Путь в Старицу

Sep 20, 2015 18:24

Городок Старица расположился на просторах Тверской области посередине между Торжком и Ржевом и на берегах Волги в её верхнем течении. Когда я ехал в Старицу из Петербурга весной 2015 года, мой путь проходил по главному ходу Октябрьской железной дороги (то есть магистрали Петербург - Москва), а затем по Новоторжской железной дороге, построенной в конце XIX века. Поезд Санкт-Петербург - Смоленск ходит не каждый день, только несколько раз в неделю. Значился он в графике и 30 апреля, то есть в последний рабочий день перед майскими праздниками. Отправление из Питера апрельским вечером, а ранним майским утром я буду уже в Старице. А там ещё от станции до города добраться надо будет. Итак, вперёд!



2. Вечер тридцатого апреля. Московский вокзал, как всегда, многолюден. Публика разнообразная, - здесь можно увидеть и тех, кто едет из Петербурга в Москву, и тех, кто на майские праздники отправляется в провинцию, которая меж двух столиц как раз и расположена. К числу вторых отношусь и я. У перрона стоит мой поезд до Смоленска (в кадре он виден справа), который в середине ночи свернёт с главного хода на второстепенную не магистральную дорогу.



Впрочем, поезд смоленский, а мой вагон идёт только до Ржева. Плацкарт, верхняя боковушка в начале вагона - место номер 54. Да, на эти числа билеты разбираются быстро, и даже за две-три недели до отправления остаются только такие. В девять часов вечера поезд отправился и поехал по прямой Николаевской железной дороге. Люди на соседних местах едут кто в Торжок, кто во Ржев, а кто, как и я, в Старицу. Пока мы едем по скоростной магистрали, но завтра ранним утром, после того, как я проснусь, обстановка за окном будет уже совсем другой. После Малой Вишеры я лёг спать. Интересное ощущение, когда ты садишься на поезд в одном месяце, а приезжаешь уже в другом. Проснулся я на рассвете, когда на часах не было ещё и пяти утра; прибытие у меня весьма раннее, - в 5-25. Скоростная магистраль Петербург-Москва куда-то исчезла, а поезд на довольно небольшой скорости ехал по однопутке, оставляя за собой тепловозный дым. Вечером всё было ещё не так, а тут поспал, и как будто в другом измерении оказался! Вчера был апрель, а сегодня май. Вчера была электрифицированная скоростная магистраль, а теперь - провинциальная тепловозная однопутка.

Итак, подъём, утренний чай, и в половине шестого 87-й скорый остановился на станции Старица. Пассажиров выходит довольно много. Сойдя на платформу, я вдыхаю свежий воздух майского утра. Первое мая на дворе!

3. Пять минут стоит в Старице смоленский поезд.



4. Высадка закончилась, пассажиры постепенно уходят со станции, а поезд готов к отправлению дальше. У него впереди Ржев, где на железнодорожном узле он сменит направление движения, потом Вязьма, где он выйдет на магистраль Москва - Брест и пойдёт до Города-Героя Смоленска.



5. Вокзал, который мы видим сейчас, построен в 1950-е годы. Старый война не пощадила. Но похоже, что функция вокзала здесь уже почти полностью отпала, - он, по всей видимости, с недавнего времени закрыт для пассажиров. Такая вот "оптимизация" в духе РЖД. Увы.



6. Табличка современная, хотя по шрифту с засечками кажется, что она гораздо старше. Такие таблички, кстати, почти по всем тепловозным линиям Тверской области (такие же я в 2013 году видел на Бологое-Полоцкой). Вот это приятно выглядит, мне понравилось.



7. Вокзал со стороны площади. Между прочим, станция Старица находится не в одноимённом городе, а в пристанционном посёлке в 10 километрах от него. Поэтому все вышедшие из поезда пассажиры уезжают в город либо на такси, либо на машине вместе с теми, кто их встречает.



Постепенно они все разъезжаются, и я остаюсь один. Можно до семи утра (или до половины восьмого) подождать автобус в город, но я решил сделать по-другому. 10 километров? Пойду пешком!

8. Из здания вокзала выходит дежурная и поднимает красный диск, - поезд может отправляться!



Поезд отправился, народ разъехался в город. А я пока решил ещё на несколько минут задержаться на станции, чтобы осмотреть её уже без поезда.

9. Вид в сторону Торжка, откуда я только что приехал. И оттуда же и строилась железная дорога, которая пришла в эти места в 1874 году, через четыре года после постройки ответвления Лихославль-Торжок от Николаевской дороги.



10. Через станцию Старица железная дорога ушла дальше на юг, и конечным её пунктом стал город Ржев. Ещё спустя полтора десятка лет Новоторжская железная дорога была продлена от Ржева до Вязьмы.



И кстати, более известная и более оживлённая Московско-Виндавская магистраль (Москва - Рига), проходящая через Ржев, была открыта только в 1901 году. Так бывает нередко, что в месте пересечения магистрали с малодеятельной железной дорогой вторая при этом старше. Впрочем, Ржев у нас ещё впереди, и там об этом будет сказано подробнее.

11. Вокзал войну не пережил, а вот зато водонапорная башня конца XIX века сохранилась. Стиль её, кстати, намного проще, чем у аналогичных сооружений на Бологое-Полоцкой дороге.



12. Сохранился с тех времён даже деревянный туалет!



13. Поблизости от вокзала стоит скульптура в характерном стиле 1950-х годов на тему сельской жизни, - женщина, пасущая овец. Ну или, говоря другим языком, - передовик сельского хозяйства!



14. А ещё есть скромный памятник на братской могиле красноармейцев, погибших здесь в Великую Отечественную войну.



Эти места помнят немецкую оккупацию осенью 1941 года. Гитлеровцам тогда удалось достичь не только озера Селигер, но и захватить Старицу и Калинин (Тверь), то есть перерезать железные дороги Лихославль - Ржев и Ленинград - Москва. Впрочем, продержались они здесь недолго, - Калинин был освобождён советскими войсками в декабре 1941, а Старица в январе 1942 года. Но развить наступление не удалось, - немцы были отброшены только ко Ржеву. А Ржев во время войны - это уже отдельная история...

15. Итак, я начинаю движение от станции в город. Весна весной, а первое майское утро бодрит своим холодом. Поэтому я поплотнее застёгиваю куртку, надеваю шапку, - и вперёд. Иду по улицам посёлка, носящего название Станция Старица.



Люблю я всё таки приезжать куда-то ранним утром. Причём именно в первый день поездки. Это очень интересное ощущение: садишься на поезд на одном из вокзалов Петербурга, а ранним утром выходишь на маленькой станции где-то в провинции.

16. Людей на улицах ещё не видно. Поднимается солнце, где-то поют петухи. Можно сказать, здесь я по-настоящему увидел, как начинается месяц май.



17. Птичьи гнёзда на ещё не покрывшихся зелёной листвой берёзах и тополях.



18. Но вскоре я выхожу из посёлка. Это - вид в обратном направлении.



19. Поселковые улицы и дома остаются позади. Теперь вокруг - только природа. Пейзаж уже не такой, как на Северо-Западе. А уже скорее среднерусский. То есть вокруг поля, перелески. Вдоль дороги высажена лесополоса.



20. От посёлка я ушёл уже примерно на километр.



21. Через полтора километра справа появляется автодорога, которая соединяет Старицу и Торжок. По сути, та дорога, по которой я иду сейчас, - это ответвление от неё к посёлку.



22. Взгляд обратно. Развилка.



23. А вот такие живописные пейзажи вокруг дороги. Весна - это утро природы!



24. А вон домики среди поля стоят. Какая-то деревня, значит. Впрочем, сейчас я подойду к ней поближе.



25. Солнце поднимается всё выше. Дорога спускается в низину, в которой тоже расположена деревня. На въездном знаке надпись: Черничено.



26. Деревня выглядит пустынной. Народу я здесь увидел человека три, наверное. Ну и ещё пару собак. Наверное, спят пока местные жители.



27. Иногда, впрочем, можно увидеть здесь и заброшенные дома. В окружении весенней природы.



28.



29. Центр деревни. В кадре, кстати, видна автобусная остановка, где останавливается автобус "город Старица - станция Старица". Я даже его видел здесь, но садиться не стал. Решил ведь пешком идти!



30. В Черничено есть красивые дома со светлицами, которые характерны для Тверской области.



31. А это соседняя деревня Заблино. С дороги я видел именно её, но в неё саму не ходил. Для этих мест характерна застройка деревень двумя рядами вдоль дороги (именно вдоль дороги, а не вдоль реки, как на Русском Севере), что я затем увидел на примере окрестностей Ржева.



32. На фоне Заблино стоит покосившаяся ржавая водонапорка, на верхушке которой свили гнездо аисты. Сейчас время раннее, птицы ещё спят.



33. Однако надо сказать, что не всё здесь уходит в прошлое. Вот и какое-то новое здание в деревне построили. Не знаю, что именно, но похоже на коровник.



34. Весна! Местами на тополях уже распускаются листья. Между прочим, в этих местах листвы на тот момент было уже заметно больше, чем под Питером. Всё таки заметно, что здесь южнее.



35. А аисты тем временем проснулись и начали потягиваться ото сна и расправлять крылья.



36. Ручеёк на окраине деревни:



Когда я вышел из Черничено, стрелка часов уже приближалась к цифре семь. Надо же, как быстро время идёт! Только что от станции вышел, а уже больше часа прошло. Но спешить мне некуда, я специально иду неторопливо.

37. Асфальтовая дорога (довольно разбитая в общем) продолжает идти дальше в сторону города:



38. Пейзаж вокруг. Вечнозелёные ели, и берёзы, на которых появляется молодая листва.



39. Мост через речку. Саму её, правда, я забыл сфотографировать.



40. До Старицы остаётся всё меньше и меньше километров, а солнце светит уже довольно высоко. По дороге всё чаще проезжают машины.



41. Ближе к городу дорога приобретает более солидный вид. Она становится почти прямой, да и асфальт в достаточно хорошем состоянии.



42.



43. А дальше я прошёл перекрёсток с дорогой, которая соединяет несколько местных деревень. Уже потом, взглянув на карту, я понял, что, повернув здесь налево, я мог сократить свой путь до Старицы и прийти в город быстрее, так как, пройдя через деревню Коньково, эта дорога выходит точно к Старицкому городищу на берегу Волги. То есть фактически сразу в центр города.



44. Но впрочем, ладно. Пройти более длинным путём и войти в город с южной окраины тоже интересно. Поэтому я, сделав у перекрёстка недолгий привал, продолжаю идти вперёд.



45. Лесополоса вдоль дороги. Приятная солнечная погода (кстати, забегая вперёд, скажу, что через каких-то три часа она изменилась на почти прямо противоположную).



46. Когда на часах было уже восемь утра, где-то слева от дороги вдалеке показались купола церквей.



47. Точно! Это Старица! Борисоглебский собор и колокольня. Дорога, по которой я иду, проходит по возвышенности, поэтому дома и храмы теряются где-то внизу. Впрочем, их я ещё увижу с близкого расстояния.



48. Затем жилые дома показались и впереди. Я прошёл девять с половиной километров от железнодорожной станции, и въездной знак на автодороге сказал мне, что я пришёл пешком в Старицу.



А о самом этом старинном верхневолжском городке будет уже следующий пост.

Верхневолжье, Природа, Центральная Россия, Путешествия, Тверская область, Железная дорога, Россия

Previous post Next post
Up