Кировск. Город среди Хибин. Часть 2

Dec 01, 2015 21:59

Продолжим осмотр Кировска - одного из главных рудных городов Кольского полуострова, а также негласной столицы Хибинского края. Последнее, впрочем, вполне очевидно, - Кировск действительно расположен максимально близко к Хибинским горам (если правильнее сказать, Хибинским тундрам), и в городском пейзаже они присутствуют повсеместно. Во второй части осмотрим пейзажи гор и озера Вудъявр, а также не осмотренные в первой части жилые кварталы.



Первая карта перемещения по городу (в середине поста будет вторая, так как сразу всё не влезает). Как обычно, цифры соответствуют номерам фотографий в посте, обозначая место съёмки, а зелёные стрелочки к ним - направление объектива.



2. Вторую часть я решил начать с почти той же точки, с которой я начал и первую, что соответствует моей последовательности прогулки по городу. Сделав круг по городским улицам, я вернулся вновь на центральную площадь, откуда решил выдвинуться уже в северном направлении.



3. Проспект Ленина после перекрёстка переходит в улицу Кондрикова, названную в честь первого директора треста "Апатит" (ныне является акционерным обществом, в состав которого входит весь производственный комплекс, включая рудники и фабрики) Василия Кондрикова, который был расстрелян по сфабрикованному делу в 1937 году, и впоследствии реабилитирован.



Обратите внимание на Камаз-"вахтовку" в правой части кадра. Это - ведомственный транспорт АО "Апатит", на таких возят рабочих на рудники.

4. Я повернул налево - на улицу, носящую название Апатитовое шоссе. Но названа она не в честь города (он как раз с другой стороны расположен), а потому что ведёт прямо к месторождению - на рудники.



5. Шоссе постепенно спускается вниз. Впереди открывается величественная панорама озера Большой Вудъявр и покрытых снегом Хибин. За озером: справа - гора Кукисвумчорр, левее - заснеженный хребет Поачвумчорр, а слева от ущелья - уже знакомая по первой части гора Вудъяврчорр. Эти названия, кстати, предлагаю на заметку тем, у кого ребёнок не может научиться выговаривать Р, - теперь вы знаете, что надо делать :)



6. Гора Юкспорр. Да, эти северные горы выглядят совсем не такими уютными и "домашними", как приветливые скалы на Чёрном море в Крыму. Здесь всё сурово и величественно, - тёмно-серый хмурый камень, безлесные склоны и снег, лежащий в конце июня.



7. На переднем плане с Апатитового шоссе видна городская промзона. Причём, по большей части, заброшенная. Именно здесь была первая апатито-нефелиновая обогатительная фабрика (АНОФ-1), с которой началось развитие комплекса переработки добытой здесь руды. Но эта фабрика, к сожалению, закрылась в 1992 году, и так и не возродилась. В наше время значительная часть её построек уже снесена. На Крайнем Севере часто бывает так, - то, что закрылось в девяностые, так и не вернулось к жизни, а то, что выжило, то оправилось от кризиса и вновь стало стабильно работать. Правда, касается это не только Крайнего Севера, - похожая ситуация, например, с добычей каменного угля в Кузбассе.



8. Ещё одно напоминание о разрухе прошлых лет по соседству с руинами АНОФ-1 - это заброшенный железнодорожный вокзал постройки, как я понимаю, ещё 1930-х годов (хотя может быть и послевоенный уже). Как уже говорилось, Апатиты с Кировском связывает железнодорожная ветка, которая является ответвлением от Мурманской магистрали, и до 1990-х годов между городами курсировали электропоезда. Но пассажирскому сообщению Апатиты - Кировск, увы, пришёл конец. Вокзал после закрытия горел, и в наше время его заброшенный остов продолжает напоминать о былых годах.



А по архитектуре вокзал, надо сказать, солидный был, для такого небольшого города. Такие вот "следы былой роскоши".

9. Шоссе продолжает спускаться в долину и к берегу озера. В кадре хорошо видны: слева - Юкспорр, справа - Айкуайвенчорр (это та гора, которая нависает над перспективой проспекта Ленина). В ущелье между ними находится Расвумчоррский рудник.



10. Вид на хребет Поачвумчорр с приближением. Интересно, кстати, в кадре выглядит освещение солнцем участков горных склонов. А вот оттуда, наверное, вообще интереснейшие виды открываются.



11. Грузовое движение на железной дороге, меж тем, исправно продолжает функционировать, - товарные поезда вывозят руду с апатитовых рудников. Кстати, как уже говорилось, железная дорога здесь электрифицирована на локальном постоянном токе (в то время, как Мурманская магистраль - на переменном). Жаль, что в этом кадре кусты загораживают морду электровоза, иначе наглядно было бы видно, что электровоз этот - ВЛ10, а не ВЛ80, то есть ток постоянный, а не переменный.



12. Шоссе пересекает железку по мосту. Отсюда хорошо виден центр Кировска.



13. Отлично виден уже показанный геологический музей с башенкой, бирюзового цвета сталинки на центральной полукруглой площади, а на переднем плане - начало Апатитового шоссе.



14. Взгляд левее. Там уже позднесоветский монотонный бело-серый район.



15. Под мостом по железке проехала дрезина с вышкой для работы с контакной сетью. В общем, для любителя железных дорог здесь всегда найдётся, что посмотреть и поснимать, - движение оживлённое.



16. Продолжаем спускаться по дороге к озеру. За озером хорошо просматривается посёлок 25-й километр (название имеет железнодорожное происхождение), расположившийся в ущелье между горами Юкспорр (справа), Кукисвумчорр (слева) и Апатитовой (на заднем плане), и выросший при руднике имени Кирова, находящемся там же. Справа от шоссе, как видно в кадре, вдоль склона горы Айкуайвенчорр продолжает идти железная дорога. Но к руднику она выходит не вдоль горы Юкспорр, а прямо сквозь неё - по уникальному железнодорожному тоннелю.



17. Посёлок и рудник подробнее рассмотрим с зумом. У рудника (на заднем плане) видны даже грузовые железнодорожные вагоны. Посёлок этот возник тогда же, когда и город Кировск, что видно по его архитектуре. Правда, я, если честно, только этим видом и ограничился, не догадавшись до посёлка доехать и там походить, поэтому подробнее про 25-й километр можно прочитать вот здесь.



18. Железная дорога идёт вдоль северо-западного склона Айкуайвенчорра.



19. Озеро Большой Вудъявр. Отсюда начинается река Белая, впадающая в озеро Экостровская Имандра. Пейзажи здесь суровые, но от того не менее великолепные.



20. Юкспорр во всей красе. Кстати, обратите внимание, - снова наглядно виднен переход природных зон в высотной поясности - от лесотундры в нижней части склона до почти голого камня на вершине.



Между прочим, само слово "тундра" изначально означает не только тундру, как географическую природную зону в широтной поясности, но и горную тундру, которую мы видим здесь. Поэтому в финском и карельском языках гора с безлесной вершиной и сейчас называется Tunturi (например, высшая точка Финляндии - гора Халтиатунтури). Поэтому и горные массивы Кольского полуострова называются этим же словом во множественном числе: Хибинские тундры, Ловозёрские тундры, Мончетундры. Хибины, как самые высокие, получили наибольшую известность и популярность у туристов, поэтому горы на Кольском у многих людей ассоциируются именно с ними, хотя на самом деле, Хибины в этом краю - лишь один из многочисленных горных массивов.

21. Тем временем с Хибин наползают тучи и пелена дождя. А ведь всего минут двадцать назад там светило солнце! Правда, этот дождь в итоге прошёл мимо и пролился на Двадцать пятый километр.



22. Ещё один вид на стоящие у южного берега озера заброшенные постройки АНОФ-1. Правее расположена городская котельная, к которой относится и труба.



23. Снег летом - вот как это выглядит! Причём продолжает он там лежать не только из-за того, что лето здесь холодное, и только началось, но и из-за того, что на такой высоте при прохладной погоде даже летом дождь может выпадать в виде снега. Ведь на высоте значительно холоднее.



24. Иногда снег скапливается в таких вот ложбинах:



Если не знать, то можно подумать, что Хибины гораздо выше, чем они есть на самом деле. Ведь в Карпатах или на Кавказе на высоте 900 метров над уровнем моря снег в такое время года уже не лежит. Но здесь Север...

25. Лесотундровое берёзовое криволесье у подножия Айкуайвенчорра:



26. А выше ­уже горная тундра. И причудливой формы обветренная скала, покрытая ягелем, и имеющая довольно необычный цвет: такой серый с примесью тёмно-розового. Похожие скалы мне ещё предстоит увидеть на побережье Баренцева моря.



27. Иду обратно. Снова перехожу мост над железной дорогой, откуда вдалеке виден 25-й километр.



28. И возвращаюсь затем в центр города. Юбилейная улица, переходящая потом в Ленинградскую, огибает по периметру центр с восточной стороны. При этом проходит она на уровень выше проспекта Ленина (как и показанная в прошлом посте Хибиногорская, к которой от центральной площади ведёт длинная лестница), поэтому, миновав перекрёсток с проспектом Ленина, я постепенно поднимаюсь наверх. На улице стоят пятиэтажки без балконов, - как уже говорилось, такие специально проектировались для Крайнего Севера.



Вторая карта:



29. Вид на Айкуайвенчорр из городского двора. Дома, в большинстве своём, все расставлены на разных уровнях относительно друг друга.



30. Юбилейная улица:



31. Так по этой улице я вышел к озеру Верхнему. На заднем плане - городской парк, а на другом берегу озера стоят два здания, в которых располагается управление АО "Апатит", которое входит в состав холдинга ОАО "ФосАгро", что также отражено в надписи на здании.



Трест "Апатит" был основан в 1929 году, то есть тогда же, когда и Хибиногорск (Кировск). Апатито-нефелиновая руда, добываемая здесь, на Хибинском месторождении, применение находит в химической промышленности, в том числе, в производстве фосфорных удобрений. Большая часть производства ведётся в городе Череповце, - видимо, поэтому из аэропорта Хибины (расположен, как уже говорилось, в 15 километрах от Апатитов), кроме Москвы и Петербурга, самолёты регулярно летают в Череповец, - командировочных много.

32. На фасаде, как видим, увековечены формулы оксидов фосфора, алюминия, титана и кремния. А такой металл, как Титан, увековечили даже в названии одного из посёлков этой горно-промышленной агломерации.



33. Видимо, здесь - главное прогулочное место у жителей города (оно же, кстати, показано и на заглавном кадре). В центре озера бьёт фонтан, дальше - стадион "Горняк", а на горном склоне видна горнолыжная трасса с канатным подъёмником. Зимой в Кировск приезжают лыжники со всего Северо-Запада и Средней полосы России.



34. Но сейчас лето, хоть и прохладно, - здесь это обычное дело. Местные жители прогуливаются по набережной озера.



35. Что-то строится на том берегу:



36. На другой стороне улицы стоит мемориал жителям Кировска, погибшим на Великой Отечественной войне, с пушкой ЗИС-3. Правее виден обратный фасад ДК "Апатит", который замыкает перспективу лестницы, начинающейся от центральной площади, - всё это я показал в первой части.



37. Вид сбоку на здание управления "Апатита". Крытый переход связывает здание со столовой, которая чуть правее кадра. Сотрудники могут в обеденный перерыв не выходить на улицу, но при этом идти в другое здание, - удобно, однако.



38. Дальше я пошёл по улице Ленинградской, которая с характерными изгибами спускается вниз - на южную окраину Кировска, откуда ведёт шоссе на Апатиты.



39. На заднем плане - южный отрог Айкуайвенчорра. Гора эта по площади очень велика. И, как уже говорилось, поражает сочетание горного пейзажа с обычными пятиэтажными домами.



40. Некоторые ракурсы выходят совершенно поразительными.



41. Тучи окутывают гору. Погода снова хмурится, и начинает накрапывать дождь. Всё то время, пока я находился в Кировске, погода варьировалась от сильного дождя до яркого солнца и менялась при этом каждые двадцать минут.



42.



43. Уклон довольно сильный, поэтому Ленинградская улица петляет характерным крутым серпантином, спускаясь в долину реки Белой, по которой и идёт дорога Кировск - Апатиты.



44. А вот такой красивый вид открывается на долину. Хотя, наверное, в хорошую погоду всё видно значительно лучше. На переднем плане - городской микрорайон Кировска, расположенный, видимо, в самой низкой точке города, а дальше, по долине, уходит дорога в Апатиты.



45. А вдалеке, за туманной пеленой, дымит АНОФ-2 рядом с Апатитами.



46. Я нашёл более короткую пешеходную дорогу вниз, - идти по обочине серпантинной Ленинградской улицы оказалось необязательно. Нашлась тропинка вниз среди криволесья. Это, между прочим, совершенно естественная растительность здесь.



47. Какой-то горный ручеёк, частично забранный бетонным жёлобом. Наверное, талый снег. В конце июня в заполярных горах продолжается паводок.



48. Спустился. Теперь почти весь город расположен выше. А на заднем плане - гора Вудъяврчорр (виды на неё я показывал в первой части). Характер растительности здесь уже отличается, - слева от дороги видны сибирские лиственницы.



49. Эта часть Кировска носит название микрорайон Солнечный. Интересно, не потому ли, что здесь, в долине, чаще бывает солнечная погода, чем выше, в основной части города?



50. Здесь же находится построенный в 2004 году православный храм - церковь Спаса Нерукотворного.



Таким образом, я оказался на южной окраине города, где, стоя под сильным, но мелким дождём, поймал маршрутку, на которой поехал обратно в Апатиты, где мне предстояло ночевать, чтобы на следующий день ехать дальше на север, в направлении Мурманска.

Природа, Крайний Север, Путешествия, Северо-Запад, Русский Север, Кольский полуостров, Россия

Previous post Next post
Up