Особенности голландской грамматики или про обрез "Мадсена". Часть 3

Jan 06, 2024 17:35




Часть 1

https://nordbadger.livejournal.com/57989.html

Часть 2

https://nordbadger.livejournal.com/58146.html


Подготовка к войне




Бюджет KNIL был значительно сокращён в начале 1930-х годов, но с 1936 г. KNIL была увеличена. Возобновились поставки запасных частей. С 1935 по 1937 год (период, о котором говорится в сохранившихся архивах Харемакера) Министерство колоний заказало в общей сложности 1150 стволов M.15, 400 затворов M.15 N.M., 400 затворов M.15 O.M. и 175 ствольных коробок M.15 O.M. В дополнение к деталям для K.M. M.15 Министерство колоний заказало 125 стволов M.15 B.M. Эти Buiten Modellen (B.M.) (ПП: с переводом слова buiten в данном случае проблема, не могу точно понять, что оно здесь обозначает, возможно что-то типа "внешней модели", т.е. не образца принятого в KNIL) представляли собой ручные пулемёты, приобретённые у Корпуса морской пехоты в 1934 г. Они не были переделаны в K.M. и имели более длинные стволы. Новые стволы имели маркировку "36 B.M.".

В декабре 1936 г. Харемакер получил по телефону запрос от Министерства колоний о сроках поставки 80 K.M. Официально они могли быть заказаны только в феврале 1937 г., но после этого желательно было как можно быстрее их доставить. В DISA быстро ответили, что срок поставки составит четыре месяца. Однако в апреле 1937 г. Харемакер сообщил заводу, что решение о поставке 80 K.M. отложено.

Причиной задержки могло быть то, что KNIL решила найти лучший лёгкий пулемет. Около 15 производителей оружия были запрошены, могут ли они поставить 7,7-мм лёгкий пулемет. Запрос был направлен и Харемакеру. И он, и завод в Копенгагене были обеспокоены тем, что заказ на 80 K.M. ещё больше задержится. Выбор калибра Харемакер объяснил желанием стандартизировать калибр KNIL для самолетов; по его словам, новое оружие будет использоваться на самолетах и бронемашинах, а также в качестве пехотных зенитных пулемётов. Оружие, участвовавшее в последующих сравнительных испытаниях, показало, что Харемакер ошибался. DISA ответила, что может поставить оружие, включая 46 пулемётов с ленточным питанием, калибра 7,7 мм. Однако "Мадсен" не был выбран для испытаний. Однако отобранное оружие (немецкий MG13, швейцарский KE7, бельгийский Browning BAR D и чешский Bren) не поступало до 1939 г., и в ноябре 1937 г. 80 K.M. были наконец заказаны. Они были оснащены сошками с трёхсекционными ножками, усиленным затвором и обновлёнными прицельными приспособлениями, с такими же ранее были поставлены два пулемёта для Суринама. Хотя косвенно упоминалась поставка усиленного затвора DISA, затворы, судя по всему, пришлось изготовить по чертежу №2002 Мастерской портативного оружия в Бандунге. Однако в конечном итоге K.M. стали поставляться с обычными, поставлявшимися до этого момента, затворами.

80 пулемётов были поставлены заводом в мае 1939 г. 74 отправились в Голландскую Ост-Индию и шесть - в Суринам. Некоторое количество оружия из этой партии, с маркировкой "1938", сохранилось до сих пор. Номера 1037 и 1038 находятся в коллекции Музея армии, составной образец (№1041/1042) - в Бронбике, номер 1055 - в "Комнате образцов" Министерства обороны Великобритании, до недавнего времени в Ноттингеме, с тех пор в Лидсе, и, наконец, номер 1096 - в коллекции Датского королевского арсенала (музея) в Копенгагене.

В дополнение к этому оружию продолжались поставки запасных частей. С декабря 1937 по 1939 год было подписано не менее семи контрактов на эти цели.




Производство запасных частей в Голландской Ост-Индии

В 1938 г. DISA провела демонстрацию последних версий своего оружия в Голландской Ост-Индии. Во время демонстрации агент DISA был проинформирован о том, что существует общее недовольство K.M. M.15 и что запасные части никогда не подходят. Агент был удивлен этим, поскольку оружие, поставляемое с 1923 г., имело взаимозаменяемые детали. Все детали изготавливались с помощью одних и тех же инструментов и пресс-форм и должны были идеально подходить. Перед возвращением на родину представитель договорился об отправке в Копенгаген одного пулемёта, оснащенного как можно большим количеством деталей местного производства, и в октябре этого года K.M. M.15 №511 прибыл туда вместе с капитаном артиллерии KNIL де Буром. Исследование показало, что не менее 53 деталей (из примерно 190, составляющих "Мадсен") были изготовлены в Ост-Индии. Из этих 53 деталей только две соответствовали формам и размерам, имевшимся в DISA. Остальные не были изготовлены с соблюдением заданных допусков. Причина заключалась в том, что в Ост-Индии все детали изготавливались вручную (так называемая верстачная/слесарная обработка). Это делало взаимозаменяемость практически невозможной. Даже два ствола со ствольными коробками, входящие в комплект пулемёта, были не взаимозаменяемы! Спусковая скоба была сделана более массивной, поэтому соответствующее отверстие в спусковой пластине было увеличено. Неудивительно, что на складе запасных частей царил хаос. Власти Ост-Индии утверждали, что ручное изготовление запасных частей была необходима из-за износа основных групп деталей. Однако измерения K.M. №511 показали, что они всё ещё находились в пределах допусков, допускающих использование запасных частей. Более того, после замены деталей местного производства на стандартные детали DISA было установлено, что оружие работает безотказно. Помимо проблем с размерами, использование различных марок стали и термообработки приводило к ускоренному износу или поломке деталей.

Военный департамент в Бандунге должен был знать об этих проблемах. Действительно, часть назначения де Бура заключалась в том, чтобы выяснить, можно ли изготавливать детали на заводе в Ост-Индии. Это оказалось не совсем возможным, и майор признал это: ...[производство коробов, кожухов стволов, затыльников, ствольных коробок и затворов], ввиду больших затрат, не входит в планы на данный момент. Они должны по-прежнему поставляться компанией DISA. Все остальные детали и стволы можно будет производить в Ост-Индии. В качестве основы для своих расчётов Бур предусмотрел будущие запасы в 2000 K.M., каждый с тремя группами стволов (ствол + ствольная коробка). Производство стволов должно составлять около 10% от используемых стволов, то есть 600 штук в год. По запасным частям предполагалось ежегодное производство на 20% используемого оружия, т.е. около 400 комплектов деталей в год. Среди деталей было 39, для которых взаимозаменяемость была крайне важна. По оценкам DISA, она могла поставить все необходимые лекала, калибры, приспособления и инструменты для этих 39 деталей за 140000 гульденов. Кроме того, DISA могла бы поставить лекала и калибры, необходимые для проверки пяти деталей, не производимых в Индии, за 20000 гульденов. В рамках соглашения DISA предоставит необходимые чертежи и информацию о производстве и обработке стали. Оборудование, необходимое для производства, будет стоить около 80000 гульденов. Инструменты и оснастка для серийного производства обойдутся в 8500 гульденов и сопутствующее оборудование - в 40000. Таким образом, общие затраты на проект оценивались в 288500 гульденов. За производство остальных деталей ничего не запрашивалось. Вероятно, их пришлось бы изготавливать на существующих мощностях. Неизвестно, привели ли предложения де Бура к чему-либо в дальнейшем. После начала войны в мае 1940 г. KNIL попыталась организовать производство стволов для пулемётов, где можно было бы изготавливать и стволы для K.M. M.15. Однако после капитуляции KNIL в марте 1942 г. контракт на 45 станков для завода по производству стволов для пулемётов пришлось расторгнуть.






















Ствол со ствольной коробкой.

Была ещё модификация K.M. M.40, но чем отличается от K.M. M.15 не в курсе.










Утверждается, что на этих фото именно M.40, увидеть какие-то внешние различия, тем более в таком качестве, не возможно. На фото с солдатами - 1948 год. Внешне вижу, только, что где-то есть откидной наплечник на прикладе, а где-то нет, но это не именно про разницу в моделях, просто про видимые различия на фото.
Previous post Next post
Up