Мичуринское (Валкъярви)

Jul 09, 2014 11:29

Посёлок Мичуринское на Карельском перешейке, входивший до 1939 года в состав Финляндии, расположен в Приозерском районе, в 25 километрах от Сосново, среди красивых лесов, на берегу озера. Основной моей целью при посещении этого места был осмотр старой не действующей ныне железнодорожной станции. Но обо всём по порядку ниже.



Попасть в Мичуринское из Петербурга можно двумя способами. Можно доехать на электричке до станции Сосново (приозерское направление), от которой в окрестные посёлки ходит некоторое количество автобусов. Второй способ, который выбрал я, - ехать в Мичуринское непосредственно из Питера на автобусе Санкт-Петербург - Красноозёрное, отправляющемся от автостанции у метро Девяткино на северной окраине города. Автобус, кстати, тоже заезжает в Сосново (в котором я уже был прошлой весной). Есть, впрочем, и третий способ, - тоже на автобусе от города, но от метро Парнас и другой дорогой.

2. Мичуринское - приятный и уютный посёлок, который в основном выглядит вот так:



В финские времена Мичуринское носило название Валкъярви (Valkjärvi), что в переводе означает "Белое озеро"; такое же название носило озеро, на берегу которого находится посёлок, и которое теперь также называется Мичуринским. А первое упоминание сего населённого пункта относится к 1590 году; так как граница, установленная в 1323 году, проходила восточнее, по реке Волчьей (Саянйоки), эта территория входила в состав Швеции вплоть до Северной войны.

3. Идём дальше. Как и в большинстве посёлков Карельского перешейка, здесь есть пятиэтажные дома:



4.



5. Спорткомплекс с патриотично выкрашенными турниками:



6. Вот так выглядит самый центр посёлка. Здесь находится несколько магазинов и автобусное кольцо - в своём роде мини-автостанция.



7. У одного из магазинов увековечили медведя:



8. В жилой застройке посёлка периодически сквозит довоенное финское прошлое, выраженное в финских деревянных домиках:



9. Ещё один финский дом:



10. А это уже советский дом. Поселковое отделение почты.



11. Местность здесь достаточно холмистая, и даже в пределах посёлка заметны перепады высот:



12. Так я вышел на берег озера Мичуринского (посёлок расположен на северном берегу):



На противоположной (относительно посёлка) стороне озера из него начинается речка Белая (Валкйоки, сохранила, хоть и переведённое, но старое название, в отличие от озера), впадающая в Волчью.

13.



14. Огороды и берег озера за деревьями:



15. Здесь же, у озера, - сельское кладбище. Ещё финское (наверное, и финские надгробия можно найти).



16. На мысу, выдающемся в озеро (наверняка мыс назывался Кирккониеми, то есть церковный), раньше стояла финская лютеранская кирха. Приход Валкъярви был основан в 1738 году, а последняя стоявшая здесь кирха была построена в 1921-1922 годах по проекту архитектора Ильмари Лауниса (его же сохранившиеся творения - кирхи в Вуоксела и Лумиваара).



Кирха не была разрушена во время войны, в советские годы в ней разместился кинотеатр. Но здание полностью сгорело в 1960 году.

17. Теперь от кирхи остался лишь фундамент:



18. Братская могила финских солдат - жителей волости Валкъярви:



Далее я дошёл почти до западного конца посёлка (где находится больница) и повернул направо, в северную часть. При финнах село Валкъярви делилось на три части - Вуннуккала, Яухола и Хампаала.

19. На севере посёлка обнаружилось каменное здание кооперативного магазина 1930-х годов, построенное в стиле межвоенного финского функционализма:



20. Его же фотография тех лет:



21. Напротив - той же эпохи здание кооперативной кассы. В советские времена там размещалась поликлиника, а теперь администрация Мичуринского сельского поселения.



22. Довоенное фото:



В финские времена это место было привокзальной площадью. Здесь находилась железнодорожная станция Валкъярви - конечный пункт тупиковой ветки, начинавшейся из Выборга. Эта ветка была построена уже в период независимой Финляндии, а именно в 1926-1930 годах - за достаточно короткие по тем временам сроки. Изначально планировалось протянуть её от Выборга не до Валкъярви, а дальше на восток, до Рауту (то есть до Сосново), где она замкнулась бы с железной дорогой на город Кякисалми (сегодняшний Приозерск). Однако в 1939 году началась война, и вскоре эта территория отошла к Советскому Союзу, где, впрочем, идея продолжения этой ветки также не была оставлена, но, к сожалению, в послевоенный период железнодорожная ветка была по большей части закрыта, и остался от неё только обрубок Выборг - Житково, который, впрочем, уже тоже не действует. А жаль, был бы хороший путь по железной дороге поперёк Карельского перешейка. В будущем я намереваюсь изучить эту ветку значительно подробнее, в том числе в других местах. Но пока я лишь осмотрел то, что осталось от станции Валкъярви.

23. Фрагмент советской карты северо-запада СССР 1930-х годов, на которую попадает кусочек Финляндии. Ветка, о которой идёт речь, здесь хорошо видна.



24. А это уже фрагмент финской топографической карты, на которую нанесена станция, в том числе и её путевое развитие. Синим цветом помечено здание кооперативного магазина (фото 19 и 20), а красным - не сохранившееся здание вокзала.



25. От бывшей привокзальной площади отходит улица Железнодорожная. Очевидно, название это ей дали в 1940 году, когда станция официально числилась действующей. На этой улице есть несколько финских домиков.



Улица эта шла параллельно путям и вдоль платформы.

26. А здесь же рядом видим и напоминание о станции. Сохранилось две платформы, между которыми - место под пути.



27. Надо же, когда-то сюда прибывали поезда (остаток платформы виден слева):



28. А вот как это выглядело:



29. Здание вокзала, к сожалению, совсем чуть-чуть не дожило до наших дней. Оно сгорело в 2003 году.



30. Между платформами:



31.



32. Пакгауз. Финское военное фото 1941 года (табличку наши успели поменять за год на русскоязычную).



Дальше есть ещё одно примечательное место, связанное со станцией. Железнодорожная улица выводит к воротам заброшенного пионерского лагеря. Ворота на замке, но стоит пройти ещё около двухсот метров по улице, и через пролом в ограде можно легко пройти на территорию лагеря.

33. Примечательно это место тем, что здесь находятся два дома железнодорожных рабочих, приспособленные под лагерь в советские годы. Финская архитектура сохранилась хорошо. Интересно, знали ли дети, в каком месте отдыхают.



Жаль, что не удалось найти довоенных фотографий этого здания. Было бы весьма интересно сравнить.

34.



35. Я так и не понял, почему лагерь заброшен. Но выглядит обстановка в нём так, как будто бросили его одномоментно, а не планово выезжали. Словно эвакуировались. Внутри дома, куда я заглянул, сохранилась мебель.



36. Ещё один железнодорожный дом:



37. Хозяйственная постройка. Судя по характерной обшивке, явно того же происхождения.



38. Ну а в конце находится самое интересное - руины паровозного депо!



39. С остатками поворотного круга:



Дальше я не пошёл, но и там имеется напоминание об этой позабытой ветке - её насыпь, используемая теперь, как грунтовая автодорога. Это всё выглядит, конечно, скорее грустно, - закрыли и забросили железную дорогу, да и лагерь тоже. Хотя через дорогу напротив - жилые дома и дачи, где кипит жизнь. Но тем не менее, интересно для краеведа. Кстати, юридический статус заброшенного лагеря мне, на самом деле, неизвестен, а потому легальность моего проникновения туда вызывает у меня вопросы. :) С другой стороны, явно охраны там никакой нет, да и все местные туда ходят (что видно по тропинкам и свежим кострищам). О железной дороге на этом всё, я же вернулся в центр посёлка.

40. В посёлке обнаружилась деревянная Успенская церковь, построенная в 2006-2008 годах:



41.



42. Поселковая школа:



43. Ну и немного близлежащих природных пейзажей. Выйдя из посёлка, я немного погулял по лесу.



44. Вид на озеро:



45. Лесная дорога:



46.



47. Небольшое болотце рядом с дорогой (снято с дороги):



48. Озеро Долгое (по-фински называлось Питкаярви, что в общем-то означает то же самое). Живописное, но берега у него в основном заболоченные и топкие, близко к воде не подойдёшь.



49.



На обратном пути в Петербург я уже использовал способ добирания через Сосново. Как я уже говорил, в дальнейшем планирую продолжить исследование закрытой ветки Выборг-Валкъярви, в том числе той её части, которая действовала ещё меньше десятилетия назад.

Путешествия, Северо-Запад, Карельский перешеек, Бывшая Финляндия, Железная дорога, Природа, Ленинградская область, Россия

Previous post Next post
Up