О горах, этимологии и клещах

Apr 15, 2009 22:58


В своём предпредыдущем посте я вкратце поведал о своих впечатлениях о прогулке к крепости Лихтенберг. Однако крепость сама собой не являлась главной целью 4-часовой экскурсии, предпринятой мной в тот чудесный солнечный субботный день. Главной же целью было путешествие по огромному лесу, непосредственно примыкающему к холму, на котором возвышается крепость. Чем так особен этот лес, спросите? С виду, собственно, ни чем. Холмы, деревья, трава, поляны, тропинки, ручьи. Лес как лес. Но таковым он представляется лишь поверхностному взгляду. Изучая карту сей местности, мы сталкиваемся со множеством таинственных названий, так, например, с холмами „Lindberg“ и „Eichberg“, с горами „Krux-Berg“ и „Lichtberg“, населённымм пунктами „Holle“, „Watjenstedt“ и „Watenstedt“, а также с названием улицы „Thie“. Что же всё это означает? Давайте попробуем разобраться попорядку...

С тех пор, как я прочёл великолепную книгу Гвидо Листа „Мифологические пейзажи Германии“ (я о ней писал ранее), я стал куда большее внимание уделять названиям рек, гор, лугов и т.д. в ландшафте, ибо очень многие из этих названий образовались отнюдь не случайно, как, пожалуй, предполагает большинство наших ни о чём не подозреваемых современников, а формулировались с намерением и определённым смыслом. Очень многие названия уходят своими корнями в глубокие дохристианские времена, когда луга, холмы, горы и поляны представляли собой святилища, где языческие жрецы и жрицы проводили священные мистерии и ритуалы. Изучая названия таких мест, мы получаем смутное представление об изначальном предназначении тех мест



.
Так начнём же нашу маленькую экскурсию по окрестностям леса. Вдоль его северной части простирается горное возвышение „Lindberg“, к которомы с юго-запада примыкает гора „Eichberg“. „Lindberg“ или „Lindenberg“ переводится как „липовая гора“, а „Eichberg“ или „Eichenberg“ как „дубовая гора“. Такое сочетание липовой и дубовой гор встречается удивительно часто повсюду в Германии, Австрии и Швейцарии. Где бы ни возвышалась липовая гора, там с большой вероятностью можно обнаружить и дубовую гору (и наоборот). А это, друзья мои, уже никакое не совпадение, а чёткая СИСТЕМА! Я когда наткнулся на карте на это типичное, можно даже сказать характерное для германской топографии, сочетание горных названий, тут же вспомнил строки Гвидо Листа, описывающие ровно такую же местность в Нижней Австрии. Расскрываем „Мифологические пейзажи Германии“ и читаем там: „(...) мы стоим у подножья липовой горы. Липа - это священное древо Вотана. Примечателен тот факт, что в «Песне о Нибелунгах» именно липовый листок становится причиной смерти главного героя Зигфрида. Символическое (или точнее «калическое») значение липы заключается в том, что, согласно древней языческой символики, липа - это древо смерти! „Linde“ (липа) происходит от древнегерманского „linet“, что означает «облегчать», «утолять», «прекращать», «завершать». Смерть утоляет, прекращает жизнь. Поэтому в «Песне о Нибелунгах» липовый листок является предвещанием смерти Зигфрида! Непосредственно возле липовой горы находится окружённый лесом холм, который несёт название «дубовая гора». Дуб же, в противоположность липе, является, согласно германской мифологии, древом жизни, ибо „Eiche“ (дуб) - в английском „oak“ -  происходит от древнегерманского „eok“ или „ag“, что означает «возникнуть», «вырасти». Таким образом, липа и дуб, как символы жизни и смерти, неразрывно связаны друг с другом!» Теперь мы понимаем, почему липовая и дубовая горы так часто расположены непосредственно по соседству. Они - разные стороны одного единого целого!



(Cамый обыкновенный холм? Или, может быть, курган?)

Холм, которого венчает крепость „Lichtenburg“ именован „Lichtenberg“, что буквально переводится как «гора Света». Я когда ознакамливался с крепостью, долго размышлял над этим названием, всячески стараясь подойти к нему этимологическим методом, но т.к. я в этимологии, к сожалению, мало смыслю (вот был бы специалист по этимологическим вопросам, многоуважаемый мною камерад agnivej со мной, мы бы там быстро вместе во всём разобрались))), ничего конкретного выяснить не удалось. Я могу только подозревать, что эта гора тоже как-то должна быть связана с древнеязыческим культом Огня/Света. На то указывает и тот факт, что «горы света» тоже в большом количестве встречаются повсюду на германских землях, т.е. случай не единственный, а значит, название не несёт чисто локальное значение. А средневековые германские князья  и  герцоги часто воздвигали свои замки и крепости именно на таких бывших языческих святилищах. В расположённых на окраине леса населённых пунктах „Watjenstedt“ и „Watenstedt“ я вижу прямое указание на Вотана/Одина. Таким образом, „Watenstedt“ или „Watjenstedt“ можно расшифровать как „Wotanstett“ или „Wotanstätte“, что переводится как «место Вотана». По другую сторону леса простирается посёлок „Holle“, а это, как некоторым наверняка известно, другое название германской богини Фрейя/Фрея, которую мы знаем из сказок как «госпожа Холле». Опять-таки мы имеем дело с тем же священным дуализмом (Один/Вотан - Фрейя), что и в случае с горами липы и дуба, хоть здесь речь и не идёт о символизме жизни и смерти, но, скорее, женского и мужского начала. Однако, в более широком понятии и эта пара представляет собой тот же символический дуализм - две стороны одного единого целого!

Спускаясь с горы „Lichtenberg“, му незаметно переходим на соседнюю гору „Krux-Berg“. Здесь с этимологией уже всё намного легче.  „Krux“ - франц. „croix“, англ. „cross“ - это, конечно же, «крест» (нем. „Kreuz“). Получается, что „Krux-Berg“ - это „Kreuz-Berg“, т.е. «крестовая гора». Таких «крестовых гор» большое множесто в Германии (и не только) наиболее известной из которых, пожалуй, является гора „Kreuzberg“ - часть горного массива Рёна, расположенного в центральной Германии. Интересные вещи повествуют легенды, связанные с историей этой горы в Рёне. Согласно преданиям, отсюда начал свою крестительсткую деятельность Св. Килиан, апостол Франконии. На горе „Kreuzberg“ в 686 году был установлен первый христианский крест в знак победы христианства над «суеверным поклонением языческим идолам», отчего гора и получила своё название «крестовая гора». Почему крест был воздвинут именно на горе? А потому, что именно эта гора являлась централным и главным культовым местом языческого исповедания германских франков. В народе по сей день сохранились легенды о том, что здесь некогда проводились языческие обряды! Те же легенды говорят, что прежде чем «крестовая гора» получила своё «христианское» название, она называлась „Asenberg“ - «гора Асов»! Из всего этого можно сделать вывод, что похожие судьбы пришлось пережить и всем остальным «крестовым горам», т.е. изначально они представляли языческие святилища и культовые места, а позже, после крещения той местности, на бывших святилищах были воздвигнуты кресты и горы были переименованы в "крестовые горы".




(Что означает этот таинственный символ, высеченный на камне?)

Идя по узкой горной тропинке, весь погружённый в эти размышления, я вдруг споткнулся - а это уже знак свыше! - о камень размером примерно 15 x 15 см. Хотел уже продолжить свой путь, но тут я повнимательнее взглянул на переградивший мне дорогу камень и увидел удивительное! В камне был выдолблен какой-то  знак, линии и формы которого не доспукали никаких сомнений в том, что образовался этот знак не естественным путём, но был высечен на камне человеческой рукой! Никакого отношения к туристике он явно не имел, т.е. не служил ни ориентиром, ни показателем для путешественников. Но каким же тогда образом этот таинственный символ оказался на камне? Когда? И зачем? Вопрос остаётся открытым. Можно только догадываться. Если хотите знать мою первую ассоциацию, то оной была руна Tyr. Сходство очевидно. Второй ассоциацией в голову пришёл символ, связанный со «Священными Фемами» - тайными народными судами, которые вершались в Германии вплоть до середины 19 века, т.е. ещё всего каких-то 150 лет тому назад! И впрямь - почему бы не допустить такое предположение, что этот знак ещё не в столь далёком прошлом обозначал место (а это всегда и обязательно была гора!), где судились преступники, осквернившие священное старогерманское Солнечное Право?! Конечно, всё это - лишь предположения, но, согласитесь, исключить нельзя  и такую возможность.



(Так называемый "Donnerbesen" - символ "Священных Фем").

Улица „Thie“, которая проходит неподалёку от леса, обозначает „Thing“ - место, где проходили совещательные собрания германских воинов, а также религиозные ритуалы. Но дальше в подробности вдаваться я не буду, а лучше закончу на этом свой длинный монолог, чтобы излишне не перегружать читателей (или, по крайней мере, тех, кто был так терпелив, дочитав до сюда ))

Итоги прогулки - множество положительных впечатлений, около 10 пройденных километров, приятная усталость и - клещь, которого я поймал, пока ходил там, куда не следовало суваться, и из-за которого вечером пришлось ехать в больницу. Но, чем только не пожертвуешь ради великого прошлого наших предков :-) 

путешествия, прогулки, язычество

Previous post Next post
Up