Предновогодняя Карелия. Петербург - Суоярви - Петрозаводск

Feb 03, 2020 11:19

Осенью 2019 года на Северо-Западе появился новый интересный поезд. А именно - поезд №160 Москва - Петрозаводск, который идёт не прямым самым коротким маршрутом, как другие поезда этого направления, а через Петербург, Выборг, Сортавалу и Суоярви. Такого поезда раньше никогда не было. Время в пути его от Москвы до Петрозаводска составляет 20 часов, а от Питера - 11 с половиной, а расстояние от Питера составляет 580 километров (а прямым путём - 400). Поезд идёт ночью, и интересный неторопливый маршрут по второстепенным железнодорожным линиям через Западную Карелию вызвал у меня желание прокатиться этим поездом, сразу же, как я узнал о его предстоящем запуске. Поехали мы туда вдвоём с Андреем andrew_rewsr перед Новым годом - в ночь на 28 декабря. Для меня это была последняя поездка 2019 года.



Для начала подробнее о маршруте этого поезда. На карте он выглядит вот так. Довольно замысловатая дуга, огибающая Ладожское озеро с северной стороны (все остальные поезда в Петрозаводск идут кратчайшим путём через Волхов и Лодейное Поле). Отчасти это новое - хорошо забытое старое, так как до 2012 года между Питером и Петрозаводском курсировали прицепные вагоны через Сортавалу и Суоярви, которые цеплялись к костомукшскому поезду. Но во-первых, тот маршрут всё-таки был не через Выборг, а через Приозерск, а во-вторых, от Питера, а не от Москвы. Теперь же впервые за, как минимум, очень много лет, а может быть и за всю историю, участок Выборг - Сортавала получил прямое сообщение с Москвой (в Сортавалу через Петрозаводск и Суоярви прошлым летом запускали прицепные вагоны из Москвы), а Выборг - с Петрозаводском.



Из Питера поезд отправляется уже за полночь - в 0-44. Поздним вечером не спеша еду на Ладожский вокзал. В тот вечер в Питере выпал снег (что для этой зимы само по себе редкость). На вокзале встретились с Андреем и вскоре пошли на платформу.

2. Вот и наш поезд. Из Москвы он пришёл под электровозом ЭП2К, который будет тянуть его до Выборга.



3. Поезд стоит 15 минут. Кстати, это ещё один проходящий поезд в Питере (кроме него, таких ещё три: Москва - Мурманск (фирменный), Москва - Хельсинки и Москва - Таллин). Состав пассажиров сильно обновился, и народу в целом было не много. Мы взяли два нижних места в середине вагона, и почти всю дорогу у нас не было соседей. На фото как раз наш вагон. Он ещё и новый оказался.



В 0-44 отправились. В отличие от большинства поездов с Ладожского вокзала, этот поезд не сворачивает на Мяглово и дальше на Мгу, а идёт прямо на север, затем переезжая на Выборгское направление по соединительной ветке через станцию Парнас, которая идёт по северной окраине города вдоль Суздальского проспекта. Вот там я ехал впервые, и ради этого определённо стоило поехать этим поездом :) Затем я испытывал необычные ощущения: за окном в ночи мелькали станции и платформы Выборгского направления, по которому я ездил огромное количество раз, но ни разу не видел его из окна поезда дальнего следования (не считая международный "Аллегро"). Ещё более необычно то, что этот поезд останавливается в Белоострове и Зеленогорске. В Белоострове поезда дальнего следования в последний раз останавливались, возможно, во времена, когда там проходила граница с Финляндией.

4. В 1-41 остановка в Зеленогорске. Это уже исторический регион "Бывшая Финляндия" - старая граница проходила по реке Сестре, которую мы пересекли в Белоострове. В обратную сторону старую границу мы проедем только утром. А в Зеленогорске ненадолго появились попутчики с велосипедами, которые сойдут рано утром на станции Янисъярви.



Дальше за окном тёмные леса Карельского перешейка. Станции Рощино, Каннельярви. Там мы уже легли спать, но я провалился в сон только ближе к трём часам, когда поезд стоял в Выборге, куда нас, к моему удивлению, приняли на первый путь (обычно на него приходят только поезда в Финляндию). В Выборге поезд сменил направление, а также электровоз на тепловоз; вообще-то электрификация идёт до Каменногорска, но, видимо, решили, что чем менять локомотив через 40 километров после смены направления, проще эти 40 км идти под тепловозом (а в Каменногорске поезду вообще не стали делать остановку). Ночью проезжали Хийтолу, Элисенваару, Яккиму, Сортавалу - вот уж не подумал бы я, проезжая по тем местам в прежние годы, что в скором будущем там будет поезд из Москвы. Утром мы оба встали примерно в пол девятого. За окном был заснеженный лес, и блестела полоска рассвета. Я увидел станции Лоймола и Пийтсиёки, которые мы проехали без остановки.

5. В 9-13 - Суоярви. Стоянка 13 минут, так что выходим прогуляться. Ощущение настоящей зимы: снега много, небо ясное, а несерьёзные, в общем-то, минус 8 градусов после питерского осеннего декабря казались приличным морозом.



6. Вокзал. Это место мне знакомо: в самом Суоярви я был в 2013 году, а годом позже проезжал здесь по пути в Костомукшу. Вокзал здесь позднесоветской постройки. Помню, раньше там была транслитерация названия на каком-то "финглише": "Suoyärvi", но теперь эту надпись поменяли.



7. В голове тепловоз ТЭП70, который тянет нас от Выборга до Петрозаводска. В Сортавале менялись бригады.



8. Привокзальная местность, в которой преобладают деревянные двухэтажки.



9. Но время стоянки прошло быстро, так что мы едем дальше. За окном проплыл Суоярви, на север ушла Западно-Карельская железная дорога, по которой идут поезда в Костомукшу. А вот по ветке Суоярви - Петрозаводск мне ездить прежде не доводилось. Ещё было довольно темно, поэтому фотографировать получалось только вот так.



10. Без остановки проезжаем маленькую станцию Веркко. Вскоре после неё был мост через реку Шуя (которая вытекает из озера Суоярви), но я не успел заснять.



11. За окном леса, карельские скалы и снег. Поезд идёт медленно, и неторопливо стучит колёсами. 136 километров от Суоярви до Петрозаводска он идёт почти три часа. В вагоне тепло, пассажиров не много, и в целом атмосфера душевная и полусонная.



12. И потихоньку начинается день:



Эта железнодорожная ветка соединяет глухоманную Западно-Карельскую линию с оживлённой Мурманской магистралью. Она построена в 1940 году, и исторически интересна тем, что является порождением Советско-финской войны. Суоярви был селом в составе Финляндии, в 35 километрах от советской границы. И в начале войны советские войска заняли приграничную местность, включая Суоярви, но вскоре наступление остановилось в районе Лоймолы, и фронт оставался там до конца войны. К тому времени в Суоярви уже была железная дорога, которую финны построили в 1929 году (именно по ней мы и ехали из Сортавалы), а наши войска для улучшения снабжения фронта стали строить ветку Петрозаводск - Суоярви, первый поезд по которой прошёл уже 15 марта 1940 года, когда война уже закончилась. Линия эта стала постоянной, и действует до сих пор.

13. Проезжаем станцию Застава. Название её прямо говорит о том, что тут проходила граница. Этой границы уже 80 лет как нет, а вот напоминание в виде названия станции сохранилось. Так что здесь мы покидаем бывшую финскую территорию.



14. Несколько домиков у станции. Возможно, 1940 года.



15. А вскоре за окном показался ещё один посёлок.



16. И мы делаем остановку на станции Новые Пески. Вокзал типовой, кирпичный, где-то в 60-е построен.



17.



18. Едем дальше. Зимнее солнце встаёт над карельскими озёрами.



19.



20. Замёрзшие болота:



21. В 10-43 - станция Эссойла. Находится она в крупном одноимённом селе (чуть больше полутора тысяч жителей), где я был в 2014 году (но на станцию тогда не ходил). Запомнилось, что тут из поезда вышло довольно много пассажиров. А вот озеро Сямозеро я из поезда так и не смог увидеть.



Видео:

image Click to view



22. Ещё через 10 километров после Эссойлы - станция Сяньга (проезжаем без остановки).



23. А солнце потихоньку поднимается выше. В меру того, насколько высоко оно может подняться в конце декабря на 61-й широте. Местность тут всхолмлённая, поэтому железная дорога петляет, и поезд идёт медленно, показывая в окне то голову, то хвост.



24. Станция Виллагора и одноимённый маленький посёлок. До Петрозаводска осталось 37 километров.



25. А карельский лес, как всегда, красив.



26.



27. Станция Падозеро:



28. И последнюю остановку поезд делает на станции Чална-Онежская. Вскоре после неё второй раз переезжаем по мосту реку Шую, поблизости от посёлка Бесовец, где находится петрозаводский аэропорт, а потом - под автомобильной развязкой федеральной трассы "Кола".



29. И наконец, воссоединяемся с Мурманской магистралью. На фото - вид в сторону Мурманска. Суоярвская ветка заходит в Петрозаводск с северной стороны. Снова над головой контактная сеть.



30. Проехали станцию Томицы, и дальше начался Петрозаводск. До вокзала едем ещё несколько километров по городу. Пейзаж за окном уже знакомый, но необычно из Питера в Петрозаводск приезжать с севера - как будто из Мурманска.



31. И наконец, в 12-10 мы прибываем на вокзал столицы Карелии. Поездка завершена! Прощаемся с поездом. Через два часа он пойдёт обратно, и в Питере будет в 2 часа ночи, а в Москве в 10 утра следующего дня.



32. За последний год в Петрозаводске отремонтировали вокзал. В целом выглядеть он стал приятнее. С фасада убрали пластмассовые синие буквы с названием станции, которые с фасадом в стиле сталинского ампира совершенно не сочетались.



33. Общий вид вокзала:



34. Железная дорога осталась позади, так что теперь Петрозаводск. Город этот я люблю и хорошо знаю (в последний раз до этого был там в 2017 году). Погода солнечная, лёгкий морозец (около -6 градусов), но при этом снега в городе было совсем мало, а местами и вовсе не было. Карелия хоть и северо-восточнее Питера, но и там эта зима выдалась очень тёплой, с постоянными плясками температуры вокруг нуля. Впрочем, за городом со снегом всё было в порядке. На фото - главный в городе проспект Ленина, который ведёт от вокзала к Онежскому озеру.



Андрей поехал к своим родственникам, а на следующий день в свой родной Беломорск (но мы ещё на второй день успели увидеться). А я пошёл дальше гулять по городу, решив сначала сходить на Онежскую набережную.

35. Вот и Онежское озеро. Из-за тёплой зимы к концу декабря оно всё ещё было безо льда. При этом ходить по набережной было холодно: дул сильный и пронизывающий северо-восточный ветер.



36. Поскольку температура ниже нуля, то гранитный парапет набережной, по которому хлещут волны, покрылся ледяной коркой. А у берега скопилась рыхлая шуга.



37. Утки:



38. До другого берега Петрозаводской губы 7 километров. Там уже лес.



39. Дальше я вернулся на проспект Ленина и дождался там автобуса до отдалённого района Соломенное. Исторически это старое село, которое уже больше сорока лет входит в состав города, но полноценно в него так и не влилось, оставаясь такой обособленной периферией.



Название Соломенное происходит, как ни странно, не от слова "солома", а от карельского "Salmi" - "пролив". Село стоит на двух берегах Соломенского пролива (получается "масло масляное") - короткой протоки, соединяющей озеро Логмозеро с Онежским озером.

40. Самое интересное, что через пролив нет постоянного моста. Только понтонный.



41. Пролив делит Соломенное на две стороны, названные по фамилиям дореволюционных владельцев местных лесозаводов: Беляевская (ближе к городу) и Громовская (за проливом). Громовская сторона выглядит в основном вот так. Подробно по ней я не ходил.



42. Главная достопримечательность Соломенного - Сретенская церковь, построенная в 1775 году.



43. За заливом хорошо просматривается город с его многоэтажками:



44. Ну а это уже Беляевская сторона:



45. На этой стороне находится ныне действующий Соломенский лесозавод, но до него я уже не доходил. В советское время при заводе сложился небольшой рабочий посёлок.



46. Сталинский дом культуры. Видимо, в состоянии вялотекущего ремонта.



47. Советский артефакт:



48. Небольшой воинский мемориал:



49. В основном же застройка тут деревянная. Напомнило архангельский посёлок Первых Пятилеток (там, кстати, тоже понтонный мост есть).



50. Соломенский лесопарк:



О Соломенном на этом всё. Вскоре я дождался обратного автобуса и поехал назад в центр, где ещё погулял вечером.

51. На площади Кирова у театра залили каток.



52. Дублирование на карельском языке. В Петрозаводске такое встречается редко. Всё-таки из всех российских республик Карелия - одна из "наименее национальных".



53. Парк в овраге поблизости:



54. В Петрозаводске тротуары зимой посыпают каменной крошкой, вероятно, позаимствовав эту технологию у Финляндии. К сожалению, в Питере её не используют, предпочитая реагенты.



55. Тот же вид на парк уже в сумерках:



56. Над горизонтом висит серп молодого месяца. А ещё выше ярко светит Венера.



57. Неподалёку кто-то запускал фейерверки. Оставалось три дня до Нового года.



58. Аллея парка вдоль речки Лососинки:



К ночи подморозило чуть сильнее - температура понизилась до -10 градусов. Я же вскоре пошёл в хостел, расположенный недалеко от вокзала, где ночевал одну ночь. На второй день мне предстояло отправиться в посёлок Пряжа и расположенную поблизости деревню Маньга, после чего вернуться в Петрозаводск и ехать на поезде обратно в Питер. Про Пряжу и Маньгу я и расскажу в следующий раз.

КАРЕЛИЯ. Декабрь 2019:
Петербург - Суоярви - Петрозаводск
Пряжа и Маньга

Карелия, Путешествия, Северо-Запад, Малодеятельные железные дороги, Русский Север, Железная дорога, Россия

Previous post Next post
Up