Iron Maiden - Одна из немногих групп, чью музыку я слушаю едва ли не с самого начала увлечения металлом. Можно долго и со знанием дела рассказывать о трепетной любви к «Fear Of The Dark», «Powerslave», «Number Of the Beast», заслушанным до дыр еще на кассетах, в дешёвых плеерах и магнитофонах. О тех далёких временах, когда новая музыка покупалась по большим праздникам, и из-за этого - отдельные альбомы просто заучивались наизусть. Можно рассказать и о том, что еще малолетком я хранил в секретном месте особую заначку - «На билет на Iron Maiden» - 500 рублей, бешеные деньги для школьника в 1999г. Хорошо помню, как я верил и надеялся на их приезд в «Brave New World Tour», который так и не состоялся.
С течением времени, наблюдая как разные коллективы, в том числе весьма именитые, с завидной регулярностью приезжают к нам с концертами, я начал приходить к выводу, что концерту Iron Maiden в Москве - не бывать.
После объявления о начале тура, посвященного золотому периоду творчества группы, альбомам 80-х, я начал искать варианты поездки на их концерт заграницу - пропускать такое выступление было бы преступлением против собственного музыкального вкуса.
Какого же было мое удивление, когда, в середине весны, вернувшись из отпуска я узнал о предстоящем выступлении коллектива в Москве. Без лишних промедлений я закупил необходимое число билетов и принялся отсчитывать дни до события.
В назначенный день, с опозданием в смешные 45 минут, в составе заранее сформированной группы, я подъехал к СК Олимпийский, где и проходило действо. Оперативно проникнув внутрь помещения, мы начали занимать места согласно купленным билетам. Купленные билеты позволяли занять место в танцевальном партере.
Краткое лирическое отступление. Я категорически не приемлю просмотр металл концерта, сидя на трибуне. Если речь идет о любимой группе, концерт которой посещаешь не для галочки, а с целью получить удовольствие. Металлическое шоу для меня - это заряд энергетики, ощущение контакта с музыкантами. На трибунах энергетика ощущается меньше, чувство же единения с группой не возникает вообще. Концерт из Действа превращается в развлечение. Посему, стоячий партер - завсегда мой выбор.
Вскоре после нашего появления, в зале наметились первые признаки скорого начала концерта- из порталов зазвучала приветственная речь Черчилля, призывающего народ Великобритании сражаться с немецко-фашистскими захватчиками всеми доступными способами. Сразу после вступительной речи уважаемого премьер министра, на сцене материализовался Брюс Дикинсон и его боевая команда, которые без промедления обрушили на головы присутствующих один из наиболее энергичных своих хитов - «Aces High».
Сразу после начала концерта стало очевидно, что в той части зала, где мы оказались очень неплохо слышно, но видно - только здоровенные экраны по бортам сцены. Придти на концерт любимой группы и смотреть телевизор в планы не входило, посему было принято решение прорываться ближе к сцене, и мы принялись с максимальной вежливостью и тактом по отношению к окружающим нас людям пробираться в середину зала.
Звук в течение концерта был весьма достойным. Немало удивил тот факт, что нормального качества он был с самого начала. Обычно первые три -четыре песни используются для окончательной настройки аппаратуры, а здесь - сразу всё чётко слышно. Очень порадовало звучание барабанов (ответственное лицо - Нико МакБраен). Обычно из всего великолепия игры барабанщика слышно бочку. В этот раз звучание барабанов было чётким, детальным и очень чистым. Из гитаристов чаще всего теряли Яника Герса, но эта потеря - не смертельна, будучи отличным гитаристом, он никогда не утруждал себя чёткой игрой на концерте, всегда отдавая предпочтение акробатическим трюкам. Выстроить идеальный звук ответственным лицам так и не удалось, но в целом саунд получился очень мощным и сочным. Периодически сливались гитары, к концу концерта смазали вокал и выдвинули низкие частоты, но большую часть концерта звукорежиссеру удалось поддерживать вполне приемлемый вариант звуковой картинки. В целом, несмотря на наличие недостатков, по уровню звука - один из лучших концертов на моей памяти.
Описывая само выступления постараюсь обойтись без банальной констатации хорошо известных фактов. Уровень группы давно доказан и оспариванию не подлежит. Все музыканты коллектива - признанные мастера своего дела. Энергичное, целостное, профессиональное и чертовски эмоциональное выступление. Говоря о самих музыкантах, отмечу факт, который невозможно передать ни одной, даже самой профессиональной видео записью. Iron Maiden (каждый в отдельности и все вместе) это неиссякаемый заряд энергии мощностью в несколько мегатонн. И игнорировать эту энергию просто невозможно. Своими глазами наблюдать Стива Харриса, яростно обстреливающего зрителей из своего бас-автомата, или бешеные прыжки Брюса Дикинсона (его занятия спортом на сцене не всегда благоприятно сказывались на качестве пения - местами ему не хватало дыхания, но потеря качества не была смертельной, а уровень адреналина его экзерсисы повышали на раз), или разнообразные, иногда дико смешные ужимки Яника Герса - ни с чем не сравнимое ощущение.
Некоторые люди ошибочно полагают, что металл концерт - это только прослушивание музыки и любование за музыкантами на сцене. Металлический концерт, это прежде всего энергетика. И способность передать ее зрителям - основной критерий качества живых выступлений коллектива. Визуальная составляющая концерта, сиречь шоу, вторична. Iron Maiden всю историю пользовались славой группы с великолепным концертным составом, и пользовались заслуженно. Энергетика этого коллектива просто поражает своей мощью и неиссякаемостью. Начиная с того, что в группе нет «просто участников» каждый из музыкантов - заметная фигура на сцене, почти каждый - автор отличных песен. Все они - яркие музыканты с узнаваемым стилем игры и подачей. При том, что музыкантам в среднем уже по 50 лет, их профессиональная и физическая форма и неутомимость на сцене - просто поражает. Далеко не каждый музыкант в 30 лет способен играть с такой же мощью и отдачей как этот британский секстет. За неполные 2 часа и 16 песен, они выжали из зала максимум энергии.
Концерт сопровождался великолепным, продуманным шоу: постоянно меняющиеся декорации, массивная, многоярусная сцена, пиротехника. Гигантские факелы, достающие едва ли не до потолка спорткомплекса запомнились лучше всего, отчасти благодаря тому, что жар давали настолько мощный, что чувствовалось даже в середине партера, где и так было не холодно. В моменты использования этих светильников я всерьез задумался о целесообразности применения ледяного шоу вместо огненного. Чучело Эдди, продемонстрированное нам аж дважды - в виде гигантской мумии и в виде пошловатого зомби, вылезшего на сцену с целью подомогаться до музыкантов. Это не говоря об известной еще со времен тура «Live After Death» прожекторной установки, опускающейся к сцене на минимальную высоту во время исполнения некоторых песен.
Помимо разнообразия эффектов, следует отметить их грамотное и своевременное применение - к месту, концептуально и без злоупотребления. К примеру давящие нервирующую паузу в бешеном эпике про древнего морехода сопроводили настолько красивым световым оформлением, что затянутое произведение буквально обрело второе дыхание и пошло практически на ура, хотя изначально мне не понравилась идея вернуть это полотно в сет лист. И так к каждой песне - набор спецэффектов был подобран удивительно удачно.
В целом оформление сцены и декорации были выполнены в стиле и духе упомянутого тура 23-х летней давности - «Live After Death» - в древнеегипетском стиле. Дополнительный антураж создавал Брюс Дикинсон собственной персоной, который экспериментировал с сценическими костюмами как только был способен: выйдя на сцену в обычном (если не считать лыжной шапочки) наряде, Брюс несколько раз менял свой имидж - от традиционного британского мундира во время исполнения «The Trooper» до рваных лохмотьев на «Rime Of The Ancient Mariner». В целом Брюс проявил себя как невероятно талантливый фронтмен - толпу раскачивал просто моментально, а его остроумные артистичные пассажи в перерывах между песнями немало веселили ту часть публики, которая смогла разобрать его скороговорки. «В России всё есть. У вас нет только одного. Знаете, чего? У вас нет альбатросов! Понимаете, о чем я? Альбатрос, понимаете? Как по-русски "альбатрос"? Альбатроски?»
Сет лист концерта был почти идеальным для поклонника ранних Iron Maiden. К хитам, постоянно исполняемым на концертах добавились вещи, не исполняемые последнее время вообще: «Revelations», «Heaven Can Wait», «Moonchild», «The Clairvoyant», «Aces High». Зал радостно подпевал на каждой песне, где-то активнее, где-то менее яростно, но в целом люди радовались каждой песне.
Не обошлось без обязательной «Fear Of The Dark» - песни, не имеющей отношения к рассматриваемому периоду творчества группы, но крайне любимой как фанатами, так и Стивом Харрисом собственной персоной.
Закрыли выступление традиционной для последних туров «Hallowed Be Thy Name», выбившей остатки сил из и без этого уставших металлюг.
Из Олимпийского я вышел с непередаваемым ощущением сбывшейся на все сто мечты. Заключение будет кратким: 19 августа 2008г. состоялся лучший концерт, из тех, на которых мне довелось побывать.
1. Intro / Aces High
2. 2 Minutes To Midnight
3. Revelations
4. The Trooper
5. Wasted Years
6. The Number Of The Beast
7. Can I Play With Madness?
8. Rime Of The Ancient Mariner
9. Powerslave
10. Heaven Can Wait
11. Run To The Hills
12. Fear Of The Dark
13. Iron Maiden
Encore:
14. Moonchild
15. The Clairvoyant
16. Hallowed Be Thy Name
Фотографии взяты
Здесь Видео и дополнительные фотографии
Здесь Еще Фотографии:
Здесь