Эта история мало кому известна,кто не интересуется историей кораблестроения и морских катастроф.Поэтому сегодня расскажу о кораблекрушении, которое порой сравнивают с катастрофой гибели "Титаника",пускай и не такой масштабной.
Самой большой проблемой острова Гренландия в середине 20-го века было отсутствие круглогодичной связи с Данией и со столицей Копенгагеном, так же как и связь столицы Готхоба с прибрежными гренландскими поселками из-за полного бездорожья. Именно поэтому столь пристальное внимание широкой общественности и Дании и Гренландии было привлечено в конце 1956 года к обсуждению в фолькетинге проекта постройки грузо-пассажирского судна ледокольного типа, которое смогло бы обеспечить круглогодичную связь острова с Датским королевством. Подавляющее большинство парламентариев безоговорочно поддержало этот проект министерства по делам Гренландии, кто-то из них воздержался, но один из парламентариев, как ни странно, коренной житель острова Ауго Линг, выступил категорически против. Его можно понять: «цивилизацию и прогресс», о которых говорилось на парламентских слушаниях, уже принесли на остров непрошенные и развязные янки. Кроме того, эскимосам не так уж часто приходилось бывать в Европе, и пользоваться морским транспортом они не будут. Если так, то для кого судно будет строиться пассажирским?
Он предупреждал, что судно во время рейсов будет находиться намного севернее зон, контролируемых службой ледового патруля, и что плавание его в ледовых условиях, особенно в период полярной ночи, несмотря на самое современное оборудование, будет сопряжено с огромным риском.
С отвесных берегов Гренландии постоянно сползают и рушатся в воды Атлантического океана ледники, огромные осколки которых, называемые айсбергами, уносятся течениями и ветрами на юг. Они скитаются по океану по воле волн от двух до трех лет и представляют грозную опасность для судоводителей. Столкнувшимся с ними судам они несут почти всегда быструю и верную гибель. Недаром моряки называют их «молчаливой смертью», «дрейфующей гибелью», «белыми призраками» и другими не менее мрачными именами.
Выйдя из старинного дворца Кристиансберг, в котором заседал фолькетинг, Ауго Линг в сердцах заявил одному из журналистов:
- Я никогда не отправлюсь полярной ночью в рейс ни на каком даже самом прочном, надежном и совершенном судне!
Увы, никто не волен изменить свою судьбу.
Большинством голосов парламентариев фолькетинг принял решение о строительстве судна для плавания в Гренландию, причем немалую роль в этом сыграли ссылки представителя министерства по делам Гренландии на успешный опыт плавания советских транспортов ледокольного типа в Арктике.
Заказ на постройку нового теплохода был выдан в середине 1957 года известной судо- и машиностроительной фирме «Бурмейстер ог Вайн». Новый теплоход рождался на стапеле верфи Фредериксхавн, расположенном неподалеку от причала, где на вечной стоянке был ошвартован парусно-паровой фрегат «Ютландия», прославившийся в датско-прусских войнах середины прошлого века.
Работы по строительству судна велись быстро, и примерно через год в торжественной обстановке оно было спущено на воду. Разбив о его форштевень традиционную бутылку шампанского, «крестная мать» нарекла его именем датского национального героя «Хансом Хедтофтом».Длина судна составляла 82,6 метра, ширина 14,2 метров.Оно могло вместить себя 60 пассажиров и 40 членов экипажа.
Чертёж судна проекта "Ханс Хедтофт"
Теплоход еще стоял у достроечного причала, а столичные газеты «Экстрабладет», «Берлинске тиденде», «Политикен» и другие уже писали о том, что «Ханс Хедтофт» лучшее из судов, когда-либо созданных для плавания в тяжелых ледовых условиях, что Гренландия, благодаря открытию постоянной трансарктической линии, станет близкой к Дании, что теперь будет переброшен надежный мост между столицей и центром самой отдаленной провинции королевства.
В конце 1958 года «Ханс Хедтофт» официально вступил в состав датского торгового флота. Теплоход имел водоизмещение три тысячи тонн и был рассчитан для плавания в условиях зимней навигации в Северной Атлантике: его снабдили двойным днищем, семью прочными водонепроницаемыми переборками, усиленным набором корпуса и дополнительным ледовым поясом из специальной стали. Теплоход имел новейшее навигационное оборудование и радиолокационную аппаратуру. Для спасения пассажиров и экипажа на судне были спасательные шлюпки, автоматические надувные плоты с аварийным снаряжением и герметично закрывающийся и потому непотопляемый моторный бот. Теплоход отвечал самым высоким требованиям как датских страховых компаний, так и реестра Ллойда. Судну был присвоен позывной сигнал OXKA и порт приписки Копенгаген.
"Ханс Хедтофт" на ходовых испытаниях.
Своими обводами «Ханс Хедтофт» не походил ни на одно грузо-пассажирское судно: его отличали острый форштевень и крейсерская корма, длинная двухэтажная надстройка тянулась от носового грузового трюма до самой кормы.
Проектировщики и строители фирмы «Бурмейстер ог Вайн» считали теплоход «практически непотопляемым». Утверждавшие это совсем забыли, что сорок шесть лет тому назад такие же слова говорились и о «Титанике». История, к сожалению, повторяется.
Капитаном «Ханса Хедтофта» был назначен пятидесятидевятилетний Payсс Рамуссен, опытнейший датский судоводитель. Тридцать два года отплавал он в полярных морях и как никто другой знал все их коварство. За свою долгую жизнь и службу на море он не раз попадал в опасные ситуации, но всегда благополучно выходил из них. Недаром он носил прозвище «морской волк».
По иронии судьбы и капитану «Титаника» к моменту гибели было тоже пятьдесят девять, и проплавал он по морям-океанам тоже тридцать с небольшим лет. Все как у Раусса Рамуссена.
Принятие «Ханса Хедтофта» в строй было обставлено весьма и весьма торжественно. На грандиозном приеме по этому случаю произносились громкие речи и пышные тосты, много было высказано похвал и в адрес судна, и в адрес строителей, и в адрес капитана. В ответном слове капитан Рамуссен поблагодарил за оказанное ему доверие, заверил, что оправдает его. Он заявил, что вступление в строй нового теплохода «произведет революцию в истории плавания в Арктике», что теплоход является абсолютно надежным и совершенным судном и что он, Рамуссен, на все сто процентов уверен в полнейшей безопасности предстоящих рейсов в Гренландию и гарантирует безопасность всем, кто будет находиться на борту его теплохода.
8 января 1959 года в торжественной обстановке, провожаемый добрыми напутствиями и гудками судов, «Ханс Хедтофт» снялся со швартовых и взял курс на Готхоб.
"Ханс Хедтофт" в порту Копенгагена.
Приход «Ханса Хедтофта» в Гренландию 17 января вызвал там сенсацию и непередаваемый восторг. Теплоходу была устроена торжественная встреча, снова произносились речи, на его борту толпились возбужденные европейцы и эскимосы. Еще бы им не быть радостными и возбужденными: далекая провинция получила первую постоянную судоходную линию! «Ханс Хедтофт» доставил в Готхоб первым рейсом много разных грузов и три десятка пассажиров.
На приеме, устроенном в честь благополучного завершения первого рейса Копенгаген - Готхоб, капитан Payсс Рамуссен вновь восторженно отозвался об отличных мореходных качествах своего судна и заверил всех, что круглогодичная навигация отныне дело решенное. Он не стал говорить о трудностях ледового плавания, об огромном количестве ледяных полей и айсбергов, встреченных ими у мыса Форвель, где Восточно-Гренландское течение описывает гигантскую дугу, о сложности судовождения в условиях полярной ночи. Зачем пугать потенциальных пассажиров? Рамуссен отлично знал, что, кому и когда можно говорить.
Пока теплоход стоял у причала Юлиане- хоб, он сделался местом паломничества: на нем перебывали почти все жители столицы Гренландии, официальные лица, представители прессы и радио. Команда теплохода между тем готовилась в обратный рейс, в который судно должно было забрать из Готхоба грузы и пассажиров. Причем плавание на линии Копенгаген - Готхоб - Копенгаген должно было завершиться в точно назначенный час - не раньше, но и не позже. От этого зависел престиж и судоходной кампании, и самого капитана.
Отплытие "Ханса Хедтофта" из порта Готхоб. Последняя прижизненная фотография судна.
Но когда наступил день отхода судна, погода резко ухудшилась, стрелки барометра начали стремительно падать. Теплоход принял груз, в его каютах разместились пятьдесят пять пассажиров, в основном местные жители. Среди них было девятнадцать женщин и шесть детей, старшему из которых исполнилось одиннадцать лет. Многие из этих пассажиров уже летали на самолетах и вертолетах, пользовались радиотелефоном, ездили на мотонартах и автомобилях, но впервые в жизни вступили на палубу современного судна.
Среди пассажиров был и Ауго Линг. Тот самый, который три с небольшим года назад зарекался вступать на борт самого надежного судна, уходящего в рейс полярной ночью. На «Хансе Хедтофте» он сопровождал особо важный фуз: финадцать металлических ящиков, в которых находились уникальные архивные материалы по истории Гренландии, в том числе бесценные рукописи пастора Ханса Эгеде, относящиеся к 1720-1730 годам. Эти материалы Линг должен был передать на хранение в королевскую сокровищницу в Копенгагене.
Ауго Линг не раз фебовал, чтобы все эти сокровища были отправлены на материк на самолете, но... Как когда-то знаменитый и бесценный подлинник «Рубаята» Омара Хайяма был доверен «Титанику», так и судьбу этих тоже бесценных записок доверили «Хансу Хедтофту», тоже «непотопляемому», тоже «самому современному» и тоже «самому надежному».
В четверг 29 января 1959 года «Ханс Хедтофт» отдал швартовы и медленно отошел от причала. На судне были включены все палубные огни, оба прожектора, празднично сияли окна и иллюминаторы. Во мраке полярной ночи теплоход, резко выделяясь на фоне темной воды и черного неба, казался сказочным сверкающим дворцом.
Отплывавшие пассажиры толпились у борта, провожающие - на причале. Неслись громкие прощальные слова, пожелания доброго пути, удачи и всего того, что обычно желают при расставании.
Погода, однако, продолжала портиться. Даже здесь, в фиорде, ветер остервенело и больно стегал снежными зарядами. Небольшие льдины колыхались в черной, казавшейся густой и маслянистой, воде, негромко постукивали о борт судна. Прогноз не сулил ничего хорошего, барометр продолжал падать. Он предвещал шторм, особенно опасный полярной ночью в океане, да еще у берегов острова, являющегося «родиной» смертельно опасных айсбергов.
Капитан Payсс Рамуссен все это отлично понимал, но тем не менее ни на минуту не задержал отход своего судна. Он знал и другое: рейс Копенгаген - Готхоб - Копенгаген мог считаться успешно завершенным только при условии, если «Ханс Хедтофт» точно по расписанию, минута в минуту ошвартуется у назначенного для него причала во внутренней гавани Копенгагенского порта и он, капитан, сводивший его в первое «девичье» плавание, доложит представителям Королевской судоходной компании и министерства по делам Гренландии об окончании рейса. Раус Рамуссен скоро собирался уходить на пенсию и рассчитывал, что этот рейс будет засчитан в его актив.
Еще несколько дней назад погода была более благоприятной для плавания, и капитан Рамуссен имел значительно больше шансов благополучно провести свой теплоход через опасный район скопления айсбергов у мыса Фарвель. Но капитан получил четкое и категорическое указание компании о продолжительности пребывания в Готхобе и точном времени прибытия в Копенгаген. И никакие самые неблагоприятные прогнозы погоды не смогли бы заставить Рамуссена нарушить это указание. В мире существуют силы, с которыми не рискуют вступать в борьбу даже самые смелые и опытные капитаны.
Ветер тоскливо завывал в антеннах судна, вихрил на палубах сухой колючий снег, суровая зимняя Атлантика угрюмо вздыхала даже здесь, в фиорде, показывая судну и его пассажирам, что такое настоящий зимний шторм.
Береговые огоньки скоро затерялись в частой сетке метущегося снега. Пассажиры поспешили уйти в уютные теплые каюты. Никто из них и членов экипажа не знал, что эти огоньки - последние, которые они видели в своей жизни, и что «Ханс Хедтофт» упрямо идет навстречу своей скорой гибели.
Информация собрана и проанализирована с сайтов:
http://www.hanshedtoft.dk/ http://www.maritimedanmark.dk/Print.asp?Id=3822 http://agesmystery.ru/node/1824