прошлого века.
Первые два кадра сделаны из окна квартиры, где мы ночевали. 22 сентября было светло уже в начале шестого утра, это второй с востока город, живущий по московскому времени. А времени было мало, приехали из Воркуты на ночь глядя, а поезд на Печору уже в 8 утра, пришлось побегать. Благо, город советский, почти без частного сектора и довольно компактный.
Сталинские общественные здания и жилые дома, отчасти более поздние.
Мостик через реку Большую Инту. Видно, что деревья вне городской застройки, конечно, не карликовые, но пониже, чем обычно. Инта находится где-то на стыке лесотундры и тайги, болот вокруг города едва ли не больше, чем лесов.
Школ много. Многие ли сейчас в них учатся?
Не только деревянные дома тут интересны, есть и необычные кирпичные.
Плотина на Б. Инте.
Промзона. Видимо, ТЭЦ.
Главной штучной достопримечательностью тут является водонапорка 1950-х годов. Вроде бы в ней расположен музей политических репрессий.
Олимпийская символика и шахтёрские мотивы на стене ДК.
Теперь к местным "деревяшкам". Умудрились тут в своё украсить обычные сталинские двухэтажки. Я ожидал их увидеть, но своими глазами всегда лучше.
Некоторые уже заброшены, но тут могут долго простоять и в таком виде, земля под застройку тут особо никому не нужна.
Деревянные дома стоят в основном по улице Кирова, но здесь, в историческом центре, есть и каменные здания.
Это вообще что-то необычное.
Киров.
И пожарка неплохая.
Возможно, мы что-то упустили. Прощаемся с Интой на Комсомольской площади.
Но впереди ещё Верхняя Инта, посёлок при железнодорожной станции. От центра Инты до вокзала - десяток километров. Успели немного пробежаться.
Тут население с советских времён упало раз в 10.
Пора и на юг, в Печору.