В посёлке городского типа Жарковский, в который ведёт из посёлка Земцы железная дорога с на редкость медленным движением, хорошо ощущается атмосфера глухого отдалённого райцентра. До областного центра - Твери, здесь 320 километров, а до соседнего - Смоленска - вдвое меньше. И несмотря на свою глухоманность, посёлок внешне выглядит достаточно прилично.
2. На полузаброшенной станции, расположенной в тупике означенной железнодорожной ветки, стоит поезд типа "рельсовый автобус", на котором сюда мы приехали вместе с
griphon_275. Подвижной состав современный, но состояние путей берёт своё, - 47 километров поезд преодолевал аж три с половиной часа. Пригородный поезд Земцы - Жарковский - один из самых медленных поездов России.
3. Бывший вокзал являет собой совсем печальное зрелище, - заброшенное и наполовину сгоревшее деревянное здание. А ещё лет пять назад вокзал был действующим.
4. А в воздухе весна. На календаре третье мая. В голубом весеннем небе светит солнце, а на деревьях распускаются листья.
Согласно расписанию, на осмотр Жарковского у нас есть 58 минут, - отправляемся на прогулку, пока поезд отстаивается перед отправлением обратно.
5. Отойдя метров на сто от вокзала (в сторону, противоположную самому посёлку), мы вышли на ныне уже заброшенный подъездной путь к тупиковой станции Кривая. Этот путь ответвляется от железнодорожной ветки в горловине станции, потом переходит реку Межа по мосту и заканчивается на станции Кривая через четыре километра.
6. Впереди - мост через Межу:
7. Взгляд на реку. На том берегу - поселковый частный сектор, а за ним лес.
8. Мост был построен в 1935 году в рамках продления линии от Жарковского до станции Ломоносово, во время войны он был разрушен, а затем восстановлен в 1942 году после освобождения Жарковского советскими войсками. В 1980-е годы, как уже говорилось, линию замкнули на станции Сошно в Смоленской области, к которой, в свою очередь, железная дорога пришла десятью годами ранее. Но в 1990-е годы участок Жарковский - Сошно перестал эксплуатироваться и был разобран. А жаль. Ведь мог бы по этому мосту сейчас ходить поезд Санкт-Петербург - Смоленск. Пусть бы даже он шёл через Великие Луки, а не по изначальному дореволюционному проекту магистрали на Смоленск.
9.
10. Вид с моста на реку. Слева на берегу стоит Жарковский деревообрабатывающий комбинат.
Именно благодаря лесной промышленности и возник в 1920-е годы посёлок Жарковский. Название он получил от взятой за основу деревни Жарки (также на месте нынешнего посёлка были деревни Борки и Волнушки); между прочим, в разговорной речи Жарковский и сейчас называют Жарки. В 1930-е годы сюда пришла железная дорога (именно та, по которой приехали мы), и Жарковский стал посёлком железнодорожников и лесозаготовителей. В 1945 году он стал районным центром, а в 1950 году получил статус посёлка городского типа. В настоящий момент в Жарковском проживает три с половиной тысячи человек.
11. После моста ржавые и полузаросшие рельсы уходят куда-то в лес. Там дальше - станция Кривая, где раньше велась погрузка леса. До неё около трёх с половиной километров, и в ту сторону мы не пошли.
Ещё дальше Кривой продолжается насыпь, по которой в 1943 году построили рокадную дорогу на Духовщину, а в 1980-е - участок до станции Сошно.
12. Оглядываемся на мост:
13. С железнодорожной насыпи мы выходим в южную часть посёлка. По вот такой самодельной деревянной лесенке.
14. Южная - заречная, часть посёлка, полностью состоит из частного сектора. Люди на улицах видны, обстановка в общем вполне оживлённая. Здесь Жарковский мне немного напомнил
Будогощь.
15. Местами есть и новые дома. Судя по иногда попадающимся номерам машин, здесь тоже немало дачников из других регионов, включая Москву.
16. К примеру, вот у машины на переднем плане - смоленские номера. До границы с соседней областью здесь всего 30 километров. А там уже и до Беларуси рукой подать.
17. Дом с вальмовой крышей. Вполне возможно, что ещё довоенный. Хотя в войну здесь мало что уцелело.
18. Затем мы вышли к мосту через Межу. Такой вид от него открывается на частный сектор, через который мы шли только что.
19. А это вид с моста на центральную часть ПГТ:
20. Мост. По нему проходит автодорога Западная Двина - Жарковский - Озёрный. Наличие автодороги и автобусного сообщения Жарковского с Тверью (через Западную Двину), вкупе с медленной скоростью поезда, полностью увело пассажиропоток с железной дороги.
21. Вид на реку, мост, по которому мы только что шли, а также деревообрабатывающий комбинат. Опоры у моста, судя по всему, довоенные, сохранились при бомбёжках.
Межа - приток Западной Двины. Меня, кстати, заинтересовало происхождение названия этой реки. Не по ней ли проходила граница ("межа") Смоленского княжества с Великим княжеством Литовским после того, как последнее захватило в XIV веке город Торопец с принадлежавшими ему землями? Но это так, предположение.
22. Улица Советская. Идём в самый центр Жарковского. Как уже говорилось, посёлок выглядит вполне цивильно и ухоженно, а впечатление разрухи, создающееся на станции, в целом обманчиво.
23. Центральная площадь посёлка. Дом культуры сталинской постройки обшили пластиковыми панелями. Благоустройство - это хорошо, но вот этого, на мой взгляд, можно было и не делать.
24. По соседству - новая церковь Владимирской иконы Божией Матери, построенная в 2012 году:
25. Примечательный военно-исторический памятник, посвящённый известному рейду кавалерии Льва Доватора в августе-сентябре 1941 года, который был начат именно с территории оккупированного немцами Жарковского района.
А в оккупации Жарковский пробыл недолго. В январе 1942 года, после контрнаступления советских войск под Москвой, а также освобождения Калинина (Твери) и Старицы, была начата Торопецко-Холмская наступательная операция, в ходе которой были освобождены территории от верховьев Волги и озера Селигер до границы со Смоленской областью (советским войскам даже удалось освободить небольшую часть Смоленщины) и почти до самых Великих Лук, - в том числе и Жарковский.
26. Послевоенное сталинское здание администрации Жарковского района Тверской области и миниатюрный серебристый Ильич на его фоне:
27. Разноцветная деревянная двухэтажная застройка. Жизнь идёт здесь тихо и размеренно.
28. Ленин поближе:
29. Но до отправления поезда тем временем осталось уже меньше пятнадцати минут, и нам пора возвращаться. Снова полузаброшенная станция, тупик и одинокий вагончик, стоящий на рельсах.
В 15-30 поезд отправляется обратно. Снова медленная езда через леса и болота, те же три с половиной часа нам предстоит ехать до самых Земцов, где мы вернёмся на Виндавскую магистраль. Но об этом - в следующей части.