Мурманская железная дорога: от Имандры до Мурманска

Dec 05, 2015 17:27

Заключительный этап железнодорожного маршрута на север я преодолел вечером 27 июня, когда, съездив на станцию Имандра, и посмотрев глухой железнодорожный посёлок и отроги Хибин, я наконец сел на поезд и отправился к арктическому побережью, в столицу Заполярья - город-герой Мурманск. Дорога заняла у меня три часа - от семи до десяти вечера. Правда, погода оставалась по-прежнему пасмурной, поэтому, к сожалению, качество фотографий, сделанных через окно, получилось в целом посредственным. Но отснятое я всё же решил показать.



Итак, скорый поезд Санкт-Петербург - Мурманск на станции Имандра стоит одну минуту. Быстро заскакиваю в вагон и прохожу на своё место. Сидячих вагонов в этом поезде нет, поэтому даже на три часа пути пришлось брать плацкартный. Но это ладно, зато полежать и отдохнуть можно. Что я и делал первые полчаса пути. Кстати, вагон был полупустой, хотя из соседних в Мурманске выходило достаточно много народа.

Потом же я принялся наблюдать за дорогой. Через сорок минут после Имандры поезд сбавляет ход. Хибины уже остались позади, за окном тянется лес, который вдруг заканчивается, и, непривычно после виденной мной глуши, появляется цивилизация, - отвалы каменных карьеров, автодороги, по которым ездят самосвалы. Сразу видно, - очередное месторождение руды.

2. А на железной дороге появляется путевое развитие:



3.



4. А потом уже и начинается станция, и видны признаки окраин небольшого города.



5. Оленегорск! Типовой послевоенный вокзал, выкрашенная серебрянкой скульптура оленей. Самого города почти не видно, - железная дорога проходит по его восточной окраине.



6. Мой вагон остановился напротив багажного отделения. Стоим пять минут, на часах восемь вечера. А впрочем, световой день здесь в конце июня такой, что время на часах мало что значит, особенно в пасмурную погоду.



Сам Оленегорск - ещё один горно-промышленный город Кольского полуострова, что роднит его с Апатитами и Кировском. Здесь расположено Оленегорское железорудное месторождение, и руды перерабатывает горно-обогатительный комбинат. Также неподалёку располагается более крупный город Мончегорск, возле которого добываются медь и никель. А кроме того, из Оленегорска ведёт прямая дорога на Ловозеро - одно из исторических поселений саамов. Пока что я проезжаю мимо, но надеюсь и в этих всех местах как-нибудь тоже побывать.

7. А Оленегорск стоит на водоразделе Белого и Баренцева морей. Отсюда уже начинаются места, где все реки текут в Арктику. После восьми вечера отправляемся из Оленегорска. За окном всё так же тянется северная тайга, которая постепенно редеет и превращается в лесотундру.



8. Хоть и Хибины уже давно позади, на Кольском полуострове равнинной местности почти не бывает. Он весь сложен из скал и сопок, которые хоть и не такие высокие, как Хибины, но в пейзаже смотрятся так же сурово, величественно и таинственно.



Где-то здесь поезд проехал станцию с названием Лапландия. Как-то изменяется в дороге и общая атмосфера, - чувствуется, что мы покидаем внутренние, южные районы Кольского и всё больше приближаемся к Арктике. Легендарный город Мурманск, морской порт и ледоколы, скалистые сопки вокруг Кольского залива, - уже совсем скоро я это увижу! И от этого трепетно на душе.

9. Слева по ходу поезда показалось озеро Пулозеро. С этого момента и почти до самого Мурманска железная дорога будет идти по долине реки Кола.



10. Как уже многие десятилетия прежде, стучат колёса на просторах Кольского полуострова. Железную дорогу в этот суровый край проложили перед самой революцией, - в 1915-1916 годах, для снабжения Мурманского морского порта.



11. Река Кола продолжает течь слева от железной дороги, периодически разливаясь в озёра, в которых отражается угрюмое пасмурное небо. Иногда накрапывает дождь.



12. И всё таки северная природа прекрасна. А железная дорога на берегах живописно извивается, благодаря чему через окно можно видеть наш поезд. В голове его - электровоз ЭП1.



13.



14. Станция Тайбола и одноимённый посёлок при ней. К сожалению, железнодорожные посёлки здесь в основном почти покинутые. В качестве примера я уже показывал Имандру.



15. Вот так северная тайга медленно, но верно, становится лесотундрой. Всё ближе и ближе к Мурманску...



16. И пейзажи всё более суровые...



17. Так наблюдал я через окно плацкартного вагона проносящиеся за ним заполярные просторы. Тем временем, проезжаем станцию Кица.



18.



19. Затем поезд пересёк Колу по мосту. Теперь порожистая северная река - справа по ходу поезда. Местами на реке прямо в воде стоят рыбаки. Сегодня суббота, - может быть, среди них есть и жители Мурманска, приехавшие на выходные.



20. Станция Лопарская. О коренном народе этого края железная дорога не забывает. Ибо лопарями русские называли саамов, которые ещё сто лет назад составляли большинство населения Кольского полуострова.



Судя по карте, вдоль железной дороги всё чаще попадаются воинские части и арсеналы - как бывшие, так и действующие. Сразу вспоминается, что Мурманская область - край не только горняков и металлургов, но ещё и военных. В советские времена регион, особенно в северной части, был нашпигован военными базами и частями. Да и сейчас их здесь по-прежнему немало.

Проехали станцию Магнетиты (которая, правда, вновь напоминает о добыче полезных ископаемых), потом я решил поснимать видео:

image Click to view



21. До прибытия осталось меньше часа. Уже чувствуется приближение большого города, - между лесотундрой и сопками вдруг появились дачи. Причём внешне явно недешёвого вида.



22. Продолжаем ехать вдоль реки Колы. Пошёл дождь, оставляя капли на вагонном стекле. Такое лето за полярным кругом.



23. Посёлок Кильдинстрой на другом берегу Колы. Уже совсем близко Мурманск! Осталось чуть-чуть...



24. Снова пересекаем Колу по мосту и оказываемся на её правом берегу.



Между прочим, эта река имеет важное культурно-историческое значение в регионе. Именно по ней получил название стоящий в её устье город Кола, который ещё полтора века назад являлся единственным городом на территории нынешней Мурманской области, а сейчас фактически является южным пригородом Мурманска. Город Кола являлся центром Кольского уезда Архангельской губернии, а отсюда получил название и Кольский полуостров.

25. Именно на станции Кола поезд делает последнюю остановку перед Мурманском. На соседнем пути стоит наливной состав из цистерн. А на часах уже почти десять вечера.



26. Наконец, после двухминутной стоянки в Коле, показались окраины большого города. Девятиэтажки на холодных скалах под серым небом. Ура! Наконец-то Мурманск!



27. А слева река Кола слилась с Туломой, и начался Кольский залив. Так я впервые увидел Баренцево море. Но пока это только его краешек, - глубоко вдающийся в сушу фьорд. Но вон у берега видна чёрная отмель, - на воде отлив, значит, уже морское течение!



Но вода здесь ещё слабосолёная, и вообще залив больше похож на широкую реку, чем на часть моря. Фактически он является не только морским заливом, но и речным эстуарием.

28. Минут десять поезд идёт по городским промзонам, вдоль побережья Кольского залива и вдоль морского порта, который здесь огромен.



Справа, тем временем, уже видны центральные городские улицы, с машинами и троллейбусами. Остались последние сотни метров, и поезд уже сбавляет ход.

29. Наконец, в 22-10 - прибытие. Первая платформа - высокая. Ура, я в Мурманске!



30. Послевоенный сталинский вокзал Мурманска. Со стороны путей его снимать неудобно. Более удачные ракурсы будут в следующих постах.



31. Вид в обратном направлении, откуда я приехал:



32. И вид дальше на север. От Мурманска железная дорога продолжается до закрытого города Североморска, который является одной из главных баз Северного флота.



33. Фасад вокзала. Обратите внимание на герб Мурманска на переднем плане.



Прибыл я в Мурманск поздним вечером, и теперь мне предстоит добраться до моего места ночлега, чтобы уже завтра утром начать осмотр города.

34. В конце июня в Мурманске про время можно напрочь забыть, пока ходишь по городу. Так, вроде, и не скажешь, но на этой фотографии - 11 вечера! Да, это вам не питерские белые ночи.



35. Вот такой он, Мурманск. Стоит на многих уровнях, все дома на разной высоте, а вокруг города зелёные скалистые сопки, покрытые лесотундрой.



А ещё в Мурманске очень хорошо чувствуется колорит портового города. При прогулках по городу постоянным звуковым фоном является крик чаек и грохот портовых кранов. Но о Мурманске я расскажу в следующих частях.

Крайний Север, Путешествия, Северо-Запад, Русский Север, Кольский полуостров, Железная дорога, Россия

Previous post Next post
Up