Оленегорск

Sep 05, 2020 11:09

Во внутренних районах Кольского полуострова, где Мурманская железная дорога пробирается к столице Заполярья среди озёр и отрогов горных массивов, находится несколько городов, выросших в советское время, в основном при месторождениях полезных ископаемых и связанной с ними промышленности. Один из них - Оленегорск (20 тысяч жителей), расположенный в ста с небольшим километрах не доезжая до Мурманска, на 68-й широте. Этот небольшой город я посетил в ходе зимнего путешествия на Север в январе 2020 года, приехав в него утром на поезде, затем уехав в Мончегорск, а оттуда, уже вечером, в Мурманск. Город этот не слишком выдающийся, но мне в целом понравился.



В предыдущий день я был ещё в Карелии. Поздним вечером на станции Надвоицы я сел в поезд Москва - Мурманск "Арктика" (которым уже до этого доводилось приезжать утром в Апатиты и в Полярные Зори), а утром проснулся примерно в пол девятого, выпил чаю, и после девяти утра покинул поезд в Оленегорске.

2. Я снова за полярным кругом - вторую зиму подряд. Середина января, полярная ночь уже закончилась. Но всё же световой день ещё короткий, и на момент прибытия было ещё темно. Снега очень много, на платформе огромные сугробы - даже на фоне вчерашней Карелии. Поскольку в Питере эта зима (не в пример прошлой) была совершенно не зимней, это было бальзамом на душу. Знакомство с городом начинаю с вокзала. Он здесь типовой, построен в 1950-е годы (кстати, такой же, как в Надвоицах, но для пассажиров открыто больше помещений).



3. У вокзала стоит серебристая скульптура оленей - под стать названию. Таинственная синяя подсветка напоминает, что мы в холодном Заполярье. Погода, впрочем, не морозная - всего около -5 градусов было.



4. А деревья украшены новогодними гирляндами. С сугробами смотрится красиво.



Станция Оленегорск, изначально называвшаяся Оленья, открылась вместе с самой Мурманской магистралью - в 1916 году (с тех времён сохранилась небольшая водонапорная башня у вокзала, которую я забыл сфотографировать). Некоторое время это была маленькая глухая станция наподобие соседней Имандры. В 1930-е и 40-е годы она не единожды служила отправной точкой геологических экспедиций, которые разведывали здесь полезные ископаемые, что и привело в итоге к открытию Оленегорского железорудного месторождения. В 1949 году началось строительство горно-обогатительного комбината, и Оленья становится сначала рабочим посёлком, а в 1957 году - городом Оленегорском. В это же время возле города была построена крупная военная авиабаза "Оленья" (действует и сейчас), а при ней посёлок Высокий (отличное название для городка лётчиков).

5. Я где-то полчаса посидел на вокзале, наблюдая в окно, как занимаются медленные сумерки. Ближе к десяти утра небо становилось всё светлее. На фото - вид в сторону Мурманска, куда ушёл мой поезд, и где я окажусь уже этим вечером (но доеду туда не на поезде, а на автобусе). А вокзал Оленегорска, кстати, ещё и служит железнодорожными воротами для соседнего Мончегорска, куда можно доехать на проходящих автобусах из Мурманска, заезжающих сюда. Кроме того, станция Оленегорск является локальным узлом: с южной стороны здесь от магистрали отходят: на запад - 30-километровая ветка на Мончегорск (пассажирского движения туда нет), а на восток - подъездной путь авиабазы, а с северной - подъездной путь ГОКа с множеством веток к карьерам месторождения.



Потом я решил выдвигаться в город. Но было не совсем понятно, как. Вокзал находится на отшибе, и его местоположение относительно города крайне неудобное. Географически город рядом, к западу от железной дороги, но... по другую сторону от путей, которые заставлены грузовыми поездами, и их не перейти: никакого пешеходного перехода нет, а автомобильный мост находится аж в двух с половиной километрах южнее. Возможно, есть какие-то тропинки в концах станции, но это их надо знать (тем более зимой). За много лет здесь так и не удосужились построить никакой пешеходный мост или хотя бы настил через пути. Впрочем, мне повезло: когда я вышел на привокзальную площадь, как раз подъехал автобус из посёлка Высокий в город, я сразу сел в него, и, сделав тот самый крюк из 2.5 км вдоль железной дороги туда, и потом обратно, минут через десять был в центре города.

6. Утро, чуть свет. Ещё горят фонари. Но город уже не спит, и по улицам бодро ходят люди. Идёт лёгкий пушистый снег. Ну а я отправляюсь смотреть город.



7. Улица Строительная. Её, пожалуй, можно считать в городе главной. Как и подобает городам Заполярья, застройка здесь преимущественно многоэтажная, а потому и город достаточно небольшой по площади.



8. Вскоре фонари погасли, и город окрасился в синеватую палитру. А небо стало медленно розоветь. В кадре видна небольшая безымянная круглая площадь, являющаяся средоточием оленегорских улиц. А на ней гостиница "Горняк" со светящимися красными буквами.



9. Позднесоветские многоэтажки по соседству:



10. На эту же площадь выходит управление градообразующего предприятия. Как видно по вывеске на фасаде, Оленегорским ГОКом и месторождением владеет компания "Северсталь" - через дочернюю компанию "Олкон" (Оленегорский концентрат). Железная руда отсюда и из карельской Костомукши отправляется в Череповец на металлургический комбинат.



11. Чуть в стороне расположена вторая круглая площадь - Центральная, нанизанная на Ленинградский проспект. Эта площадь побольше, но выглядит как-то невнятно - большое, ничем не занятое пространство. В центре стоит обелиск "Слава труду" (1979 год).



12. И новогодняя ёлка. Там, к сожалению, тоже "конусы" ставят.



13. Ледовый дворец:



14. На восток (в сторону железной дороги) уходит Ленинградский проспект с широким бульваром. По нему я потом пешком выходил из города.



15. Дворы по соседству. В окнах то и дело видны характерные для Северо-Запада рождественские светильники в виде свечей (культурное влияние близкой Финляндии).



16. В этой части Оленегорск напоминает Полярные Зори, разве что дома все бело-серые. В городских дворах сохранены островки соснового леса, что, конечно, добавляет уюта.



17.



18.



19. в городе налаживают раздельный сбор мусора:



20. Улица Мурманская:



21. В позднесоветские годы здесь строили дома в основном общесоюзной серии 1-464Д.



22. Улица Строительная. В западной части городская застройка начинает стареть, появляются хрущёвки. То есть город застраивался не от железной дороги, а наоборот. Вероятно, потому, что ГОК находится западнее города, и строили от него. До железной дороги застройка в итоге так и не дошла: наверняка это планировалось, но в 90-е город перестал строиться, так как население стало снижаться, упав с 35 тысяч жителей в конце 80-х до 20 с небольшим в конце нулевых, после чего почти стабилизировалось.



23. А дальше начинаются сталинки. Впрочем, малоэтажные и невыразительные (не в пример соседнему Мончегорску), хотя и местами составляющие небольшие ансамбли. В общем, такой маленький соцгород. Эти дома строились ещё до присвоения Оленегорску городского статуса.



24.



25. Почти рассвело, и даже солнце сквозь облака пробивается. Хотя и видно, насколько оно здесь низкое зимой.



26. Симпатичный ДК "Горняк" и памятник Ильичу. Ёлка тоже искусственная, но уже хотя бы внешне больше похожая на настоящую.



27. В створе ДК - улица Советская:



28. Безбалконные северные хрущёвки. Наверняка по проекту здесь должен был быть сталинский ансамбль, но случилась "борьба с излишествами".



29. Улица Мира. В перспективе видно здание школы, за которым жилая часть города заканчивается. А дальше находится ГОК, который, впрочем, из города почти не виден (ради этого надо идти куда-то на окраину).



На Оленегорском железорудном месторождении разрабатывается 7 карьеров. И, как водится, территория местной промышленности в разы превышает жилую часть города. Это хорошо видно на спутниковом снимке. И это ещё далеко не всё в него попало. Помимо ГОКа в Оленегорске есть ещё механический завод (его видно из поезда), который производит горнодобывающую технику (то есть служит вспомогательным предприятием).



30. На бульваре проспекта Ветеранов стоит памятник горняку:



31. И олень с изящной снежной шапкой на спине, стоящий на постаменте из добытой здесь руды. Про рогатых в этом городе тоже не забывают. Олень есть и на гербе города.



32. Скромный памятник Великой Отечественной войне. Её город уже не застал.



33. Чуть в стороне к югу от главных улиц обнаружилось такое необычное для советского заполярного города явление, как частный сектор, причём вполне такого сельского вида. Такими домиками застроено две коротких улицы - Полярная и Первомайская. Как я понимаю, тут жили первостроители города, и их дома сохранились.



34.



35. Здесь же находится уютного вида деревянная церковь святого Димитрия Прилуцкого, построенная в 90-е годы.



36. Эта улица привела меня на пригорок, с которого видна уже знакомая гостиница "Горняк". Ну а вдали видно озеро Пермусозеро к востоку от города (за железной дорогой), а за ним обширная даль лесов и сопок.



37. А где-то там, ещё дальше, примерно в 60 километрах от Оленегорска, начинается горный массив Ловозёрские тундры. Их, конечно, отсюда не видно, но именно Оленегорск (станция, не город) служит для туристов пунктом заброски туда. Там же находится и озеро Ловозеро, и одноимённое село - столица кольских (а значит и вообще российских) саамов. Может быть, однажды я побываю и там.



38. А пока возвращаюсь к главной площади города. На часах полдень, солнце проглядывает.



39. Детская площадка:



Потом я пообедал в кафе на первом этаже гостиницы и решил выдвигаться в Мончегорск, до которого 30 километров на юго-запад. Это снова оказалось непросто. Прямые автобусы между двумя городами есть, но только четыре раза в день, и ближайший был в 16-45, так что этот вариант сразу отпадал. Можно было вернуться на вокзал и там сесть на автобус из Мурманска, однако и он был не очень скоро (а световой день короткий, и время надо беречь). Решил уехать автостопом, но расположение города опять было мне не на руку: трасса "Кола" проходит в 4 километрах южнее города, и сначала надо было добраться до выезда на неё. Это можно было бы сделать с помощью городского автобуса, но и он в ближайшее время не ожидался.

40. Так что иду пешком. Пока по бульвару Ленинградского проспекта, к выезду из города.



41. Кругом заснеженный лес. Местные жители ходят на лыжах.



Так я вышел на Мончегорское шоссе, которое, несмотря на название, является просто дорогой к Оленегорску от трассы. До трассы два с половиной километра. Решил сразу стопить - может, кто и подбросит (а вдруг и сразу попадётся машина до Мончегорска). Но особо никто не останавливался. Стопить перед развилкой всегда сложнее (потому что водители не знают, куда мне нужно дальше).

42. Так что иду пешком. Позади остался город. А правее кадра железная дорога. Солнце скоро уже сядет, и начнутся уже вечерние сумерки. Но я знаю, что стемнеет ещё не скоро, так как за полярным кругом такое состояние неба длится очень долго.



43. Зимняя дорога и лес. Он в этих местах уже низкорослый, переходящий в лесотундру.



44. Север!



45. Позади осталась въездная стела города:



Ну а дальше я вышел на трассу (что интересно, здесь и у соседнего поворота на Ловозеро сделано круговое движение). Простоял около десяти минут. Потом повезло - остановившийся водитель ехал прямо в Мончегорск и довёз меня до самого центра города (а то там от трассы до жилых кварталов ещё два с половиной километра). Впрочем, светлого времени всё равно оставалось мало, и частично я Мончегорск осматривал уже когда стемнело. В следующий раз расскажу об этом городе.

Крайний Север, Путешествия, Северо-Запад, Русский Север, Кольский полуостров, Железная дорога, Россия

Previous post Next post
Up