Холодное Заполярье, где уже в августе температура лишь немногим выше нуля. Над Обской губой свистит холодный ветер, кричат чайки, и садится солнце. Отчалив от Нового Порта, теплоход "Механик Калашников" продолжил путь на север. Пейзаж Обской губы - бескрайняя вода до горизонта, но скучно от кажущегося однообразия не становится. За полярным кругом совершенно особенный прозрачный воздух, насыщенно голубое небо и потрясающе красивый солнечный свет. Вечером 16 августа я долгое время сидел на палубе, любуясь закатом.
2. Днём теплоход три часа стоял у плавучей пристани посёлка Новый Порт в полутора километрах от берега, - подойти ближе не позволяет мелкая глубина. За время стоянки
мы успели погулять по посёлку, в том числе посетить уникальное мерзлотное хранилище рыбы при местном рыбзаводе.
3. Пока ещё стоим. Посёлок хорошо виден.
4. Но впереди расстилаются всё новые и неизведанные просторы, которые манят дальше. И в шесть часов вечера "Механик Калашников" отдаёт швартовы, двигатель снова начинает тарахтеть, и Новый Порт начинает медленно удаляться.
5. А впереди и вокруг - Обская губа. Как уже говорилось, это эстуарий Оби, то есть залив Карского моря, в котором при этом ещё сохраняется речное течение Оби, задающее губе направление и форму. Вода здесь слабосолёная, - встреча реки и Северного Ледовитого океана.
6. Погода сегодня спокойная. Хоть и ветер на палубе чувствуется, но на воде почти штиль. Но стихия порой бывает коварной. Иногда шторма здесь могут достигать и шести, и восьми баллов. Наверное, при сидении на палубе в такую погоду насквозь продувает ветром и обдаёт холодными брызгами.
7. На берегу - тундра, которая в начале осени окрашивается в красно-жёлтые цвета.
8. А за кормой пока ещё хорошо виден Новый Порт. Одинокий катер с теперь уже пустой палубой возвращается к посёлку от плавучей пристани.
9. Пристань тоже видна. Вечернее небо начинает играть яркими красками и поразительными узорами облаков.
10. Чайки иногда летят вслед за теплоходом сзади, а иногда садятся на воду.
11. Между прочим, навигация в Обской губе открывается только к середине календарного лета. В июне "Калашников" ходит по Иртышу и Оби от Омска до Салехарда, и лишь в июле выходит на Антипаюту, - видимо, вплоть до начала июля в Обской губе плавают льды.
12. Небо здесь особенное. Такое бывает только в Заполярье. Прозрачный воздух, яркий солнечный свет с золотистым оттенком, - это уже знакомо мне по Кольскому полуострову.
13. Велика Россия!
14. Здесь слова излишни. На переливы вечернего неба над Обской губой и Ямалом я, почти не отрываясь, смотрел весь вечер.
15. Новый Порт был ещё хорошо виден даже спустя час после отправления. Причём с разных сторон. Видимо, теплоход медленно огибал берега вблизи посёлка.
16. Солнце клонится к закату. Но он будет длиться очень долго, а ночь будет довольно короткой и светлой. Наверное, интересно было бы пройти этим рейсом в начале июля (в июне, как уже сказано, навигация ещё не открыта), когда здесь ещё царит полярный день, и можно ночь напролёт сидеть на палубе и смотреть, как солнце движется над северным горизонтом. Если, конечно, погода не пасмурная.
17. Со всех сторон небо выглядит очень разным.
18. Баржа с контейнерами проходит мимо нас (видимо, привязана тросом к буксирному судну, которое в кадре не видно). Даже и не знаю, куда, - наверное, это развоз грузов по тундровым ямальским посёлкам.
Вообще, насколько, казалось бы, глухой край, но всё-таки движение на Обской губе достаточно оживлённое. Снующие туда-сюда баржи - то пустые, то с разными грузами, попадались нам регулярно. Возможно, некоторые из них обслуживают газовые месторождения.
19. Ширина Обской губы в этом месте - порядка 60 километров. Впереди бескрайние воды, а позади вдалеке всё ещё виднеется Новый Порт и полыхающие факелы месторождения.
20.
21. "Север, воля, надежда, страна без границ..."
22. Западный берег (то есть полуостров Ямал) почти всё время был достаточно близко. А ночью нам предстояло покинуть Обскую губу и выйти уже в Тазовскую - прямым курсом к Антипаюте.
23. Вдали всё ещё виден Новый Порт. Значит, у нас пока ещё есть мобильная связь :)
24.
25.
26.
27. Солнце опускается всё ниже...
28. На горизонте видны какие-то загадочные лучи. Даже и не знаю, от чего.
29. Студёная вода - то серебристого оттенка, то какого-то свинцового, а облака то угрюмо синие, то ярко-багровые.
30.
31. Так на Обской губе вечерело. Стрелки часов уже миновали цифру девять.
32. Уже зашло солнце, но на небе пока ещё довольно светло.
33. А где-то вдалеке идёт дождь...
34. Заглянем ещё раз внутрь теплохода (подробно я уже показывал интерьеры
вот здесь). Теплоход "Механик Калашников" построен в 1955 году, и во внутренних помещениях судна до сих пор сохранились аутентичные интерьеры того времени.
35.
36. Вместе с Димой мы снова вышли на палубу около десяти вечера, когда Илья уже лёг спать. Сумерки, шум волны и ветра, алая заря и синева облаков. На кормовой палубе мы довольно долго беседовали с колоритным жителем Антипаюты, усатым ненцем Хацо Салиндером, с которым успели познакомиться ещё накануне.
37. А пейзажи за бортом очень красивые. Каждую минуту Обская губа представала перед нами во всё новых и новых видах.
38. Половина одиннадцатого вечера...
После полуночи, когда уже были тёмные сумерки (а полностью здесь в августе ещё не темнеет), на западном берегу, в темноте тундры, стали снова мелькать огненные факелы газовых месторождений. Правда, какое именно месторождение мы видели, я так и не определил, - то ли Ростовцевское, то ли Хамбатейское. Газовых месторождений полуостров Ямал таит в себе довольно много. К крупнейшему из них - Бованенковскому (открыто в 1971 году и названо в честь геолога Вадима Бованенко), уже в 2000-е годы сквозь сотни километров тундры была проложена железная дорога, которая начинается от станции Обская на ветке Чум - Лабытнанги (её мне ещё предстоит увидеть), и стала самой северной железной дорогой мира (правда, без пассажирского движения). А в северной части полуострова Ямал находится порт Сабетта (правильно произносится с ударением на последний слог, хотя почему-то часто ставится на Е), экспортирующий нефть и газ. К востоку от Обской губы остаётся Ямбургское месторождение газа, открытое в 1969 году. Правда, городов с постоянным населением в тех местах почти нет, - в основном вахтовые посёлки. Поэтому, к сожалению, побывать там крайне сложно.
Где-то ночью мы вошли в Тазовскую губу. Местные говорили, что в месте её соединения с Обской губой всегда качает, даже при хорошей погоде, - сильная волна из-за встречи двух течений. Но мы в этом месте благополучно спали. Тазовская губа примыкает к Обской с востока, являясь эстуарием полярных рек Таз и Пур, текущих по юго-восточной части ЯНАО. Утром нам предстояло увидеть Антипаюту - конечную точку нашего водного маршрута.