Выборгский западный тет-де-понт

Jul 08, 2013 20:38

Почти неделю назад мне, в компании с другом Григорием (mickewich_w, вместе с ним же я ездил зимой на ещё одно укрепление поблизости), довелось совершить вылазку на эти интересные заброшенные фортификационные объекты. Это российские форты постройки начала 1910-х годов, которые были возведены на северном берегу Гвардейского пролива, то есть за северным выездом из Выборга, для укрепления Выборга перед Первой Мировой войной. Форты предназначались для ведения артиллерийского огня с закрытых позиций по вражескому флоту, заходящему в Выборгский залив, а также для отражения атак пехоты, наступающей по дороге со стороны Гельсингфорса. В боевых действиях эта крепость так и не приняла участия и уже в период нахождения Выборга в составе Финляндии форты были заброшены и пребывают в таком состоянии и по сей день. Но, несмотря на это, сохранились довольно неплохо. Большинство объектов находится среди леса. Мы смогли посетить не все, но те, которые мы всё таки посетили, дают достаточно цельное представление об этих фортах.

1. Это бункер форта №3, который находится слева (если двигаться в сторону Финляндии) от трассы "Скандинавия".



2. Так выглядит интерьер бункера. На потолке выросли какие-то сталактиты:



3. Виден свет в конце тоннеля:



4. По пригорку, огибающему бункер, можно подняться на крышу. На этой фотографии я сижу на "ступени" под крышей. То есть на верхушке бункера.



5. Развалины, по-видимому, некой вспомогательной постройки рядом с бункером:



6. Живописный лес:



7. В лесу, под пригорком, сокрыт ещё один бункер третьего форта:



8. Находящийся в заброшенной гранитной выработке:



9. Этот бункер тоже встроен в пригорок. То есть, стоя на верхушке этого пригорка, одновременно стоишь на крыше бункера. При этом крыша основательно заросла лесом. Таким образом, с задней стороны бункер обнаружить невозможно.



10. Один из трёх входов. Здесь пройти проще, так как почва не заболочена.



11. Внутри также есть сталактиты:



12. И сталагмиты:



13. Один из боковых коридоров. В левой части кадра видна ниша с сохранившейся деревянной опалубкой:



14. Вид бункера спереди (внизу обрыв гранитной выработки):



15. А это фото сделано уже наверху, стоя на стене бункера (которая также имеет ступенчатую конструкцию):



16.



17. А вокруг - красивый карельский лес:



18. Видите бункер за деревьями?



19. Обильно растёт ягель:



20. И лесная земляника. Вполне неплохая на вкус.



21. Из леса мы вышли на просеку высоковольтной ЛЭП, которая вывела нас на трассу.



По обочине трассы мы прошли три километра, чтобы достичь ещё одного форта, который был главным узлом обороны Западного тет-де-понта; с французского "Tête-de-pont" можно перевести как "голова моста": в данном случае имеется в виду "предмостное укрепление".

22. Вокруг нас были в основном поля:



23. Проходя через посёлок Селезнёво (бывшее Юкспяя), мы пересекли по мосту речку Селезнёвку, которая по-фински называлась Юкспяянйоки (Ykspäänjoki):



24. А также скоростную железнодорожную магистраль Питер-Хельсинки, которая после Выборга становится однопутной. В кадре виден остановочный пункт 138 км:



25. Вид на трассу:



26. И сразу же за мостом в лесу находится ещё один форт, который был центральным опорным пунктом Тет-де-понта. Круглый в плане, он, к сожалению, был частично разрушен в 1980-х годах при строительстве трассы, когда в составе оной была построена выборгская окружная. На этом фото, сделанном с обочины трассы, можно сказать, видна линия среза:



27. План форта, взятый с краеведческого сайта terijoki.spb.ru:



28. Ну а мы заходим в лес и начинаем осмотр объекта. Это - безамбразурный бруствер. Каждая ниша - это стрелковая позиция, а зубцы прикрывают бойцов от пристальных взоров врага.



29. Здешний лес зело дремуч:



30. Траншея:



31. Спуск в траншею осуществляется по крутой лестнице. А глубина траншеи весьма впечатляет:



32.



33. Верхние траншеи более мелкие. Гриша ростом чуть ниже меня (хотя моего фото в траншеях нету):



34. А это уже я, стою на бруствере:



35. В нижних траншеях - входы в убежище:



36. Убежище сквозное. Есть выход на другую сторону:



37. Внутри убежища:



38. Честно говоря, назначение реек в нишах так и не удалось установить:



39. При строительстве укрепления был задействован и естественный ландшафт. Эта скала фактически служит внешней стеной форта:



40.



41. Растут грибы. Не совсем съедобные:



42. Траншея:



43. И напоследок - весёлое фото. Я ломаю трухлявую дубину об камень. :)



(если что, вреда природе от этого абсолютно никакого нет :))

Тех, кто захочет туда поехать, так или иначе заинтересует вопрос о ситуации с пограничной зоной за Выборгом. За мостом Дружбы через Сайменский канал стоит пограничный пост, где осуществляется выборочная проверка машин. Насколько мне известно, если номера питерские или Ленинградской области, обычно сразу пропускают. Мы ехали на выборгском такси. Пограничник сперва притормозил, но проверять нас так и не стал, - всмотревшись через стёкла машины на наши лица, и решив, что на потенциалных нарушителей границы мы не похожи, дал добро на проезд. Обратно ехали на автобусе и видели, что пограничник вообще пропускает всех подряд. При этом, по идее, согласно новым правилам пограничного режима, пропуск требоваться вообще не должен, достаточно паспорта (для граждан РФ).

После фортов мы посетили ещё и скалы, расположенные неподалёку. Но об этом я напишу немного позже.

Путешествия, Северо-Запад, Карельский перешеек, Выборг, Природа, Фортификация, Ленинградская область, Россия

Previous post Next post
Up