Обнаружил внезапно для себя, что абсолютно не знаю один район Выборга, который, однако, представляет интерес с точки зрения архитектуры, - есть там не только советская застройка, но и финский северный модерн. Это небольшой район города, расположенный за железнодорожным вокзалом. Исторически это бывший рабочий посёлок, а ныне микрорайон города с названием Железнодорожный; при финнах он назывался Папула (что означает что-то вроде "возвышенность"). В этом посте немного осмотрим эту часть Выборга, а также два места, расположенных поблизости, с которых открывается неплохой вид на город.
2. Переходим железную дорогу по путепроводу. В кадре видна станция Выборг и несколько электричек, курсирующих между Выборгом и Петербургом. Чуть подальше там стоит состав из тепловоза М62 и двух вагонов, следующий до Зеленогорска через Приморск, но на фото его не видно.
3. Транспортная основа микрорайона - улица Кривоносова, при финнах называлась Papulankatu.
4. Признаться честно, наличие здесь целого квартала северного модерна начала XX века для меня было открытием. Побывав в Выборге уже огромное количество раз, я в этом микрорайоне не был до этого ни разу.
5. Хрущёвки с вот такой кладкой стены я почему-то часто встречаю в Карелии. Которая, впрочем, близко.
6.
7. В верхней части фасада - надпись на финском. Что именно там написано, я не разобрал, но явно что-то связанное с рабочими (Työ).
8.
9. Иногда можно заглянуть во дворы:
10. Почему-то в Выборге в моде красить скамейки в цвета литовского флага (справа видна такая выцветшая скамейка):
11. Дом на заднем плане - межвоенный финский функционализм.
12.
13. Военные пятиэтажки:
14. А вот это по архитектуре уже похоже на заводские постройки или дома рабочих.
15. Порой попадаются очень колоритные старые маленькие дома:
16. Так я прошёл почти весь микрорайон. Хотя пройти через него можно за пять минут.
17.
18.
19. А дальше следует мост через бухту Радуга. Старое название - Папуланлахти. Это один из внутренних заливов Выборгского залива - Финского залива - Балтийского моря.
20. За мостом справа от дороги возвышается гора Папула (Папуланвуори) - скалистый холм высотой 40 метров, с которого открывается вид на Выборг. Туда я сейчас и поднимусь. На склоне есть даже лестница из гранитных ступенек, подозреваю, что финская (в те времена гора была местом отдыха).
21.
22. Каменистый ландшафт:
23. А вот, собственно, и вид на город. Можно увидеть многие достопримечательности Выборга.
24. Верхушка башни Выборгского замка прячется за более близкими к горе домами:
25. А здесь над крышами торчит верхушка часовой башни:
26.
27. Когда ещё не было в Железнодорожном многоэтажных советских домов, загораживающих обзор, вид на город был более интересным:
28. На горе стоит гранитное "водоёмное здание" постройки 1872 года - ныне не действующая цистерна городского водопровода. Постройка явно стилизована под шведскую валунную архитектуру 14-16 веков, которую можно встретить в самом Выборге.
Кстати, эту постройку хорошо видно при обзоре горы Папула с других точек. Например,
с Батарейной горы.
29. Рядом стоит выборгская телебашня:
30. После я спустился с горы уже по противоположному, более пологому склону:
31. И вышел вот на такую развилку:
32. Фактически Выборг здесь заканчивается (хотя официальная граница города проходит дальше). Не знаю, правда, зачем здесь поставили указатель "Ленинградская область", если Выборг и так входит в её состав (в отличие от Санкт-Петербурга), но главное на этом указателе - год. Я попал в будущее?
33. Идя дальше на север по Светогорскому шоссе, и пройдя около километра, я увидел модерновое здание больницы. Сейчас здесь противотуберкулёзный санаторий.
34. И стоит это здание у подножия ещё одного холма, на который я и поднимаюсь:
35. В лесу откуда-то взялся сухостой:
36. А вон и моя цель между деревьями:
37. Заброшенная финская водонапорная башня. Построена, надо сказать, в достаточно изящном стиле. Особенно понравился зубчатый парапет наверху, практически стилизованный под крепостные бойницы.
38. Внутри - узкая винтовая лестница без перил. Надо сказать, что подниматься туда следует с изрядной осторожностью.
39. Зато какой вид открывается сверху! На переднем плане - лес, через который я сюда пришёл, между деревьями торчит верхушка больницы, что на фото 33, дальше Защитная бухта Выборгского залива и город Выборг.
40. Вид, пожалуй, получше, чем с Папулы. Вроде, и высота побольше, да и новостройки никакие не загораживают.
41. Замок, до которого два с половиной километра, - как на ладони:
42. Вид на Старый город. Отлично просматривается перспектива улицы Водной заставы (видны даже люди на ней), а чуть левее можно различить островерхую крышу шведской усадьбы Бюргера. На переднем плане виден железнодорожный мост.
Вот это - фактически противоположный вид с этой же улицы. Между домами виден железнодорожный мост, а дальше лес. Надо будет как-нибудь присмотреться и попытаться прямо с этой улицы либо в бинокль, либо в зум фотоаппарата, различить торчащую над лесом верхушку водокачки. По крайней мере, со смотровой площадки замковой башни её видно точно.
43. Вид в сторону более новых районов. Слева как раз видна телебашня, стоящая на Папуле.
44. Вид куда-то в сторону Финляндии:
45. А совсем рядом с башней - лес:
46.
47. А вот как выглядит верхушка башни:
48. А силуэт тени выглядит так, как будто это средневековая крепостная башня.
49. А потом я спустился и немного походил по лесу:
50. Муравейник:
51. В лесу лежат огромные валуны. Впрочем, в Карелии и в северной части Карельского перешейка это обычное явление.
52.
53. Присев на один из них, я устроил привал.
54.
Побывав в этих местах, я, пожалуй, что теперь точно могу сказать, что в Выборге был почти везде. Осталось изучить русские полевые укрепления начала XX века на окраинах города.