Череповец. Часть 1

Sep 11, 2016 20:10

Череповец - негласная вторая столица Вологодской области, при том, по размеру (318 тысяч жителей) превосходящая саму Вологду. Долгое время Череповец был довольно типичным для Русского Севера городом, - возник в XIV веке как поселение при Воскресенском Череповецком монастыре на стрелке рек Шексны и Ягорбы, в 1777 году стал уездным городом, но самое интересное произошло уже в советскую эпоху: в Череповце были построены металлургический, а затем химический комбинаты, известные ныне под названиями "Северсталь" и "ФосАгро", - при том, что месторождений полезных ископаемых в окрестностях города нет, и всё сырьё привозится с Крайнего Севера. В итоге, сегодняшний Череповец являет собой интересное сочетание советского индустриального гиганта со старым уездным городом.




Карта с локализацией фотографий в зависимости от их номера в посте:



2. Это самый центр города. Площадь и улица Металлургов с красивым ансамблем сталинской архитектуры, - без этого стиля советские промышленные города почти никогда не обходятся.



3. Всмотревшись в перспективу улицы, можно увидеть дымящие трубы Северстали. Их хорошо видно из многих точек города, но жутковатую и по-своему красивую череповецкую промзону можно увидеть, даже проезжая город мимо на поезде, - железная дорога проходит едва ли не сквозь неё. Стройный ряд дымящих труб и пылающих факелов особенно впечатляет в тёмное время суток.



4. А площадь, со сквером - излюбленное место прогулок горожан. Я был в Череповце как раз в воскресенье. На переднем плане стоит монумент, посвящённый памятной дате 24 августа 1955 года, когда Череповецкий комбинат дал Родине первый чугун. Немного дальше виден Ленин и ДК "Комсомолец".



5. Последний я запечатлел вблизи лишь поздним вечером. Красивый образец сталинского ампира.



6. Солидные сталинки, вдалеке виден металлургический комбинат... Мне в этот момент было трудно поверить, что я нахожусь всего в неполной ночи пути от Петербурга. Такой город намного проще представить себе где-нибудь на Урале или Кузбассе. И в центре Череповца мне постоянно вспоминался Магнитогорск.



7. Поблизости от площади Металлургов - довольно широкие и оживлённые улицы:



8. Дома серии 1-420 (спасибо makeev_dv за подсказку). Кроме Череповца, я такие видел, кажется, только в Питере, в районе метро "Елизаровская".



9. В общем-то, на центральных улицах Череповец вполне потянет на областной центр. Впрочем, как уже говорилось, он даже больше Вологды.



10. Типичный двор в центре Череповца. Дом в кадре имеет облицовку со стороны улицы.



11.



12. Если идти в сторону берега реки Шексны, то среди советских домов начинает попадаться дореволюционная застройка.



13. Кстати, ещё одно специфически примечательное место рядом с площадью Металлургов - пятиэтажный дом № 13 по улице Милютина.



14. В этом доме жил советский рок-музыкант Александр Башлачёв, о чём сообщает мемориальная доска на стене.



15. Старая уездная застройка на оживлённых улицах. Видна водонапорная башня.



16.



17. Один из корпусов Череповецкого университета в здании 1875 года, и памятник Луначарскому, который где-то в этих местах отбывал ссылку за революционную деятельность.



18. Немного элитных новостроек в самом центре города. Их здесь не так много, в основном Череповец разрастается в заречных районах.



19. Памятник Ильичу при входе в городской парк:



20. Который в тёплый весенний воскресный день тоже был наводнён людьми.



21. Тут даже не знаю, - старый дом, или новодельная стилизация.



22. Улица спускается в долину реки Ягорбы:



23. По-видимому, довоенное здание:



24. А потом я вышел на просторную площадь Революции. Хоть и администрация города находится не здесь, но фактически именно это и есть центральная площадь. С одной стороны - довольно приятные деревянные домики.



25.



26. А напротив - краеведческий музей в не менее красивом доме. Правда, это уже новодел, воссоздание сгоревшего в советские времена дома Ивана Милютина - купца, занимавшего пост городского головы Череповца в 1861-1907 годах, и весьма немало сделавшего для его развития.



27. По соседству стоит Воскресенский собор постройки середины XVIII века, который есть ни что иное, как историческое сердце Череповца.



Как уже сказано, Череповец впервые упоминается в 1362 году, но тогда он был не более, чем посадом при Воскресенском мужском монастыре, который основали иноки Феодосий и Афанасий - ученики Сергия Радонежского. В 1764 году до обители добралась рука екатерининской секуляризации, и она была упразднена.

28. До наших дней дошёл лишь собор Воскресения Христова - ныне старейшее сохранившееся здание Череповца.



29. Храм стоит на возвышении - Соборной горке. Наверное, когда-то с реки Шексны был красивый вид на монастырь в окружении лесов. А вот, кстати, и река, - от площади Революции дорога с брусчаткой спускается к набережной.



30. У подножия горы стоит памятник Феодосию и Афанасию - основателям Воскресенского монастыря.



31. У набережной - весьма красивый речной вокзал в виде плавучей пристани, годов, наверное, 1950-х. Жаль только, что пассажирского судоходства здесь теперь нету, хотя ещё лет тридцать назад к этому дебаркадеру швартовались, например, теплоходы Ленинград - Ярославль, ходившие по Рыбинскому водохранилищу и Волго-Балтийскому каналу.



32. У дебаркадера - аутентичные фонарные столбы:



33. В Шексну здесь впадает река Ягорба. Напротив Соборной горки - речной порт.



Что интересно, Череповец стоит почти на северной оконечности Рыбинского водохранилища, которое, на самом деле, образовано не только Волгой, но и Шексной. Зоны затопления от плотин возле Рыбинска, стоящих на Волге и на Шексне, слились в один водоём, поэтому на карте видно, что Шексна впадает в водохранилище рядом с Череповцом, а потом, после плотины, снова выходит из него на последние километры до естественного устья, которое по-прежнему сохранилось в Рыбинске. А Шексна, в свою очередь, является частью Волго-Балтийского водного пути (канал расположен севернее и соединяет Белое озеро с рекой Вытегрой, впадающей в Онежское озеро), поэтому грузовое движение через череповецкий порт по-прежнему довольно активное. Кстати, именно расположение Череповца на пересечении Петербурго-Вятской железной дороги и Волго-Балта и послужило причиной выбора этого города для строительства металлургического комбината.

34. В полутора километрах западнее стрелки двух рек через Шексну переброшен вантовый автомобильный мост. На другом берегу виден многоэтажный Зашекснинский район, где я не побывал. В ту же сторону уходит автодорога на Пошехонье и Рыбинск, идущая местами вдоль берега водохранилища.



35. Рядом с мостом - церковь Рождества Христова. Изначально построенная в конце XVIII века, снесённая при советской власти, и уже в 1990-е годы воссозданная.



36. Здесь же - ДК металлургов, образец советского модернизма. Довольно невыразительный, впрочем.



37. Более интересный образец можно увидеть по соседству, - художественное училище имени В. В. Верещагина, постройки 1991 года. Название, кстати, не случайно, - известный русский художник-баталист родился в Череповце.



38. А это городская администрация. Скромно расположившаяся в стороне от центральных улиц.



39. Вернёмся теперь к Соборной горке. Прямо от неё идёт Советский проспект (историческое название - Воскресенская улица) с интересной дореволюционной застройкой уездного города.



40. Встречается и деревянное зодчество:



41. В стороне можно видеть реку Ягорбу:



42. Рисунок на стене возле одного из ресторанов воспевает какие-то средиземноморские пейзажи.



43. Что интересно, Череповец относился не к Вологодской губернии, а к Новгородской. При том, что до Новгорода отсюда в четыре раза дальше, чем до Вологды. Уже после революции, в 1918-27 годах, Череповец успел побыть губернским городом, затем входил в состав Ленинградской области, а с 1937 - Вологодской.



До начала XX века Череповец был городом примерно того же порядка, что и соседние уездные центры вроде Устюжны, Кириллова или Белозерска. Выделяться среди них он стал уже после постройки в 1902-1906 годах железной дороги Петербург - Вологда - Вятка, но и это была капля в море в сравнении с тем, как вырос этот город на промышленности в советские времена.

44. Художественный музей постройки 1909 года:



45.



46. Красивое здание Череповецкого камерного театра постройки 1914 года:



47. Потом начались советские кварталы. Забор украшают рисунки на тему истории Череповца и связанных с ним личностей.



48. А вот и уже упомянутый Иван Милютин. Изображённый со своим домом в качестве фона. Люблю такие вещи, - они здорово оживляют изучение истории.



49. Я снова вышел к берегу Ягорбы. На фоне портовых кранов на другом берегу - часовенка. Вроде, новодел, повторяющий часовню конца XIX века.



50. Вид на устье Ягорбы и Зашекснинский район. На календаре середина апреля, не знаю, заметен ли здесь весенний паводок. Всё же, наверное, на Шексне уровень воды регулируется шлюзами Волго-Балта.



51. При всей давней истории Череповца, речной фасад города - панельно-многоэтажный.



52. У набережной на Ягорбе пришвартован списанный теплоход "Пётр Первый", ныне служащий плавучей гостиницей.



53. Чуть выше по течению реку пересекает Ягорбский мост, соединяющий две части города - центр с комбинатом и Заречье.



54. Здесь проходит главная городская магистраль - проспект Победы, по которому ходит трамвай. В одну сторону он ведёт в Заречье, а в другую - прямиком в промзону. На точечные многоэтажки возле моста я уже много раз обращал внимание из окна поезда.



Осмотрев историческую часть города с уездной застройкой, во второй части пройдём по проспекту Победы, центру города со сталинской архитектурой, а затем съездим на трамвае в промзону и в Заречье.

Вологодская область, Путешествия, Северо-Запад, Русский Север, Россия

Previous post Next post
Up