По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца
(А. С. Пушкин)
Северная столица России - Санкт-Петербург - находится у северо-западных рубежей нашей страны, непосредственно примыкая к границам с Финляндией и Эстонией. История этого края, который именуют Ижорской землёй, Ингерманландией или же просто Ленинградской областью, хранит в себе ценный пласт культурно-исторического наследия, оставленный проживавшими здесь финно-угорскими народами. И сейчас, выезжая за пределы Питера, то и дело встречаешь названия сёл и деревень с вроде бы русскими окончаниями, но всё же не совсем привычными русскому уху корнями, - Васкелово, Парголово, Куйвози, Агалатово и так далее. Тут, среди дремучих лесов и болот, издавна жили "чухонцы" - так русские называли финно-угорские народы - ижору, водь, финнов, вепсов. Слово это в свою очередь произошло от этнонима Чудь - общего названия прибалтийско-финских народов. Сейчас чухонцев под Питером почти не осталось, - некоторые уехали в последние годы, некоторые просто обрусели. В этой статье я попытаюсь хоть немного пролить свет на судьбу этих небольших народов в окрестностях Северной Столицы.
Карта Ингерманландии. 1727 год
Финно-угорские племена - такие как ижора, водь, весь, корела, - издревле населяли территории по берегам Финского залива, реки Невы и Ладожского озера. Для этих племён было характерно подсечно-огневое земледелие, в более северном ареале имели большее значение охота и скотоводство, а также, по берегам моря, - рыболовство. Согласно имеющимся на сегодняшний день результатам археологических исследований, заселение этих земель славянами начинается в VI веке, когда сюда переселяются племена кривичей, и продолжается в VIII веке, когда территории заселяют ильменские словене. Складываются предпосылки возникновения государства. Согласно традиционной российской историографии, датой основания Великого Новгорода считается 859 год, а 862 год - дата начала княжения Рюрика - считается датой возникновения Русского государства. Новгород был одним из самых мощных центров Древней Руси. Владения Новгорода в период его наибольшего расцвета занимали территорию, большую, чем современный Северо-западный федеральный округ, - тогда под его властью находились и Белое море, и Кольский полуостров, и Поморье и даже Полярный Урал.
Таким образом, прибалтийско-финские народы, проживавшие у Финского залива и Ладожского озера, также оказались под властью могущественного северного государства, через которое проходил торговый путь "Из варяг в греки". "Повесть временных лет" упоминает о том, что киевский князь Олег при походе на Константинополь в 907 году взял с собой, среди прочих племён и "чудь", то есть финно-угорские племена, жившие поблизости к Балтике:
«В год 6415 пошёл Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и словен, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки "Великая Скифь".»
Во второй половине XII века в булле Папы Римского Александра III, высланной упсальскому епископу Стефану, встречается первое историческое упоминание о языческом народе ижора, который в тексте именуется "ингры". При этом территория нынешней Финляндии уже с 1155 года находится под властью шведов, после того, как шведскй король Эрик IX совершил крестовый поход и покорил финские племена, жившие на севере Балтики - емь и сумь (суоми). В 1228 году в русских летописях ижорцы упоминаются уже как союзники Новгорода, участвовавшие совместно с новгородцами в разгроме отрядов финского племени емь, вторгшегося в пределы Новгородской земли в союзе со шведами:
«Последь же оставъшеся Ижеряне устретоша их бегающе, и ту их избиша много, а прок их разбежеся, куды кто видя»
Забегая вперёд, можно сказать, что именно тогда началось цивилизационное разделение финских племён посредством принадлежности разным государствам. Ижора, водь, весь и корела оказались в составе православной Руси и сами постепенно принимали православие, а сумь и емь - в составе католической Швеции. Теперь близкие по крови финские племена воевали по разные стороны фронта, - цивилизационное (в том числе религиозное) разделение взяло верх над кровной близостью.
Тем временем, в 1237 году Тевтонский орден осуществляет успешную экспансию в Прибалтику, захватив Ливонию, и укрепляется на русских рубежах, основав крепость Копорье. Новгород избежал разрушительного монгольского нашествия в то время как возникла серьёзная угроза с западной стороны. С самого момента закрепления шведов в Финляндии Карельский перешеек и устье Невы становятся местом территориальных споров между Новгородской Русью и Швецией. И 15 июля 1240 года шведы под руководством ярла Биргера Магнуссона совершают нападение на Русь. Происходит битва у впадения реки Ижора (получившей название как раз по племени) в Неву, известная как Невская битва, в результате которой новгородское войско под командованием князя Александра Ярославича, получившего в результате битвы прозвище Невский, одерживает победу. Упоминания о помощи финно-угров русскому войску можно увидеть и здесь. В хрониках упоминается «некий муж по имени Пелгусий (Пелгуй, Пелконен), который был старейшиной в Ижорской земле, и ему были доверена охрана морского побережья: и он принял святое крещение и жил посреди своего рода, погана суща, и в святом крещении дано ему было имя Филипп». В 1241 году Александр Невский начинает освобождать западную часть Новгородской земли, а 5 апреля 1242 года его войско одерживает победу над Тевтонским орденом на льду Чудского озера (Ледовое побоище).
В XIII веке большая часть ижорцев, вожан (водь) и карел принимает православие. В административном делении Новгородской земли появляется такая единица как Водская пятина, получившая название по народу водь. В 1280 году князь Дмитрий Александрович укрепляет западные рубежи Новгородской республики, когда по его указу была построена каменная крепость Копорье, - на том же месте, где немцы построили деревянную крепость в 1237 году. Несколько западнее была построена крепость Ям (ныне город Кингисепп). В 1323 году в новгородской крепости Орешек в истоке Невы, между Новгородом и Швецией был заключён Ореховецкий мирный договор, установивший первую границу между этими двумя государствами. Карельский перешеек разделялся надвое. К Швеции отошла западная его часть, где шведы в 1293 году основали город Выборг, к Новгороду - восточная с крепостью Корелой и Ладожским озером. Согласно условиям договора, Новгород передавал Швеции «по любви три погосты Севилакшю (Саволакс, - ныне в составе Финляндии), Яскы (Яскис или Яаски, - ныне посёлок Лесогорский Выборгского района), Огребу (Эуряпяя, - ныне село Барышево Выборгского района) - Корельскый погосты». Вследствие этого часть племени корела стала проживать в Швеции и, будучи обращённой в католичество, приняла участие в этногенезе финнов.
Крепость Копорье. Ныне находится в составе Ломоносовского района Ленинградской области
Новгородско-шведская граница по Ореховецкому миру. 1323 год
Таким образом, в XIV веке мы наблюдаем такую картину расселения прибалтийско-финских народов: в Швеции живут финны и саамы, в Новгородской республике - карелы, вепсы, водь и ижора, в Ливонском ордене проживают эстонцы. В 1478 году Новгородская земля была завоёвана московским князем Иваном III и стала частью централизованного Русского государства. В 1492 году по указу князя на западной границе, напротив ливонского замка Нарва (Ругодив) была построена крепость Ивангород. При Иване IV Грозном после окончания Ливонской войны Россия в 1583 году заключает Плюсское перемирие со Швецией, которое приводит к изменениям государственной границы, - теперь западная часть Ижорской земли с крепостями Копорье, Ям и Ивангород, а также восточная часть Карельского перешейка с крепостью Корела отходят к Швеции, которая в свою очередь присоединяет Эстляндию, то есть северную часть Ливонского ордена (собственно Ливония отходит к Речи Посполитой). Теперь часть ижоры и води также оказывается под властью Швеции.
Изменение границ по Плюсскому перемирию. 1583 год. Территории, отошедшие Швеции, показаны серым цветом.
Но прошло всего семь лет, как Россия предприняла реванш за результаты Ливонской войны. В результате русско-шведской войны 1590-1593 годов Россия возвращает как Карельский перешеек, так и западную часть Ижорской земли. В 1595 году возврат земель был закреплён подписанием мира в ижорском селе Тявзино поблизости от Ивангорода.
Однако вскоре наступил коренной перелом в истории края. В 1609 году, во время Смуты, в Выборге был заключён договор между русским правительством Василия Шуйского и Швецией, по условиям которого шведы обязались оказать военную помощь России в деле борьбы против польской интервенции, в обмен на передачу Россией Корельского уезда (то есть восточной части Карельского перешейка) в состав Швеции. Шведским войском командовал полководец Якоб Понтуссон Делагарди - дворянин французского происхождения. После сокрушительного поражения объединённого русско-шведского войска в битве у села Клушино Делагарди под предлогом неисполнения русскими условия о передаче Корелы прекратил оказание военной помощи России. Швеция теперь выступила в роли интервента, оккупировав сначала Ижорскую землю, а затем, в 1611 году, захватив Новгород. В качестве предлога к этим действиям шведы использовали то обстоятельство, что московская Семибоярщина избрала на русский престол польского королевича Владислава, в то время как Швеция находилась в состоянии войны с Польшей и данное действие рассматривала как сближение России с Польшей. По этой же причине, говоря о событиях Смутного времени, Швецию ни в коем случае нельзя назвать союзником Польши, - она, как и Польша, осуществляла интервенцию в России, но не в союзе с Польшей, а параллельно. После захвата Новгорода шведы в 1613 году безуспешно осаждали Тихвин, а в 1615 году столь же безуспешно осадили Псков и захватили Гдов. 27 февраля 1617 в селе Столбово под Тихвином между Россией и Швецией был подписан Столбовский мир, по условиям которого Ижорская земля целиком отходила к Швеции.
Собственно говоря, переломный момент в истории Ижорской земли заключался именно в этом. После Столбовского мира очень многие православные жители земель, отошедших к Швеции, - русские, карелы, ижорцы, вожане, - не желая принимать лютеранство и оставаться под шведской короной, покинули свои дома и ушли в Россию. Карелы осели в окрестностях Твери, в результате чего образовался субэтнос тверских карел. Шведы, дабы не оставлять обезлюдевшие земли пустыми, стали заселять их финнами. На этой земле был образован доминион в составе Швеции (доминион - это автономная территория, имеющая статус выше, чем провинция), получивший название Ингерманландия. По одной из версий, данное название - калька термина Ижорская земля на шведский язык. По другой версии, оно происходит от старофинского Inkeri maa - "прекрасная земля" и шведского land - "земля" (то есть, слово "земля" повторяется дважды). Финны, переселённые в Ингерманландию, образовали субэтнос финнов-ингерманландцев (Inkerilaiset). Большая часть переселенцев были выходцами из провинции Саволакс в Средней Финляндии, - они образовали группу финнов-савакотов (Savakot), а также из уезда Эуряпяя (Äyräpää), расположенного на Карельском перешейке, в среднем течении Вуоксы, - они образовали группу финнов-эвремейсов (Äyrämöiset). Из ижорцев, оставшихся жить в Ингерманландии, некоторые перешли в лютеранство и были ассимилированы финнами, и лишь совсем небольшая часть смогла сохранить православие и самобытную культуру. В целом Ингерманландия оставалась в составе Швеции регионом достаточно захолустным, - сюда отправляли шведских ссыльных, а сама земля была мало заселена: даже через полвека после присоединения к Швеции население Ингерманландии составляло всего 15 тысяч человек. С 1642 года административным центром Ингерманландии был город Ниен (Ниеншанц), основанный в 1611 году, расположенный у впадения Охты в Неву. В 1656 году начинается новая война между Россией и Швецией. Первопричина военного конфликта лежала в успехах русских войск в начавшейся в 1654 году русско-польской войне, когда русские заняли территорию Великого княжества Литовского. Шведы, дабы не допустить захвата Польши русскими и, как следствие, укрепления России на Балтике, вторгаются в Польшу и заявляют о претензиях на территории, занятые русскими войсками. Русский царь Алексей Михайлович использовал данное обстоятельство как повод к попытке возвращения России выхода к Балтийскому морю, и русские войска вторглись в Прибалтику, а затем и в Ингерманландию, где встретили значительную поддержку со стороны оставшихся там православных ижорцев и карел, создававших с целью борьбы против шведов партизанские отряды. По Валиесарскому перемирию 1658 года Россия удерживала захваченные земли за собой, однако в 1661 году была вынуждена заключить Кардисский мирный договор и остаться в границах 1617 года, дабы избежать войны на два фронта - с Польшей и Швецией одновременно. После Кардисского мира произошла ещё одна волна ухода православного населения из Ингерманландии, вместе с уходившими оттуда русскими войсками, и, как следствие, усилился процесс миграции финнов из центральных провинций Финляндии. Теперь финны составляли уже абсолютное большинство населения Ингерманландии.
Административное деление Швеции в XVII веке
Герб шведской Ингерманландии. 1660 год
В самом начале XVIII века русский царь Пётр I положил конец территориальным спорам между Россией и Швецией за контроль над Карелией и Ингерманландией. Северная война началась в 1700 году сперва неудачно для России - поражением русских войск под Нарвой, но затем русские развили успешное наступление вглубь шведских территорий. В 1702 году была взята крепость Нотебург (Орешек), а в 1703 году была взята крепость Ниеншанц, а затем последовало важнейшее в истории России событие - основание Санкт-Петербурга, который в 1712 году стал новой столицей России. Русские войска продолжили наступать на Карельском перешейке и в 1710 году взяли Выборг. Как и в предыдущую русско-шведскую войну 1656-1658 годов, поддержку русским войскам оказывали партизанские отряды православных карельских и ижорских крестьян. Между тем, были нередки случаи перехода финнов-ингерманландцев на сторону России, они в большинстве своём предпочли остаться на своих землях после их присоединения к России. В 1707 году была образована Ингерманландская губерния, переименованная в 1710 году в Санкт-Петербургскую. Северная война завершилась в 1721 году блестящей победой России, которая, по условиям Ништадтского мира, получила Прибалтику, Ингерманландию и Карелию, и статус империи впридачу.
Именно финны-ингерманландцы оставили финские названия сёл и деревень в окрестностях Петербурга, сохранившиеся до сегодняшнего дня. Санкт-Петербург стал самым европейским русским городом. Не только потому что строился по канонам европейской архитектуры, но и потому что значительную часть его жителей составляли приезжие западноевропейцы - архитекторы, ремесленники, рабочие, в основном немцы. Были и ингерманландские финны - своего рода местные европейцы. Значительная часть петербургских финнов работала трубочистами, что создавало определённый стереотипный образ финнов в глазах русских. Также среди них были распространены профессии железнодорожных рабочих и ювелиров, женщины часто работали кухарками и горничными. Культурным и религиозным центром петербургских финнов была лютеранская финская церковь святой Марии на Большой Конюшенной улице, построенная в 1803-1805 годах по проекту архитектора Г. Х. Паульсена.
А окрестности Города на Неве по-прежнему оставались "приютом убогого чухонца". И, как ни странно это было бы сознавать сейчас, за пределами Санкт-Петербурга, не уезжая далеко от него, финскую речь в сёлах можно было услышать порой даже чаще, чем русскую! По состоянию на вторую половину XIX века население Ингерманландии (то есть Санкт-Петербургского, Шлиссельбургского, Копорского и Ямбургского уездов) без учёта населения Петербурга составляла около 500 тысяч человек, из которых финнов насчитывалось около 150 тысяч. Следовательно, финны составляли примерно 30% населения Ингерманландии. В самом Санкт-Петербурге финны по переписи населения 1897 года являлись третьей по численности нацией после великоросов, немцев и поляков, составляя 1,66% населения столицы. При этом в переписях населения XIX века отдельно записывались финны-ингерманландцы и отдельно - финны-суоми, то есть переселившиеся в Санкт-Петербургскую губернию из Великого княжества Финляндского уже после присоединения последнего к России (присоединение, напомню, состоялось в 1809 году, после последней русско-шведской войны). В 1811 году Выборгская губерния, завоёванная Россией ещё в Северную войну, была присоединена к Великому княжеству Финляндскому - автономной части Российской империи, поэтому переселившихся оттуда после 1811 года также относили к финнам-суоми. Ижоры по переписи 1897 года насчитывалось 13774 человека, то есть 3% населения Ингерманландии (опять таки, без учёта населения Петербурга) - в десять раз меньше, чем финнов.
Финская кирха святых апостолов Петра и Павла в селе Финская кирха святой Марии в Санкт-Петербурге
Токсово. 1887 год
Карта евангелическо-лютеранских приходов Ингрии. 1900 год
Но в 1917 году произошла революция, и наступил коренной перелом в истории всей нашей страны, и нашего края в частности. Изменились и российско-финские отношения. 6 декабря 1917 года финляндский сейм провозглашает государственную независимость Финляндской Республики (Suomen tasavalta), которую через 12 дней признают большевики. Через месяц в Финляндии также вспыхивает социалистическая революция, а затем гражданская война, которая завершается поражением красных. После поражения в гражданской войне финские коммунисты и красногвардейцы бежали в Советскую Россию. При этом вопрос о границе между Советской Россией и Финляндией остаётся нерешённым. Главнокомандующий войсками Финляндии Карл Густав Эмиль Маннергейм считает необходимым "освободить" от большевиков Карелию, и весной 1919 года финские войска предпринимают неудачные попытки захвата Карелии.
Население северной части Ингрии находилось на территории, подконтрольной большевикам. Ингерманландские крестьяне подвергались продразвёрсткам и красному террору, который проводился в ответ на уклонение крестьян от мобилизации в Красную армию, многие из них бежали через финскую границу в приграничные финские сёла Раасули (ныне Орехово) и Рауту (ныне Сосново). В начале июня ингерманландские крестьяне из деревни Кирьясало подняли антибольшевистское восстание. 11 июня повстанцы в количестве около двухсот человек взяли под свой контроль деревню Кирьясало и близлежащие Аутио, Пусанмяки, Тиканмяки, Уусикюля и Ванхакюля. 9 июля была провозглашена независимая республика Северная Ингрия (Pohjois Inkerin Tasavalta). Территория республики занимала так называемый "Кирьясальский выступ" площадью около 30 квадратных километров. Столицей стала деревня Кирьясало, а руководителем стал местный житель Сантери Термонен. За короткое время держава обзавелась государственной символикой, почтой и армией, с помощью которой пыталась расширить свою территорию, но потерпела неудачи в боях с Красной армией у сёл Никулясы, Лемболово и Грузино. В сентябре 1919 года руководителем республики стал офицер финской армии Юрье Эльфенгрен.
Флаг Республики Северная Ингрия, ставший национальным Юрье Эльфенгрен
флагом ингерманландских финнов
Почтовые марки Республики Северная Ингрия
Приблизительно показана территория, подконтрольная Республике Северная Ингрия
Но борьба ингерманландских крестьян за независимость так и осталась в истории. 14 октября 1920 года в эстонском городе Тарту был подписан мирный договор между Советской Россией и Финляндией, по условиям которого Северная Ингрия оставалась в советском государстве. 6 декабря 1920 года, во вторую годовщину независимости страны Суоми, в Кирьясало был проведён прощальный парад, после которого флаг Северной Ингрии был спущен, а армия вместе с населением ушла в Финляндию.
Северо-ингерманландская армия в Кирьясало
Прощальный парад в Кирьясало. 6 декабря 1920 года
Вместе с тем, часть Ингерманландии, а именно приход Калливиере на её западной окраине, с городом Ивангород вошла в 1920 году в состав Эстонии, получив название Эстонская Ингерманландия (Eesti Ingeri). Однако уже после вхождения Эстонии в состав СССР, в 1944 году, граница Российской и Эстонской союзных республик была изменена и снова прошла по реке Нарове.
Советская власть в 1920-е годы проводила политику "коренизации", то есть поощрения национальных автономий. Эта политика была призвана снизить межнациональные противоречия в молодом советском государстве. Распространялась она и на ингерманландских финнов. В 1927 году в северной части Ленинградской области насчитывалось 20 финских сельсоветов. В том же году был образован Куйвозовский финский национальный район (Kuivaisin suomalainen kansallinen piiri), занимающий территорию севера нынешнего Всеволожского района, с административным центром в селе Токсово (название района от деревни Куйвози), в 1936 году район был переименован в Токсовский. По данным переписи 1927 года, в районе насчитывалось: финнов - 16370 человек, русских - 4142 человека, эстонцев - 70 человек. В 1933 году в районе действовало 58 школ, из которых 54 были финские и 4 русские. В 1926 году на территории Ингерманландии проживало: финнов - 125884 человека, ижоры - 16030 человек, води - 694 человека. В Ленинграде действовало издательство "Kirja", выпускавшее коммунистическую литературу на финском языке.
Путеводитель "На лыжах по окрестностям Ленинграда" 1930 года описывает Куйвозовский район следующим образом:
«
Куйвазовский район занимает большую часть Карельского перешейка; с запада и севера он граничит с Финляндией. Он образован при районировании в 1927 г. и причислен к Ленинградской области. С востока примыкает к району Ладожское озеро, да и вообще эти места богаты озерами. Куйвазовский район тяготеет к Ленинграду как в части сельского хозяйства огородно-молочного уклада, так и в части кустарной промышленности. В отношении же фабрик и заводов, последние представлены только Аганотовским Лесопильным заводом быв. Шувалова (в 1930 г. в нем работало 18 человек) в селенье Вартемяки. Площадь Куйвазовского района исчисляется в 1611 кв. км, ее население - 30700 человек, плотность на 1 км² - 19,1 чел. По национальностям население распределяется следующим образом: финнов - 77,1 %, русских - 21,1 %, из 24 сельсоветов 23 финских. Лес занимает 96 100 га, пашня 12100 га. Естественные сенокосы - 17600 га. В лесах преобладают хвойные породы - 40 % сосны, 20 % ели и только 31 % лиственных пород. Что касается скотоводства, приведем несколько цифр, относящихся к весне 1930 г.: лошадей - 3733, крупного рогатого скота - 14 948, свиней 1 050, овец и коз - 5 094. Из общего числа хозяйств района (6 336), падало на кулацкие в апреле месяце всего 267. Сейчас район завершает сплошную коллективизацию. Если на 1 октября 1930 г. в нем было 26 колхозов с 11,4 % обобществленных бедняцко-середняцких хозяйств, то на сегодняшний день в районе около 100 сельскохозяйственных артелей (на июль - 96) и 74 % коллективизированных хозяйств.
Велики успехи района по увеличению посевной площади: по сравнению с 1930 г. площадь яровых культур выросла на 35 %, по овощам на 48 %, по корнеплодам - на 273 %, по картофелю - на 40 %. Район прорезает линия Октябрьской жел дор. Ленинград - Токсово - Васкелово на протяжении 37 км. Кроме того, есть 3 крупных тракта и ряд мелких с общим протяжением в 448 км (на 1 января 1931 г.).
В ответ на выступления бело-фашистских группировок за финской границей с интервенционистскими планами район отвечает сплошной коллективизацией и увеличением посевной площади. Центр района находится в селении Токсово
»
Однако вскоре лояльность советской власти ингерманландским финнам почти сходит на нет. Как народ, живущий в приграничье с буржуазной Финляндией, и, к тому же, представяющий ту же нацию, что в этом государстве проживает, ингерманландцы считаются потенциальной пятой колонной.
В 1930 году началась коллективизация. На следующий год в рамках "кулацкой высылки" из Ленинградской области было выселено около 18 тысяч ингерманландских финнов, которые были отправлены в Мурманскую область, на Урал, в Красноярский край, Казахстан, Киргизию и Таджикистан. В 1935 году в приграничных районах Ленинградской области и Карельской АССР по указу наркома внутренних дел Г. Г. Ягоды была произведена высылка "кулацкого и антисоветского элемента", при этом многие ссыльные были предупреждены о своём выселении лишь накануне. Сейчас однако нельзя однозначно утверждать, что это мероприятие было сугубо этнической депортацией. После этой акции многие финны оказались в Омской и Иркутской областях, Хакасии, Алтайском крае, Якутии, на Таймыре.
Приспущенные флаги Финляндии и Ингерманландии в знак протеста против
депортаций ингерманландских финнов. Хельсинки, 1934 год.
Следующая волна депортаций прошла в 1936 году, когда из тыла строящегося Карельского укрепрайона выселялось гражданское население. Ингерманландские финны были выселены в Вологодскую область, но фактически это мероприятие не было ссылкой в полном смысле, так как ссыльные не имели статус спецпоселенцев и могли свободно выехать с нового места жительства. После этого национальная политика в отношении финнов приобрела уже принципиально противоположный характер, нежели в 1920-е годы. В 1937 году были закрыты все финноязычные издательства, школьное образование переведено на русский язык, закрыты все лютеранские приходы Ингрии. В 1939 году был упразднён финский национальный район, который был присоединён к Парголовскому району. В том же году, 30 ноября началась советско-финская война, продолжавшаяся до марта 1940 года. После окончания войны весь Карельский перешеек стал советским, и бывшие места проживания ингерманландских финнов перестали быть приграничной территорией. Опустевшие финские сёла теперь постепенно заселялись русскими. Ингерманландских финнов осталось крайне мало.
В Великую Отечественную войну Финляндия выступила союзником нацистской Германии, и финские войска вели наступление на Ленинград с севера. 26 августа 1941 года Военный совет Ленинградского фронта постановил немецкое и финское население Ленинграда и пригородов во избежание сотрудничества с врагом выслать в Архангельскую область и Коми АССР. Вывезти удалось немногих, однако, стоит заметить, что это спасло их от блокады. Повторная волна выселений была проведена весной 1942 года. Финнов вывезли в Вологодскую и Кировскую области, а также в Омскую и Иркутскую области и Красноярский край. Часть ингерманландских финнов осталась в блокадном Ленинграде и на оккупированной территории, познав все ужасы войны. Нацисты использовали ингерманландцев как рабочую силу и при этом выдавали их в Финляндию. В 1944 году, по условиям советско-финляндского перемирия, ингерманландские финны подлежали возвращению в СССР. При этом селились они теперь в Карелии, Новгородской и Псковской областях. В 1949 году ингерманландским финнам было в основном разрешено вернуться из мест ссылки, однако был наложен запрет на расселение в Ленинградской области. Вернувшихся финнов заселяли в Карело-финскую ССР - с целью повысить процент титульной нации республики. В 1956 году запрет на проживание в Ленинградской области был снят, в результате чего около 20 тысяч ингерманландских финнов вернулись на свои места проживания.
В 1990 году ингерманландские финны получили право на репатриацию в Финляндию. Президент Финляндии Мауно Койвисто начал активно проводить соответствующую политику, и за последние 20 лет в Финляндию уехало около 40 тысяч репатриантов. Потомки ингерманландских финнов изредка ещё встречаются в Питере и в Карелии и даже в местах ссылки, но их осталось крайне мало.
Такая вот непростая и во многом тяжёлая и трагичная судьба этого небольшого народа. Если проследить историю финнов-ингерманландцев, то можно заметить, что их место жительства периодически менялось. С середины XVII века они мигрировали со своих исконных мест проживания в Ингерманландию, после Северной войны остались там же и два с лишним века жили бок о бок с русскими. В 1930-е годы их стали высылать кого на север, кого в Сибирь, кого в Среднюю Азию. Потом многих высылали во время войны. Некоторые вернулись, жили в Карелии, а кто-то и в Ленинграде. Наконец в конце XX века ингерманландские финны получили пристанище на своей исторической родине.
Ижора и водь в настоящее время - народы в крайней степени малочисленные, так как в основном ассимилированы русскими. Действует несколько историко-краеведческих организаций энтузиастов, занимающихся изучением наследия и сохранением этих народов и их культуры.
В общем, нельзя не сказать о том, что "чухонцы" внесли весьма значительный вклад в историю как самого Санкт-Петербурга, так и его окрестностей. Это выражается и в местной топонимике и, кое где, в архитектуре. Давайте же беречь то, что досталось нам из прошлого!