А было ли золото инков?Часть вторая.

Dec 24, 2012 19:55


Теперь попытаемся разобраться еще с одной легендой, в которой содержатся недвусмысленные намеки на иную сторону тайны исчезновения инкских сокровищ. В этой легенде идет речь о том, как после смерти последнего Инки Атауальпы подданные инкского императора бросили на дно высокогорного озера Титикака золотую цепь длиной более двухсот метров. Эта чудо-цепь была изготовлена мастерами-умельцами по заказу Уайна Капаки - отца Атауальпы, и Уаскара, в честь рождения последнего (Атауальпа был хоть и старшим сыном Верховного Инки, но незаконнорожденным, в отличие от младшего своего брата). Диаметр колец этой цепи-монстра достигал пяти сантиметров, и ее с трудом могли поднять три сотни выносливых и натренированных на перенос тяжестей воинов. Можно только приблизительно прикинуть стоимость этого сокровища, но многие исследователи не без оснований полагают, о в то страшное для государства Тауантинсуйо время на дне озера Титикака была похоронена не только одна цепь. Например, до сих пор неизвестно местонахождение двадцати семи золотых скульптур древних инкских божеств весом в три тонны каждая, и сведения окоторых дошли до нас из глубины веков...






Видный перуанский историк средневековья Гарсиласо де ла Вега (1539-1617 г.г.) в своей знаменитой книге “Всеобщая история Перу” приводит сведения о том, что бежавшие от ненавистных испанцев подданные Атауальпы доставили на берега Титикаки огромное количество золотых изделий, вывезенных из еще неразграбленных завоевателями храмов, и кинули их все в озеро. Де ла Вега пишет о том, что среди прочих утопленных богатств был и знаменитый золотой диск с изображенной на нем богиней Луны. Диск этот имел 10 метров в диаметре и весил полторы тонны. Эти сведения некоторым образом подтверждаются случаем, произошедшим в 1899 году. Как-то раз, после особо сильного шторма, разыгравшегося на озере, индейцами из прибрежной деревни Лас-Рохас-Вермехо на берегу было найдено несколько выкинутых разыгравшимися волнами золотых изделий, и среди них - обрядовый нож верховного жреца Тауантинсуйо, о котором до сих пор можно было судить только по сохранившимся индейским изображениям. Каким образом храмовые ценности из Куско оказались за четыреста километров от места, где они должны были находиться? Конечно, это расстояние гораздо меньше, чем расстояние между тем же Куско и вулканом Сангай в Эквадоре, и поэтому многие исследователи склонны полагать, что сокровища инков были спрятаны именно на дне озера Титикака. Максимальная глубина этого озера достигает 350 метров, и хоть подобные глубины вполне доступны современным водолазам, но нельзя забывать, что они доминируют на доброй половине площади Титикаки, то составляет ни много ни мало - целых 4500 квадратных километров! К тому же исследовательским работам может помешать очень значительное разрежение воздуха на четырехкилометровой высоте и беспокойная в любое время года поверхность озера...

Версия титикакского следа подтверждается еще одним любопытным фактом. Испанский монах и летописец Доминик Ла Касас, верный спутник другого завоевателя Перу, Хосе Калама, в 1549 году описывал казнь индейского касика Палма Кондорканки, который вздумал поднять против испанцев всеобщее вооруженное восстание. После провала затеи попавший в плен и подвергнутый страшным пыткам касик решил откупиться от своих мучителей золотом, предъявив Каламу в качестве аванса двухметровую золотую статую бывшего правителя Тауантинсуйо - Сапа Инки, которую индейцы на глазах изумленных испанцев вытащили из озера. Уловка касику не помогла, его все равно казнили, но сколько испанцы потом не ныряли, а остальных сокровищ в озере так и не нашли. Ни пытки, ни увещевания не смогли заставить индейцев указать место затопления обещанных Кандорканки золотых статуй. В конце концов Каламе пришлось довольствоваться только тем, что он уже получил, а жители всех прибрежных деревень были либо замучены, либо сбежали в горы, подальше от своих “благодетелей”... Бесценную статую Сапа Инки постигла судьба многих других шедевров, награбленных невежественными испанцами - ее переплавили в золотые слитки и отправили в Мадрид с первым же караваном.

Много яростных споров в свое время вызвала экспедиция некоего английского полковника Фосетта, сгинувшая в 1925 году в джунглях Бразилии. Фосетт отправился на поиски таинственного “золотого города”, и с тех пор ни о нем, ни о его спутниках не поступало никаких официальных или достоверных сведений. Однако на основе этого “неоконченного” путешествия возникло великое множество догадок и гипотез, “подкрепленных” всякими нелепыми сообщениями и документами. Правды об этой экспедиции, скорее всего, так и не узнает никто, по крайней мере в ближайшее время, однако кое-что все же можно утверждать со значительной степенью достоверности.

Официальная биография Перси Гаррисона Фосетта “начинается” в 1906 году, когда правительства Перу, Боливии и Бразилии обратились к английскому Королевскому Географическому обществу командировать к ним самых лучших специалистов-топографов для установления точных границ этих южноамериканских государств. Назначение туда, среди прочих толковых специалистов, получил и Фосетт, майор-артиллерист английской королевской армии. Выбор был не случаен: еще в бытность свою студентом Оксфордского колледжа, Фосетт сильно увлекся изучением культуры стран Латинской Америки. В то время огромное впечатление на молодого человека произвела историческая хроника ХVI века Франциско де Орельяно. В ней, среди всего прочего, рассказывалось о том, что в джунглях междуречья рек Мараньон и Путумайо затерялся некий город-клад. В этом городе, по утверждению хроники, нашли прибежище подданные казненного испанцами Последнего Инки, и там так много золота, спасенного от жестоких завоевателей, что даже крыши домов обитателей города покрыты тонкими листами из благородного металла...

Фосетт был одним из горячих сторонников легенды о “десяти тысячах инков”, и потому, выхлопотав себе назначение в Бразилию, он твердо решил, пользуясь случаем, доискаться истоков этой легенды. Прибыв вскоре в Рио-де-Жанейро, одержимый майор совершил грандиозный поход по национальным бразильским архивам, и в конце концов кое-что обнаружил. Это были португальские рукописи ХVIII века, в которых речь шла о трагической историиодного неудачного предприятия португальских авантюристов-кладоискателей, снарядивших экспедицию в центр нынешней области Амазонас за желтым металлом в марте 1743 года. В записках, в частности, описывался печальный конец этого путешествия. Вот что там говорилось:

“Четырнадцать месяцев скитались 18 золотоискателей по джунглям в предгорьях неприступных Анд, пока лихорадка и дикие звери не уничтожили больше половины из них. Тогда оставшиеся в живых, так ничего и не приобретя, попробовали выбраться из этого Зелёного Ада. Вдруг темнота леса неожиданно вскрылась, и перед удивленным взором авантюристов предстали развалины какого-то неизвестного города, построенного из прекрасного белого камня...”

Именно этот отрывок рукописи привлек к себе внимание Фосетта. Сопоставив все ранее известные ему факты, вспомнив о найденных в конце ХIХ века также в районе Мараньона маленьких золотых статуэтках инкских божеств, Фосетт вполне резонно допустил, что где-то в глубинных, недоступных районах Бразилии, граничащих с высокими Андами, могут и до сих пор скрываться потомки “десяти тысяч инков”, преодолевших суровые перевалы Восточных Кордильер и построивших в неприступной долине притока Амазонки свой “Золотой Город”. На основании каких-то известных только ему данных, Фосетт высказал предположение, что одним из таких мест может быть район, известный как Сьерра-Мадре (Синие Горы).

...Почти 10 лет Фосетт проводит в джунглях Амазонки, затем продолжает карьеру в Англии. В 1924 году он уже в чине полковника, и перед ним раскрываются очень большие возможности. В начале года он делает доклад в Королевском Географическом обществе, в котором подробно излагает все свои догадки и предположения. Доказательства, предоставленные неугомонным полковником на суд ученых столь неопровержимы, что британское правительство решается поставить его во главе хорошо оснащенной экспедиции.

...Ранним утром 20 апреля 1925 года маленький бразильский город Санта-Рита покидает экспедиция из десяти человек во главе с Фосеттом. В экспедицию также входит его сын Джек Фосетт и молодой английский географ Роберт Риммель. Идет месяц за месяцем, проходит год, полтора... но от экспедиции, сгинувшей в Зеленом Аду, ни слуху, ни духу. В конце 1926 года французский врач Робер Менжье впервые в истории пересек Южную Америку на автомобиле. Вот он-то и рассказал газетчикам о странном “одичавшем европейце” лет пятидесяти в костюме индейца, встреча с которым произошла у Менжье на одной из глухих дорог в джунглях близ отрогов Ла Монтаньо, входящих в массив Синих Гор. По описанию Менжье, человек этот напоминал пропавшего полковника Фосетта.

Обеспокоенное Королевское Географическое общество к 1928 году снаряжает еще одну экспедицию в дебри Сьерра-Мадре под командованием морского офицера Дайота Куинси на поиски пропавшего полковника. Она должна была пройти по предполагаемому маршруту Фосетта, Куинси и его люди провели тщательные поиски, но - увы! - абсолютно безрезультатно. Правда, им удалось установить, что загадочный “дикий европеец”, напоминавший Фосетта, возможно находится среди племени таинственных белых индейцев, местонахождение которого никому не было известно.

Сообщение о “белых индейцах” заинтересовало еще одну научную организацию под довольно экзотическим названием - “АНГЛИЙСКОЕ КОРОЛЕВСКОЕ ОБЩЕСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ АТЛАНТИДЫ”. Одним из членов этой организации, доктором Говардом Дженкинсоном, было высказано предположение, что “легенда о золотом городе” из хроники Франциско Орельяно, “Белый город” из португальской хроники, которую Фосетт обнаружил в архиве Рио-де-Жанейро, и таинственное племя “белых индейцев” - суть явления взаимосвязанные, но никакого отношения к “десяти тысячам инков” определенно не имеют. По гипотезе Дженкинсона, индейцы эти являются ни кем иными, как потомками... древних атлантов, переселившихся на американский континент в незапамятные времена. Общество по изучению Атлантиды начало подготавливать новую экспедицию на поиски Фосетта в надежде, что ее открытия бросят свет и на историю загадочной Атлантиды...

И вот 22 февраля 1934 года экспедиция “атлантологов” в составе капитана Морриса, французского этнографа Луи Маллепина и проводников отправилась в джунгли. Отправилась для того, чтобы... тоже бесследно исчезнуть.

Спустя три года американская газета “Нью-Йорк джорнел Америкен” на своих страницах опубликовала сенсационный материал: найден полный дневник капитана Морриса, который редакция получила от губернатора бразильской области Маракайбо дона Хименеса де Гарсия. Губернатор, в свою очередь, купил этот дневник у какого-то индейца, который рассказал, что нашел “эти тетради” далеко в джунглях возле останков человеческого скелета... без головы. По лоскутам полуистлевшей одежды индеец определил, что это был европеец. Вот отрывки из этого дневника:

“...Меня разбудила острая боль в руке - из нее торчало тонкое древко индейской стрелы. Я не успел даже схватиться за пистолет, как немедленно был связан по рукам и ногам. Рядом лежал Маллепин, раненый в голову. Индейцы дали нам напиться воды, а затем потащили через джунгли. На мой вопрос, что это за племя, Маллепин ответил, что не имеет об этом представления, так как не услышал от этих индейцев пока еще ни слова, но по цвету кожи и строению черепа они скорее всего напоминают инков, которых в этом районе быть не может, потому что между Сьерра-Мадре и Андами расстояние составляет почти 600 сухопутных миль. Но наши индейцы никак не походили ни на индейцев аррива, ни на улбиу или шайпура, доминировавших в этих джунглях от Перу до самого Мату Гросу”.

“...Пишу с большим трудом, потому что хинин кончился, а лихорадка - нет. После двухдневного похода мы передохнули в маленьком индейском лагере, очень напоминавшем по строению инкские форты ХVI века. Здесь, видимо, расположен один из аванпостов этого странного племени. В конце четвертого дня нас доставили в большой поселок. Он состоит из одного просторного деревянного дома и, тоже деревянных, хижин, но поменьше размером. Наконец-то нас пожелал увидеть вождь. Это был старый индеец с большой короной из перьев горного орла и золотыми украшениями на груди. Сначала разговор между нами происходил с помощью жестов, но потом Маллепин обнаружил, что язык этих индейцев похож на язык инков, с которым он был несколько знаком. Это еще больше подтвердило предположение о том, что перед нами - далекие потомки инков, переселившихся со склонов Анд в сельву Амазонки... В конце концов нам дали понять, что убивать нас не собираются, но покидать поселок нам категорически запрещено”.

“...Дни идут за днями. Иногда мы встречаем пленника-индейца, который уже долго живет среди неведомого племени, и он рассказал нам, что в нескольких днях пути отсюда расположен большой каменный город с белыми стенами и золотыми крышами, и там живет Самый главный Вождь пленившего нас народа, и только он вправе распорядиться относительно нашей жизни или смерти. Я спросил у этого индейца, как называется белый город, но он ничего не ответил, или не знал, или скорее всего не захотел говорить. Он только сказал, что нас скоро приведут в этот каменный город, и вскоре мы всё увидим и узнаем сами”.

“...Сегодня вечером Маллепин украл нож и решил бежать в одиночку, так как в последние дни я немного приболел. Из моего прорезиненного плаща был сделан влагонепроницаемый сверток, в который я положу свой дневник и отдам готовому к побегу Маллепину”.

“...Остаюсь один на пороге тайны. Я уверен, что скоро увижу полковника Фосетта, потому что вождь сказал, что в каменном городе с золотыми крышами живет еще несколько белых пришельцев. Да поможет мне Бог! Капитан Моррис”.

Американская редакция выдвинула предположение, что скелет принадлежал именно Маллепину. О судьбе капитана Морриса ничего не известно и по сей день. Однако в 1970 году Остин Бриджес, внук газетного магната Нейла Бриджеса из Орландо, штат Техас, снарядил хорошо подготовленную экспедицию к истокам Амазонки с тем, чтобы все же попытаться отыскать следы этого самого“города с белыми стенами и крышами из золота”, упомянутый в дневнике капитана Морриса. С момента приобретения бразильским губернатором этих бумаг прошло чуть более тридцати лет, и потому Остин Бриджес не без основания надеялся на то, что ему удастся поговорить с непосредственным свидетелем находки, и он почти не ошибся. Правда, самого индейца в живых застать не удалось, но его сын был прекрасно осведомлен о тропах, какими хаживал его отец в джунглях треть века назад. После того, как Бриджес пообещал индейцу заплатить кругленькую сумму, тот согласился стать проводником экспедиции. Три года понадобилось техасскому миллионеру, чтобы осознать всю тщетность своих попыток открыть тайну, он потерял в джунглях три вертолета и двенадцать человек, но в результате своих скитаний по окрестностям южных притоков Амазонки он не приобрел ничего, кроме целой коллекции индейских рассказов о том, что мифический город когда-то существовал на самом деле, но все его жители вымерли лет 20 назад в результате какой-то странной эпидемии, посетившей эти края с Неба, а сам город поглотил беспощадный Зеленый Ад...

Как мы видим, легенды об утерянных сокровищах инков до сих пор остаются только легендами. География последнего возможного пристанища пресловутых четырёхсот тонн золота государства Тиантинсуйо весьма обширна - от джунглей Венесуэлы и до глубин Титикаки, от грозных вулканов Эквадора и до Зелёного Ада Амазонии. Если принять во внимание еще некоторые теории, не лишенные, кстати, исторического основания и научной привлекательности, то ареал поисков может покрыть всё Западное полушарие, включая канадский остров Оук в Северной Атлантике и острова Полинезии в Тихом океане. Как-то в руки исследователей попал документ, принадлежащий перу старинного испанского историка Сармьенто де Гамбоа, в котором тот описывал случай, происшедший с испанским передовым отрядом во время его продвижения к Северному Перу в 1512 году. Тогда испанская вооруженная каравелла повстречала далеко в море бальсовый плот, перевозивший на себе более 30 тонн груза. Тяжело нагруженное, но легко управляющееся инкское судно держало курс в открытый океан к одному из островов, который находился, предположительно, в районе Галапагос, отстоящих от американского побережья более чем на 500 миль. Как известно, в 1947 году знаменитый норвежский исследователь Тур Хейердал на своем плоту “Кон-Тики”, спроектированном и построенном целиком по древним индейским чертежам, доказал, что инки вполне могли достигать даже Австралии, не говоря уже об островах Полинезии, с которыми вели оживленную торговлю. По свидетельству испанцев, захвативших в начале 30-х годов ХVI столетия главный инкский порт Кахабас, у инков был удивительно большой морской флот, использовавшийся в торговых целях, и он насчитывал несколько сот довольно крупных и крепких плотов. Приверженцы идеи “полинезийского следа” пропавших инкских сокровищ утверждают, что в 1533 году из порта Пикса, расположенного к югу от Куско, отошла небольшая флотилия из десяти-двенадцати плотов, груженных золотом, и подняв паруса, взяла курс на остров Пасхи, где все золото было в конце концов выгружено и зарыто. Другие исследователи утверждают, что “инкский клад” достиг островов Туамоту, если не самой Австралии... Профессор Демман из Гютвигского университета, посвятивший изучению инкской истории всю свою жизнь, пошел дальше. По его словам, инкские патриоты выгрузили свой золотой груз не иначе, как на... Земле Элсуэрта в Антарктиде, якобы хорошо известной индейским мореплавателям с незапамятных времен! Об этом неоднократно также твердил и знаменитыйамериканский полярный исследователь адмирал Ричард Бэрд, как-то заявивший, что часть этих сокровищ была отыскана немцами во время I-й антарктической экспедиции весной 1939 года и вывезена в рейх. Насчет судьбы остальных он умолчал, но всем известен непонятный интерес американцев именно к Земле Элсуэрта в послевоенные годы и упорные поиски некоей “Новой Швабии” - базы, якобы устроенной нацистами в 1940-м году и до сих пор никем не найденной...

Итак, сокровища инков терзают воображение кладоискателей до сих пор. И до сих пор никому так и не удалось напасть на их истинный след. Многочисленные экспедиции, “работавшие” над этим вопросом в разных концах Южной и Центральной Америки, не внесли какой-нибудь ясности в эту проблему, загадки только множатся.

image Click to view


Видео, Это познавательно, Историческое

Previous post Next post
Up