Мантурово

Jun 21, 2017 17:28

Через Костромскую область проходит северный ход Транссиба, породивший в своё время несколько новых городов, которые выросли из пристанционных посёлков, и по своему значению затмили старинные уездные города, расположенные по соседству. Один из таких городов на железной дороге среди костромских лесов - Мантурово (ударение на первый слог). Город в 16 тысяч жителей (максимум было 22 тысячи перед распадом Союза), стоящий на пересечении стальной магистрали и более древней транспортной артерии - реки Унжи.



Западно-сибирский поезд Санкт-Петербург - Тюмень привёз меня в Мантурово ранним солнечным утром 30 апреля. Ехал я в прицепном вагоне, шедшем в Пермь (что было хорошо заметно по говору проводниц и примерно половины пассажиров), традиционно проезжая вечером Волхов, Тихвин, Пикалёво, Бабаево, а ночью Череповец и Вологду. Накануне в Питере было холодно, и едва не доходило до мокрого снега, но на следующий день мне предстояла тёплая, почти летняя погода.

Кликабельная карта с локализацией фотографий по их номерам в этом рассказе:




2. В Мантурово поезд стоял две минуты, высадив меня в конце платформы. Почти все пассажиры разошлись и разъехались, потом прошёл пригородный Шарья - Николо-Полома, и станция опустела. Народу на ней почти не было, а иногда наступавшую тишину постоянно прерывал грохот проносящихся один за одним товарняков. Наступал солнечный весенний день - последний день апреля.



3. Вокзал в Мантурово довольно невзрачен; видимо, 1970-х годов постройки. Его я многократно видел по дороге на Урал и в Сибирь. Наверное, постоянным пассажирам этих направлений название Мантурово хорошо знакомо, хотя и не все знают, как оно правильно произносится. Впрочем, за не очень крупной станцией и не очень интересным вокзалом всё-таки скрывается не посёлок, а целый город, этой станцией рождённый.



Как уже сказано, проходящая здесь железная дорога - это ныне не что иное, как северный ход Транссиба. А исторически - Петербургско-Вятская железная дорога, построенная в 1906 году. На тот момент Мантурово было деревней (известна с 1617 года) в составе Кологривского уезда Костромской губернии. После постройки дороги деревня стала пристанционным посёлком, который развивался как транспортный узел, - железная дорога здесь пересекает реку Унжу (приток Волги), по которой в то время было и пароходное сообщение, и очень активный сплав леса. Мантурово стало воротами для двух расположенных на этой же реке уездных городов - Кологрива и Макарьева. В 1912-14 годах здесь было построено четыре лесозавода.

4. В отличие от вокзала, водонапорная башня сохранилась с времён постройки дороги.



А вот так выглядел оригинальный вокзал. Вроде, такой же был в Галиче.



5. Вид на восток. Впереди виден идущий навстречу грузовой поезд, а дальше находится мост через Унжу.



Статус города Мантурово получило уже в 1958 году. По своему устройству оно являет собой своего рода "конгломерат", - исторически, помимо собственно Мантурово, оно включает в себя бывшее село Николо-Мокровское и деревни Градулево, Речково, Вешняково и Жарихино, а в нынешнем виде - несколько разобщённых микрорайонов. Город очень растянутый по площади и разбросанный, и даже трудно определить, где у него центр. Самое интересное, что это точно не вокзал.

6. Небольшой завокзальный квартал и дорога, размытая весенней распутицей. Наверное, деревня Мантурово как-то так и выглядела.



7. Вид вокзала со стороны города. По совместительству он является и автостанцией (касса в том же зале). Ежедневно отсюда ходят автобусы в Кострому, а ночью проходит автобус Кострома - Боговарово - на самый северо-восточный край области. А вот в Кологрив, куда держу путь я, - теперь всего раз в неделю.



8. Ознакомившись с вокзалом, выхожу в город. Прилегающие к вокзалу улицы на удивление тихие (если не считать шум железной дороги), и полностью застроены частным сектором довольно сельского вида, и никаких даже пятиэтажных домов не видно, людей на улицах мало. Находясь здесь, легко подумать, что это глухая окраина города. В общем, в Мантурово вокзал - совсем не центр притяжения, хоть и поездов тут проходит много.



9. Очень милый детский сад в деревянном доме:



10. На некоторых домах встречается резьба. И, конечно, лебеди из шин, - это уже почти классика.



11. Пройдя пару кварталов от вокзала, можно попасть на осевую магистраль города, которая трижды меняет название: улица Костромская, потом Центральная и Советская. Народу и машин здесь уже побольше.



12. Подъездной путь к городским предприятиям. Хоть и будка на переезде заброшена, но на пути есть накат. Сейчас он используется, видимо, только Мантуровским фанерным комбинатом. Возле этой заколоченной будки я присел перекусить и вдыхать запахи наступающего весеннего дня. На календаре 30 апреля. Ещё не пробилась трава и листья, а в лесу местами ещё дотаивал снег.



13. Надо сказать, облик города в Мантурово (как и в соседней Шарье, где я был год назад) довольно размыт. Но зато есть интересные дома. Вот, например, пятистенная изба "уменьшенного" вида, - признак того, что мы находимся на границе средней полосы России и Русского Севера.



14. А тут у кого-то на доме висит флаг РСФСР:



15. Пожалуй, вот это место на улице Центральной можно считать центром города (снято в другой день, поэтому свет другой). Здесь два торговых центра, парк, да ещё и перекрёсток со светофором, который почему-то не работал (видимо, только поставили и ещё не успели включить).



16. Есть в Мантурово и несколько купеческих домов начала прошлого века - времени, когда нынешний город активно развивался в качестве пристанционного посёлка.



17. У того же центрального перекрёстка - скромный памятник Труженикам тыла.



18. И мемориальная доска погибшему при исполнении в 2001 году сотруднику ДПС:



19. А возле районного отделения полиции, расположенного по соседству, стоит памятник патрульной милицейской "Победе":



20. Из центра можно за несколько минут попасть в бывшее село Николо-Мокровское. Это тоже историческая часть города, которая, впрочем, внешне не очень отличается от привокзальных кварталов. Но тут есть Никольская церковь конца 18 века, - она ещё хорошо помнит времена, когда не было здесь железной дороги. Колокольня у церкви новодельная.



21. Расписание служб на входе в церковь - характерной для маленьких провинциальных городов ручной работы. Так и афиши часто делают.



22. А это Унжа. Приток Волги и вторая после неё по размеру река Костромской области. Такой вид открывается от церкви. Николо-Мокровское было довольно большим селом. И ещё до появления железной дороги, с 1872 года, здесь действовала пароходная пристань.



Рядом с церковью есть ещё старинное Николо-Мокровское кладбище, но туда я не ходил.

23. А это Мантуровский краеведческий музей. Явно новое деревянное здание, с луковкой как у церкви, только без креста.



24. Рядом с ним - военный мемориал:



25. А вот такой плакат висел на стене одного дома. Даже трудно сказать, какого он времени.



Город растянут примерно на 10 километров (что для его численности населения очень немало) и состоит из визуально малосвязанных друг с другом частей, которые воспринимаются очень обособленно друг от друга. Этим Мантурово мне больше всего напомнило карельский Беломорск и новгородскую Окуловку. Если идти или ехать из центра города в южном направлении, то 2-3 километра будет тянуться частный сектор, и начнёт казаться, что город скоро кончится. Но потом на южной окраине появляется микрорайон Юбилейный, построенный в 1970-е годы.

26. Это небольшой мирокрайон пятиэтажек-"брежневок". Юбилейный достаточно многолюдный и оживлённый и, если бы не маленький размер, мог бы восприниматься как отдельный городок. Пятиэтажных домов я, вроде, больше нигде в городе не помню. Этот микрорайон можно и не найти, если не знать о его существовании.



27. Тут всё как и в любом малом провинциальном городе. Сетевые магазины "Магнит" и "Пятёрочка" в первых этажах домов, есть магазин костромской сети "10 баллов". К магазинам постоянно подъезжали и уезжали машины, один раз мимо меня прошли ребята с футбольным мячом.



Микрорайон Юбилейный был построен в 1970-е годы в связи с открытием ещё одного предприятия, которое заметно выделялось на фоне доминирующей лесной промышленности, и требовало большого количества специалистов. Это Мантуровский биохимический завод, производивший медицинские препараты. Ныне он, к сожалению, не работает и стоит в руинах на южном краю города. Ещё поблизости от Юбилейного есть и вполне действующий Мантуровский фанерный комбинат. Лет десять назад были планы построить в Мантурово, либо в соседней Нее целлюлозно-бумажный комбинат, но потом об этом проекте забыли.

28.



29.



30. Есть здесь и деревянная церковь иконы Божией Матери "Всецарица". Построена в прошлом году.



31. Рядом с Юбилейным - типовые деревянные домики. Наверное, годов 30-х.



32. А это то ли новостройка, то ли реновированная брежневка:



33. К полудню 30 апреля всё выше поднималось солнце, и всё жарче становился воздух. Вместе с тем, кое-где на теневых сторонах домов ещё до сих пор не растаял снег!



34. А значительная часть Мантурово выглядит вот так:



35. А это новые дома для расселения ветхого жилья:



Осмотрев Юбилейный, вернёмся обратно на Центральную улицу, куда я минут десять ехал на городском автобусе. Теперь пройдём от центра города на северную окраину (именно так я и перемещался в первый день).

36. Ещё немного застройки в центре. Есть несколько купеческих домов начала прошлого века. А угловой дом на переднем плане - это уже новодел со стилизацией. В начале 20 века Мантурово официально было лишь рабочим посёлком, но по своему развитию и численности населения быстро превзошло свой же уездный город Кологрив, который с постройкой железной дороги мимо него стал приходить в упадок и застыл во времени.



37. Есть симпатичные деревянные дома. Центральная улица здесь переходит в Советскую.



38. А в этом доме находится детская школа искусств:



39. Артефакт, вероятно, советских времён. Но судя по цветам "флажков", перекрашенный в 90-е годы.



40. Обшарпанный кинотеатр годов, наверное, 70-х:



41. Небольшая площадь. За деревьями видна администрация Мантуровского района Костромской области, слева суд. Где-то среди деревьев есть памятник Ленину, но его не видно.



42. Стадион:



43. Улица Советская ведёт дальше на север. С благоустройством в Мантурово (как и в Шарье), надо сказать, грустно. Но всё-таки городок душевный.



44. Школа и берёзки:



45. Красивое сталинское здание - ДК "Клуб лесозавода":



46. Дома барачного типа в Мантурово тоже есть, но не очень много.



47. Так я снова вышел к железной дороге. Светофоров в городе всего два, но зато есть ЖД переезд, который хуже любого светофора. Поезда здесь ходят, пожалуй, каждые десять минут. Рядом начинается мост через Унжу - довольно длинный, но, как ни странно, не охраняемый. Кстати, его можно увидеть на заглавном кадре.



48. Это место напомнило мне подходы к мосту через Вятку в Котельниче (который довольно недалеко отсюда), хотя река там побольше. Фактически, моста здесь два. Тот, что ближе, построен уже в 2000-е годы.



49. Я видел проезжавший по мосту поезд Москва - Владивосток (к сожалению, не запечатлел его). За мостом находится станция Унжа и посёлок Лесобаза. Что интересно, автомобильный мост через реку есть только в 7 километрах отсюда. Благо, по ЖД мосту можно пешком ходить.



50. Станция Унжа. Фото июля 2016 года из окна поезда.



51. Вид на весеннюю реку вверх по течению. В конце апреля на реке половодье. Высокая вода залила прибрежные кусты, и течение её под мостом было заметно быстрым. Впрочем, в Кологриве мне предстояло увидеть ещё более красочный разлив.



52. Ниже по течению видна уже знакомая нам Никольская церковь. Храмы часто ставили на высоких берегах рек, чтобы они были судоходными ориентирами.



53. Заброшенная железнодорожная постройка 1906 года рядом с мостом:



54. Советская улица уводит дальше за железную дорогу. В кадре - заброшенные здания Мантуровского лесозавода. Впрочем, он, вроде, всё-таки работает (в заметно меньшем объёме, чем в былые годы), но действующая часть находится в другой стороне.



55. Недостроенный дом:



56. А поблизости протекает речка Янга, впадающая в Унжу:



57. А на самом северном краю города находится ещё один обособленный микрорайон, получивший название Шанхай (видимо, в своё время он застраивался хаотично). Этакий антипод Юбилейного. До другого конца города отсюда 10 километров (из-за чего и вовсе трудно поверить, что это один город).



58. Тоже много симпатичных домиков. И дрова их украшают.



59.



60. Идёт жизнь. Где-то слышен лай собак, где-то вой пилы. Улицы довольно многолюдны. Кстати, от людей старшего поколения в Мантурово иногда можно услышать северорусский окающий говор.



61. Через Шанхай идёт улица с заковыристым названием 19 Партсъезда.



62. Так я пешком покинул город в его северной оконечности. Улица перешла в грунтовую дорогу в весеннем лесу. Вокруг пахнет сосной и поют птицы. Костромская область обильно покрыта густыми лесами - особенно к северу от железной дороги. При этом область достаточно вытянутая, и Кострома находится в её южном уголке. Довольно далеко даже от Мантурово.



63. Через лес я вышел к разбитой мантуровской объездной на автодороге Кострома - Киров:



64. Луга и леса рядом с трассой. В середине дня 30 апреля стало по-настоящему жарко. Самое странное при этом было - всего 12 дней назад я ходил в зимней куртке, а сейчас уже в футболке!



Рассказ о Мантурово я на этом завершаю, хотя и в два последующих дня поездки ещё возвращался в него, да и назад в Петербург ехал с того же вокзала (и тем же поездом). Ближе к вечеру первого дня я держал путь в Кологрив - старинный и очень маленький городок, затерянный в дремучих лесах Костромского Севера в 80 километрах севернее Мантурово. Туда я доехал автостопом. И именно об удивительном Кологриве будет следующий рассказ.

Костромская область, Центральная Россия, Путешествия, Русский Север, Железная дорога, Россия

Previous post Next post
Up