Обратный путь из Антипаюты в Салехард

Mar 28, 2016 20:01

В короткую заполярную навигацию - с начала июля по середину сентября, бывалый ветеран речного флота, теплоход "Механик Калашников", построенный в Германии в 1955 году, регулярно возит пассажиров из Салехарда в посёлки Новый Порт и Антипаюта. Путь на этом теплоходе по Сибирскому Заполярью, а также сами посёлки я уже показал в предыдущих частях. Антипаюта стала финальной точкой нашего Водного пути по Западной Сибири, и на том же теплоходе те же двое суток нам предстояло идти обратно до Салехарда.



Напомню, что почти всё путешествие я осуществил совместно с московским путешественником Ильёй varandej, а на двух этапах маршрута, в том числе и здесь, кроме нас, было ещё три человека - кировские путешественники Дима и Лена и ныне живущий в Кирове аргентинец Патрисио - человек из южного полушария Земли на Крайнем Севере. Такой компанией из пяти человек мы путешествовали на "Калашникове" в одной каюте. Обратный путь проходил в целом уже в довольно расслабленном режиме. Места по пути уже знакомые. Мы просто общались и любовались пейзажами за бортом.

2. Из Антипаюты мы вышли поздним вечером 17 августа, и весь следующий день шли по Обской губе. В первой половине дня погода была облачной, и нас окружала серо-серебристая гамма цветов.



3. Местами просвечивало солнце. Ветра сильного, впрочем, как не было, так и нет. Погода очень спокойная, и нам так и не пришлось испытать на этом судне шторм и качку.



4. За кормой теплоход догоняют чайки:



5.



6. Около полудня впереди показался берег полуострова Ямал и яркие разноцветные домики. Это уже знакомый нам посёлок Новый Порт, где "Калашников" делает единственную остановку, и теплоход на обратном пути наполняется новыми пассажирами.



7. И уже знакомая нам плавучая пристань, из-за мелководья стоящая в полутора километрах от берега, вместе с пришвартованным к ней катером "Яр". На обратном пути мы уже не выходили в Новом Порту, хотя стоянка была, как и на пути туда, почти четыре часа.



8. И когда мы отходили от Нового Порта, время приближалось к вечеру, и уже успело распогодиться. Тучи остались где-то на востоке. Граница ясного неба с облачностью удивительно чёткая. Заполярное небо постоянно переливается разнообразными рисунками.



9. А вода в Обской губе в солнечную погоду приобретает очень красивый цвет.



10.



Видео. Плеск волны, свист ветра и крик чаек - постоянный звуковой фон, который я всё время слышал, сидя в кресле на кормовой палубе.

image Click to view



Что интересно, над Обской губой (как и над Антипаютой) регулярно летают самолёты. На карте это не кажется очевидным, но именно здесь проходит кратчайший путь по воздуху из Европы на восток Азии (в том числе из европейской части России на Дальний Восток). Так что не исключено, что некоторые из самолётов высоко над нами вполне могли лететь, например, из Парижа в Токио, хоть это и очень странно представить.

11. Так я почти весь день сидел на палубе, созерцая бескрайние водные просторы Обской губы. Потом наступил вечер...



12. В Заполярье с его чистым и прозрачным воздухом удивительно красивые солнечные закаты...



13. Облачность над головой рассеялась почти полностью. Нечасто здесь бывают такие ясные и солнечные дни. При этом было по-прежнему холодно, и на палубе я вечером уже стал надевать шапку.



14. Небо играло яркими красками. Здесь оставалось лишь молча любоваться этим пейзажем...



15.



16.



17. Флаг на корме реет на ветру...



18. А солнце опускается всё ниже:



19. Заливая своим ярко-золотистым светом палубу теплохода и занавешенные окна кают.



20. Золотистого цвета будто сделался сам воздух...



21.



22. Палуба теплохода и низкое солнце над горизонтом. Если отправиться в путешествие по этим местам в начале июля, то такую же картину можно увидеть в середине ночи, когда в полярный день в ночные часы солнце светит над северным горизонтом. Впрочем, я надеюсь ещё осуществить заполярные речные путешествия по великим рекам Енисею и Лене, - может быть, и удастся сделать это во время полярного дня.



23.



Вместе мы на палубе ещё долго любовались вечерней зарёй, переходящей в ночь. То, что в Питере называется белыми ночами (в июне и начале июля), здесь можно наблюдать ещё в августе :)

24. А на следующее утро мы уже покинули Обскую губу и шли снова по Оби - теперь вверх, то есть против течения, а потому и более медленно, чем на пути туда. Если ещё вчера мы видели на берегах открытую тундру, где деревья исключительно карликовые, и горизонты открытые, то здесь уже снова есть хоть и низкие и чахлые, но всё-таки уже обычные деревья, - лесотундра на высоких речных ярах. Хотя на местах чуть повыше, как видим, снова тундра.



25. Звучит как игра слов, но Обь необъятна. Разумеется, на Обской губе берегов мы не видели вообще, но там хотя бы уже не река. А тут низовья Оби, и ширина русла составляет два-три километра... В средней полосе России такое трудно себе представить, ­- на фоне могучих сибирских рек меркнет даже Волга.



26. Лесотундра здесь состоит из редко расставленных низкорослых ёлок и уже начинающих желтеть лиственниц. В августе здесь уже осень.



27. А напротив - низкий пойменный берег. Кто-то вдалеке обгоняет нас на моторной лодке.



28. А иногда мимо проходят баржи:



29. Мы приближаемся к северному полярному кругу. Но на сей раз... с северной же стороны! Если вчера было ясно, и на Обской губе мы лицезрели красивейший закат, то сегодня снова облачно. Но с прояснениями, да и дождя нет.



30. А вот на пойменном островке какие-то избушки, а среди них чум! Справа можно увидеть и нарты. Видимо, это какой-то хутор вроде виденного нами Юхангорта, но при этом более капитальный. Только не знаю, кто здесь живёт - ненцы или ханты (а в окрестностях Салехарда коренными жителями являются уже в основном ханты).



31. Высокий берег. Лесотундра с обветренными лиственницами и кривоствольными берёзками...



32. А напротив - пойма, на фоне которой мимо нас идёт то ли бункеровочное судно, то ли нефтеналивная баржа. Вдалеке на высоком берегу видны какие-то дома.



33. Ещё одно маленькое поселение с чумом - теперь уже у высокого правого берега:



34.



35. А те самые домики на высоком берегу ознаменовали приближение к цивилизации. По левому борту (а значит на правом берегу реки) стоит крупное (3 тысячи жителей) село Аксарка, которое на пути туда мы проходили уже в темноте. Дома яркого цвета, речная пристань, рыбзавод, из которого сотню лет назад и возникло село. В Аксарке значительную долю населения составляют ханты, ненцы и коми.



36. Есть тут и церковь:



37. Мы уже близко к Салехарду. Со столицей региона Аксарку связывает 60-километровая автодорога. На машине здесь доехать можно за час, но по реке теплоход шёл до Салехарда ещё часа четыре.



38. Яркие новостройки на сваях нередко перемежаются старыми барачными домами. Которые, впрочем, тоже иногда в яркие цвета красят. Долгая, холодная и тёмная полярная зима, - яркие краски здесь даже не просто так, а ради необходимости борьбы с цветовым голоданием.



39. Обь. Громадная река...



40.



41. А теплоход продолжает свой неспешный путь в Салехард. Осталось совсем немного.



42. Вскоре с западной стороны, над обской поймой, я увидел необычайно причудливый узор серо-голубоватых облаков.



43. И только внимательно приглядевшись, я понял, что это горы! И на вершинах даже видны пятна снега. Не очень высокий, но величественный Полярный Урал, разделяющий Азию и Европу, Тюменскую область и Республику Коми. Четыре дня назад, по пути в Антипаюту, мы гор не видели, - стояла густая серая хмарь с дождём, и пелена ненастной погоды закрывала Уральские горы от наших глаз. Но сейчас, когда облачность более лёгкая, горный хребет хорошо виден.



44. А это посёлок Харсаим, который я уже показывал на пути в Антипаюту:



45. Деревянные дома на заднем плане - видимо, первые в посёлке (он основан в 1930-е годы).



46. Когда уже приближался вечер, стало проглядывать солнце:



47. А вдалеке над лесотундрой возвышается тропосферная радиорелейная станция связи "Чайка". Издалека не подумаешь, но самом деле, она уже не действует и, по сути, стоит заброшенной. В советское время такие магистральные линии снабжали связью отдалённые районы Крайнего Севера, но в наше время эта система связи уже устарела.



48. На часах уже пять вечера. Остались считанные километры до Салехарда. Хоть и облачное, но красивое вечернее небо над Обью. Суровый синеватый силуэт Полярного Урала стал вырисовываться всё более чётко. Слева хорошо виден горный массив Рай-Из, мимо которого мне ещё предстоит проехать на поезде.



49. Совершенно удивительным образом облака повторяют очертания горных вершин. Впрочем, происходит это по вполне естественным причинам, - горы заметно влияют на движения воздушных масс и облачности.



50. Обгоняем баржи с щебнем. Такие нам довольно часто встречались в Обской губе.



51.



52. Где-то впереди стал виден небольшой городок. Речной порт, краны, баржи, катера, а вдалеке разноцветные дома и очертания гор.



52. Это Лабытнанги - город-спутник Салехарда, стоящий на левом берегу Оби. Там мне ещё предстоит побывать, - ведь именно в этот город, а не в сам Салехард, приходит железная дорога с Большой Земли. И с теплохода мы видели стоящие в порту грузовые железнодорожные вагоны. Впрочем, и на снимке их можно разглядеть.



53. В Лабытнангах сейчас живёт 27 тысяч человек - почти в два раза меньше Салехарда. Снимок с реки вышел, к сожалению, смазанным, но, что интересно, здесь в левой части кадра можно увидеть дугообразный железнодорожный вокзал - ворота Салехарда для приезжающих с "материка" поездом. Впрочем, весь город я ещё подробно покажу вблизи.



54. А поскольку два города расположены на разных берегах Оби, между которыми нет моста, связываются они паромной переправой, которой мне тоже ещё предстоит воспользоваться. На снимке - правый, то есть салехардский берег. Автодорога от переправы уходит прямо в город.



55. Начало золотой осени в середине августа:



56. А впереди высокий берег обрывается. Это Ангальский мыс - место впадения в Обь реки Полуй, на которой стоит Салехард.



57. Мимо нас прошёл прогулочный теплоход. Даже немного удивляет то, что и в климате Крайнего Севера бывают речные прогулки.



58. Итак, мы огибаем Ангальский мыс и входим в реку Полуй - правый приток Оби. На мысу когда-то стояло древнее поселение Усть-Полуй, давшее название целой археологической культуре железного века. А хантыйское святилище Пулават (что в переводе означает то же самое) сохранялось там вплоть до XX столетия.



59. Правый берег Полуя:



60. А впереди уже показался Салехард. Видна ремонтная база флота с маленьким грузовым портом. Основной порт здесь, как ни странно, в Лабытнангах: видимо, потому что они на Оби, а в более узком Полуе просто меньше судов может поместиться.



61. Рядом с рембазой флота - нефтехранилище, а у берега видны какие-то списанные автобусы.



62. А вот впереди виден уже знакомый нам речной вокзал Салехарда, с которого мы на этом же теплоходе отправлялись четыре дня назад, ещё не совсем представляя себе то место, где нам предстояло оказаться.



63. Наконец, на часах пол седьмого и мы швартуемся к пристани, на которой уже скопились встречающие. Перед тем, как матросы бросали на причал швартовы, по судовой громкой связи раздался голос: "Разойдитесь, а то сейчас кому-то прилетит!". Все посмеялись :)



64. Мы на берегу. Бросаем прощальный взгляд на теплоход "Механик Калашников", ставший для нас домом на четыре дня.



Водная часть нашего путешествия почти полностью завершена! Позади остались все теплоходы, впереди из водного транспорта предстоит лишь паромная переправа в Лабытнанги. Как я уже писал, совершить первое беглое знакомство с Салехардом мы успели ещё на пути в Антипаюту, проведя здесь на речном вокзале несколько часов. Теперь же нам предстоял более подробный осмотр города. В Салехарде почти завершилась наша с Ильёй совместная часть путешествия. Город мы осматривали частично вдвоём, а частично уже по отдельности, после чего на оставшуюся часть путешествия мы уже разделились. В следующих рассказах осмотрим Салехард и немного его ближних окрестностей.

Арктика, Природа, Сибирь, Крайний Север, Путешествия, Западная Сибирь, Россия

Previous post Next post
Up