Выборг. Форт Линнасаари

Dec 08, 2012 21:15

В минувшее воскресенье мы с моим товарищем Григорием совершили поездку в Выборг с целью исследовать заброшенный и никому не известный артиллерийский форт, затерявшийся в лесных дебрях острова Твердыш (Линнасаари) рядом с парком Монрепо. По соседству расположен посёлок Северный (бывший Сауналахти), через который проходит железная дорога Питер-Хельсинки (платформа 134 км, первый остановочный пункт за станцией Выборг), а с другой стороны расположена Защитная бухта (внутрення часть Выборгского залива), омывающая остров с востока, из которой начинается Сайменский канал.



Гриша мне сказал, что в десять лет он отдыхал в этом месте в детском альпинистском лагере (рядом ведь скалы) и внутри форта у них проводились дискотеки, так что он, совершив такую поездку, ещё и поностальгировал. 2 декабря, встретившись в 9 утра у Финляндского вокзала, мы поехали в Выборг на электричке и прибыли в сей славный город к 12 часам. Затем на 2 часа разошлись, - Гриша изъявил желание сходить в Выборгский замок, а мне надо было осмотреть восточную часть Выборга. Затем вновь встретились в 2 часа дня на Привокзальной площади и поехали в посёлок Северный на такси (поездка обошлась в 150 рублей, что впрочем при поездке в паре не так уж затратно), ибо автобуса дождаться оказалось задачей не из лёгких.

2. Платформа 134 километр. Вид железной дороги в сторону Хельсинки. Впереди мост через Гвардейский пролив, омывающий остров Твердыш с севера.



В советское время за мостом начиналась погранзона.

3. А это вид на насыпь и переход снизу. Фото сделано с того места, куда нас привезло такси. Чтобы перейти железную дорогу, нужно подняться наверх и затем с другой стороны спуститься по такой же лестнице.



4. Озерцо рядом с железной дорогой:



5. Перейдя железную дорогу, проходим через посёлок и направляемся в лес, к форту.



6. А вот, собственно, и он. Конструкция форта такова, что он стоит в гранитном карьере и при этом сам как бы встроен в его стену. Таким образом, форт стоит в углублении и сверху покрыт землёй и лесом. В общем-то, конструкция, характерная для артиллерийских полукапониров (как, например, здесь на фото 8). На фото ниже мы видим выемку гранитного карьера, которая здесь выполняет функцию рва:



7. Вот само сооружение. Форт был построен в 1916 году, для дополнительной защиты Выборга в ходе Первой Мировой войны. Состоит из порохового погреба (собственно, он виден на фото ниже) и артиллерийской позиции, предназначавшейся, по-видимому, для морских орудий крупного калибра.



Видны на фото и заснеженные ступеньки, по которым мы спускаемся в ров.

8. Первопроходцем был Гриша:



9. А затем спустился я. Округлая конструкция справа - артиллерийская позиция. Ров, кстати, слегка заболочен (а может быть это и от дождя налило). Так что с погодой нам повезло, - всё уже подмёрзло и покрылось снегом, а осенью мы бы не прошли.



10. Вид наверх:



11. Заходим внутрь:



12. Каземат. Таких внутри склада три штуки и между собой они соединены галереей:



13.



14. Форт ни разу не принял участие в боевых действиях. При финнах он, вроде, был заброшен, затем в советские годы здесь разместилась воинская часть, после расформирования которой в начале 1980-х сооружение снова было заброшено.



15. Окошко наружу:



16. И вид снаружи:



17. Гранитный карьер, в котором стоит форт:



18. Откосы карьера покрыты весьма живописными ледяными наростами:



19. Лес:



Обогнув карьер с другой стороны, мы вышли на крышу форта. Как я уже сказал, сверху растёт лес, и, идя по лесу, не замечаешь, что находишься на крыше какого-то сооружения.

20. Вид с крыши на ров:



21. Вентиляционная труба порохового погреба:



22. На всякий случай, если кого интересует, показываю местоположение объекта на карте. Цифрой 1 отмечено местоположение форта (точное место очерчено прямоугольником). Цифрой 2 - железнодорожный о. п. 134 км.



23. Ну и, кроме уже показанного, представлю фотографии прекрасной природы Карельского перешейка. В зимнюю солнечную погоду смотрится особенно красиво.



24.



25.



26. Вид на Выборгский залив (точнее его часть - Защитную бухту). Вдалеке видно начало Сайменского канала, соединяющего Выборг и Лаппеэнранту. Канал был прорыт в XIX веке, то есть во времена Великого княжества Финляндского, с целью соединения озера Сайма с морем. А после войны канал оказался разделён границей, и вход в него окзалася в СССР и ныне находится в России. В данный момент между Россией и Финляндией действует договор об аренде канала, - финские суда заходят из Выборгского залива в Сайменский канал и таким образом следуют транзитом через Россию вглубь Финляндии.



27. Остров Былинный (Матсинсаари):



28.



29. Григорий на фоне карельских сосен и Выборгского залива:



30. А это я на набережной в самом Выборге. Слева от меня видна башня Выборгского замка:



31. А се азъ уже в вагоне электрического железнодорожного транспорта, по дороге домой :)



В общем, поездка получилась хорошая. Кстати, как я узнал впоследствии, на другом берегу Гвардейского пролива (то есть уже не на острове Твердыш) есть ещё один российский форт времён Первой Мировой, но его, пожалуй, лучше изучить летом. А пока я на этом посте завершаю выборгскую серию. :)

Путешествия, Северо-Запад, Карельский перешеек, Бывшая Финляндия, Выборг, Природа, Фортификация, Ленинградская область, Россия

Previous post Next post
Up