Те, кто читает мой журнал давно, знают, что я, отправляясь путешествовать по тем или иным местам, не отдаю предпочтения какой либо категории достопримечательностей. В любом посещаемом мной городе мне интересно всё - от кафедрального собора и купеческих домов 18 века до заводских зданий и советских памятников. Самое главное, что, хоть я и считаю приоритетными в своих путешествиях те города, которые располагают теми или иными знаковыми достопримечательностями (какая-нибудь крепость, монастырь или десяток старинных церквей), для меня критерии интересного города или села совсем иные, нежели для большинства "нормальных туристов". Мне интересен любой город, даже если всё, что в нём есть, - это одна барочная церковь конца 18 века и пожарная каланча начала 20-го. Я считаю, что, помимо достопримечательностей, для настоящего путешественника всегда важна одна интересная деталь - город как таковой и жизнь в нём. И поэтому я путешествую не только ради того, чтобы увидеть какие-то интересные памятники архитектуры (хотя и это тоже), но и просто чтобы почувствовать и понять, как идёт жизнь в городе N и какие там люди. А как следствие, свои впечатления от посещённого города я считаю неполными, если я ограничился историческим центром и не побывал в спальных районах (так бывает в случае нехватки времени). И вышесказанным я хочу окончательно ответить на часто поступающий в мой адрес вопрос "Что вы там нашли? Зачем туда ездить, если там нету ничего, кроме пары-тройки церквей и старых домов, сталинского ДК и памятника Ленину? Вы бы лучше съездили вот туда-то и туда-то, там много интересного. Да и вообще ездить в Европу надо".
Но в целом речь сейчас не об этом. Я хочу перечислить несколько тематических категорий достопримечательностей, которые для меня имеют особую, в силу моих интересов, значимость, и которым я, как следствие, собираюсь в ближайшее время всё же отдавать хоть и не абсолютное, но относительное предпочтение. В основном это касается путешествий по нашему, северо-западному региону (Ленинградская, Псковская, Новгородская области, Карелия и др.).
Живая этнография (национальные сёла и деревни)
Поскольку для меня представляет интерес этнография, мне интересны национальные сёла и деревни, в которых наиболее хорошо сохранилась культура, язык и, что особенно интересно, традиционная сельская архитектура того или иного народа. Помимо собственно русских, на Северо-западе выделяются финно-угорские народы, самые многочисленные из которых - вепсы и карелы. У карелов-ливвиков я уже побывал в январе этого года, совершив путешествие в Олонец с прогулкой по окрестным весям (фотография выше сделана в селе Мегрега в 10 километрах от Олонца). Да и планирую ещё не раз побывать у них же и в дальнейшем, равно как и у карелов-людиков и у северных карелов. Хоть и в меньшей степени, но интересны и те сёла, где старинных карельских изб уже хоть и не осталось (всё разрушено в войну), но где всё таки по-прежнему живут карелы, хранящие язык и культуру; к таковым относятся, например, Реболы, Вокнаволок, Калевала (это уже ПГТ), Кестеньга и некоторые другие. Есть желание побывать и у вепсов (Южное Прионежье, а также Подпорожский и Бокситогорский районы Ленинградской области), у ижоры и води (Ломоносовский и Кингисеппский районы ЛО), у тверских карелов (Рамешковский, Бежецкий, Весьегонский районы Тверской области). Всё это, я надеюсь, в будущем будет мной осуществлено. В Ленинградской области интерес также представляют бывшие финские сёла - как на Карельском перешейке, который был в составе Финляндии, так и в бывшей Ингерманландии; финнов там уже давно нету, поэтому о языке и культуре речь не идёт, но частично сохранилась сельская, а также церковная архитектура (кирхи Карельского перешейка я почти все посетил осенью-зимой 2012-2013). Во время поездок по другим частям России я этнографическую составляющую тоже буду стараться включать в свою программу; между прочим, посещению мордовских деревень во время моего пребывания в Саранске помешала лишь плохая погода. Дабы никто не подумал, что мне любопытны только другие народы, а свой же собственный интереса не представляет, скажу сразу, что и русские сёла как на Северо-западе (наилучшая сохранность в Новгородской и Вологодской областях), так и в других регионах России, я также непременно буду посещать при своих путешествиях.
Самое важное то, что этнографические путешествия дают хорошую возможность прикоснуться к корням и несколько иначе взглянуть на жизнь нашей страны. Причём касается это всех народов России. Потому что для меня Россия немыслима без тех же самых вепсов или мордвы, как бы кто ни говорил, что там, где не живут русские, - там уже не Россия.
Малодеятельные железнодорожные ветки
Довольно специфический объект интереса. Глухие, медленные и, как я люблю говорить, медитативные железки очень колоритны с точки зрения, во-первых, человека, изучающего русскую глубинку, а во-вторых, человека, являющегося вообще любителем и знатоком железной дороги, как вида транспорта (к этой категории я также отношусь). Езда на поезде через дремучие леса на медленной скорости через глухоманные деревни - весьма специфическое и ни с чем не сравнимое ощущение. Благо, у нас, на Северо-западе, в том числе в моей Ленинградской области, этого добра хватает. Однако следует ответить на вопрос, почему большинство этих веток я хочу объездить именно сейчас, а не позже. Всё дело в том, что, как ни печально это констатировать, при нынешней политике ОАО РЖД малодеятельные железнодорожные ветки - это вымирающий вид. Перевозя по таким веткам совсем небольшое количество пассажиров, проживающих в глухих деревнях вдоль них, полупустые поезда приносят железной дороге убытки, а с ликвидацией системы перекрёстного субсидирования, при которой убытки от пассажирских перевозок покрываются прибылью от грузовых, дотации РЖД получает от государства (точнее, от местных региональных властей) и при задержке выплаты дотаций или просто неполном покрытии убытков, железная дорога поезда попросту отменяет. Это привело к тому, что за последние годы огромное количество поездов на малодеятельных (языком руководства РЖД - "убыточных") направлениях было сокращено. По некоторым веткам я так и не успел прокатиться, на них уже закрыли пассажирское движение (например, Подборовье - Кабожа на стыке Ленинградской, Вологодской и Новгородской областей), а на некоторых закрыли и грузовое, в результате чего направления можно считать уже окончательно ликвидированными (например, Сланцы - Гдов или Выборг - Вещёво). И вот, учитывая эту печальную тенденцию, я сейчас стремлюсь вдоволь поездить по таким веткам. Пока не поздно... Конечно, предыдущая категория - национальные деревни, - тоже в общем-то вымирающий вид. Но интерес к народным сёлам намного более распространён, и их стремятся сберечь и оживить, и что-то из этого и получается. А вот малодеятельные железные дороги - дело, не интересное никому, кроме немногочисленных любителей вроде меня. И сберегать и восстанавливать это едва ли кто-то возьмётся. Хотя кто знает, может, что-то ещё и изменится.
Памятники военной истории
Из увлечения военной историей, преимущественно периода Второй Мировой войны, вытекает интерес и к соответствующим достопримечательностям. И в этом плане мне повезло, что я живу в Санкт-Петербурге, - ведь Ленинградская область весьма богата на памятники военной истории, к коим относятся, во-первых, оборонительные сооружения, причём как старинные крепости, так и форты эпохи Российской империи или доты, построенные перед Второй Мировой войной, а во-вторых, просто памятные места, связанные с какими либо сражениями, в том числе, Великой Отечественной войны. Особенная тема для меня - советско-финские войны 1939-1944 годов, основная часть которых разворачивалась на Карельском перешейке. С недавнего времени я даже стал сотрудником расположенного в славном городе Выборге военно-исторического музея на эту тему (об этом я ещё напишу отдельно). В региональном плане подобные объекты - вещь специфическая именно для определённых регионов. Ведь если в Ленинградской области дотов времён ВОВ немереное количество, то, допустим, в Кировской области или Башкирии их попросту нет. Сосредоточены подобные объекты в основном в регионах, близких к границам.
Вот так вот, сохраняя обычный для себя формат путешествий, я, скорее всего, в ближайшее время буду уделять особое внимание трём перечисленным категориям, что, может быть, как-то и повлияет на специфику моей читательской аудитории. Но в целом, главное, что я стремлюсь почувствовать при своих путешествиях и затем передать при написании отчётов, - Россия и её жизнь во всём своём многообразии.