В минувшее воскресенье мы с моим товарищем Григорием совершили поездку в Выборг с целью исследовать заброшенный и никому не известный артиллерийский форт, затерявшийся в лесных дебрях острова Твердыш (Линнасаари) рядом с парком Монрепо. По соседству расположен посёлок Северный (бывший Сауналахти), через который проходит железная дорога Питер-Хельсинки (платформа 134 км, первый остановочный пункт за станцией Выборг), а с другой стороны расположена Защитная бухта (внутрення часть Выборгского залива), омывающая остров с востока, из которой начинается Сайменский канал.
Гриша мне сказал, что в десять лет он отдыхал в этом месте в детском альпинистском лагере (рядом ведь скалы) и внутри форта у них проводились дискотеки, так что он, совершив такую поездку, ещё и поностальгировал. 2 декабря, встретившись в 9 утра у Финляндского вокзала, мы поехали в Выборг на электричке и прибыли в сей славный город к 12 часам. Затем на 2 часа разошлись, - Гриша изъявил желание сходить в Выборгский замок, а мне надо было осмотреть восточную часть Выборга. Затем вновь встретились в 2 часа дня на Привокзальной площади и поехали в посёлок Северный на такси (поездка обошлась в 150 рублей, что впрочем при поездке в паре не так уж затратно), ибо автобуса дождаться оказалось задачей не из лёгких.
2. Платформа 134 километр. Вид железной дороги в сторону Хельсинки. Впереди мост через Гвардейский пролив, омывающий остров Твердыш с севера.
В советское время за мостом начиналась погранзона.
3. А это вид на насыпь и переход снизу. Фото сделано с того места, куда нас привезло такси. Чтобы перейти железную дорогу, нужно подняться наверх и затем с другой стороны спуститься по такой же лестнице.
4. Озерцо рядом с железной дорогой:
5. Перейдя железную дорогу, проходим через посёлок и направляемся в лес, к форту.
6. А вот, собственно, и он. Конструкция форта такова, что он стоит в гранитном карьере и при этом сам как бы встроен в его стену. Таким образом, форт стоит в углублении и сверху покрыт землёй и лесом. В общем-то, конструкция, характерная для артиллерийских полукапониров (как, например,
здесь на фото 8). На фото ниже мы видим выемку гранитного карьера, которая здесь выполняет функцию рва:
7. Вот само сооружение. Форт был построен в 1916 году, для дополнительной защиты Выборга в ходе Первой Мировой войны. Состоит из порохового погреба (собственно, он виден на фото ниже) и артиллерийской позиции, предназначавшейся, по-видимому, для морских орудий крупного калибра.
Видны на фото и заснеженные ступеньки, по которым мы спускаемся в ров.
8. Первопроходцем был Гриша:
9. А затем спустился я. Округлая конструкция справа - артиллерийская позиция. Ров, кстати, слегка заболочен (а может быть это и от дождя налило). Так что с погодой нам повезло, - всё уже подмёрзло и покрылось снегом, а осенью мы бы не прошли.
10. Вид наверх:
11. Заходим внутрь:
12. Каземат. Таких внутри склада три штуки и между собой они соединены галереей:
13.
14. Форт ни разу не принял участие в боевых действиях. При финнах он, вроде, был заброшен, затем в советские годы здесь разместилась воинская часть, после расформирования которой в начале 1980-х сооружение снова было заброшено.
15. Окошко наружу:
16. И вид снаружи:
17. Гранитный карьер, в котором стоит форт:
18. Откосы карьера покрыты весьма живописными ледяными наростами:
19. Лес:
Обогнув карьер с другой стороны, мы вышли на крышу форта. Как я уже сказал, сверху растёт лес, и, идя по лесу, не замечаешь, что находишься на крыше какого-то сооружения.
20. Вид с крыши на ров:
21. Вентиляционная труба порохового погреба:
22. На всякий случай, если кого интересует, показываю местоположение объекта на карте. Цифрой 1 отмечено местоположение форта (точное место очерчено прямоугольником). Цифрой 2 - железнодорожный о. п. 134 км.
23. Ну и, кроме уже показанного, представлю фотографии прекрасной природы Карельского перешейка. В зимнюю солнечную погоду смотрится особенно красиво.
24.
25.
26. Вид на Выборгский залив (точнее его часть - Защитную бухту). Вдалеке видно начало Сайменского канала, соединяющего Выборг и Лаппеэнранту. Канал был прорыт в XIX веке, то есть во времена Великого княжества Финляндского, с целью соединения озера Сайма с морем. А после войны канал оказался разделён границей, и вход в него окзалася в СССР и ныне находится в России. В данный момент между Россией и Финляндией действует договор об аренде канала, - финские суда заходят из Выборгского залива в Сайменский канал и таким образом следуют транзитом через Россию вглубь Финляндии.
27. Остров Былинный (Матсинсаари):
28.
29. Григорий на фоне карельских сосен и Выборгского залива:
30. А это я на набережной в самом Выборге. Слева от меня видна башня Выборгского замка:
31. А се азъ уже в вагоне электрического железнодорожного транспорта, по дороге домой :)
В общем, поездка получилась хорошая. Кстати, как я узнал впоследствии, на другом берегу Гвардейского пролива (то есть уже не на острове Твердыш) есть ещё один российский форт времён Первой Мировой, но его, пожалуй, лучше изучить летом. А пока я на этом посте завершаю выборгскую серию. :)