Кинешма

Feb 28, 2015 18:04

Город Кинешма в Ивановской области (а в прошлом - Костромской губернии) находится на правом берегу Волги, ниже Костромы по течению, то есть восточнее. История этого города, пожалуй, довольно нетипична для большинства других верхневолжских городов. Впервые упоминаемая (ещё как село) в 1429 году, Кинешма в начале XVI века стала городом и в последующие века жила преимущественно рыбным промыслом, что во многом роднило её с такими городами в этих краях, как Романов-Борисоглебск (ныне Тутаев), Плёс, Юрьевец... Но в конце XIX века начинается активное промышленное развитие этого уездного города. И уже к началу советской эпохи количество заводов и фабрик в Кинешме исчислялось десятками, а в советские времена процесс продолжился. Нетрудно догадаться, что в девяностые годы многие предприятия города не выжили, в результате чего население Кинешмы за последнюю четверть века сократилось со 105 до 86 тысяч человек, но, даже несмотря на это, город совсем не кажется депрессивным и выглядит вполне развитым и оживлённым, по крайней мере, на фоне бедной в целом Ивановской области.



В Кинешму я приехал на автобусе из Костромы. Вернее, то был не автобус, а официально числящаяся автобусом Газель. Морозным утром я выехал с костромского автовокзала, и ехать мне предстояло три часа - через сосново-еловые верхневолжские леса, проезжая по пути Судиславль, Островское и, в конце маршрута, мост через Волгу. Во время стоянки транспортного средства в Судиславле электронное табло на автостанции показывало отметку в -26 градусов... Надо сказать, что на Кинешму у меня было довольно мало времени - чуть больше двух часов, за которые я, в общем-то, успел увидеть почти только исторический центр города. Связано такое положение вещей было, правда, не со световым днём, а со стыковками в расписании транспорта (из Кинешмы я на пригородном поезде уезжал в Иваново).

2. Вот здесь я вышел из автобуса и начал своё ознакомление с городом. В кадре виден старый железнодорожный вокзал постройки 1871 года, в котором ныне находится автостанция.



Именно в 1871 году в этот город пришла железная дорога (что, по сути, и дало импульс к его промышленному развитию), до сих пор являющаяся тупиковой. К этому времени железная дорога уже доходила до Иваново-Вознесенска (современное Иваново) в виде тупикового ответвления от станции Новки (близ Коврова) на Московско-Нижегородской дороге, а в конце 1860-х годов было принято решение о продлении этой железнодорожной линии до Волги. Что интересно, существовали разные варианты продления - кроме Кинешмы, предполагалась возможность тянуть эту ветку на Юрьевец, Плёс или саму Кострому. Строительство железной дороги в те времена определяло многое, и если бы было принято иное решение о направлении строительства этой линии, то, быть может, был бы сейчас Плёс развитым промышленным городом с населением под сто тысяч, тогда как население Кинешмы не превышало бы отметку в 5 тысяч человек...

3. А это - ныне действующий железнодорожный вокзал, построенный, видимо, где-то в 1980-е годы (не позже, судя по сохранившимся в интерьере трафаретным советским надписям краской).



4. Кинешма удостоилась отдельного ночного поезда из Москвы, который идёт сюда через Александров, Кольчугино, Юрьев-Польский и Иваново. В этом кадре он стоит на первом пути - утром приехал, а теперь ожидает вечернего отправления обратно в столицу.



Электрификации на этой железной дороге нет, - во всей Ивановской области царят тепловозы.

5. Наконец покидаем вокзал. Улица Островского ведёт в центр города.



6. А затем проходим мимо расположенного за вокзалом железнодорожного тупика. Кинешма - это место, где заканчивается железная дорога.



Есть, правда, ещё отходящий от вокзала подъездной путь к лесозаводу (ныне уже не действующему) с прекрасно-поэтичным названием "Заветы Ильича"; дал ведь Ильич заветы лес перерабатывать, да забыли о них после распада Союза...

7. Дома становятся всё старше. Между прочим, пятиэтажный дом постройки 1930-х годов в районном городе Средней России - случай довольно редкий.



8. Мемориал кинешемцам, погибшим на Великой Отечественной войне:



9. Меж тем спускаемся под горку, - чувствуется приближение Волги, вон уже и церкви старые виднеются вдалеке.



10. А погода всё так же морозна. С утра, конечно, стало немного теплее, но температура по-прежнему колеблется около двадцати градусов ниже нуля.



11.



12. Дом призрения бедных с домовой церковью постройки второй половины XIX века:



Так я достаточно быстро достиг исторического центра города, который, по сути, заключён в пределах стоявшей здесь некогда деревянной кинешемской крепости, успевшей, кстати, повоевать, несмотря на отдалённость от рубежей страны, - во время Смуты город был на некоторое время захвачен и при этом сильно разорён польскими интервентами.

13. Благовещенская церковь, построенная в 1805 году. Именно её колокольня видна в перспективе на фото 9.



14. Рядом с центральной площадью сосредоточена торговля:



15. По моим фотографиям, кстати, можно заметить, что автопарк в Кинешме довольно солидный. Что хотя бы косвенно свидетельствует о том, что город это не очень бедный.



16. Центр города застроен в основном, как водится, купеческими домами XIX и начала XX столетий.



17. Центральная площадь города - площадь Революции. Могу ошибаться, но предполагаю, что до революции она, наверное, называлась Торговая.



18. Даже если это не так, то сейчас точно именно торговля сосредотачивает жизнь этой площади. Вот, например, позднесоветское здание универмага, забавно прикрытое фальшфасадом со стилизацией под модерн.



19. Рядом - более старые торговые ряды. Ныне, вроде, мясной рынок.



20. Посередине кадра видны Красные Торговые Ряды постройки начала XX века. А на переднем плане стоит ледовый городок с горкой, с которой в тот момент с восторгом каталась на ледянках детвора.



21. Ещё Красные Ряды:



22. На переднем плане справа видна часовня Воздвижения Креста Господня, построенная в 1744 году, и, что даже странно, при советской власти избежавшая сноса (с такой "мелочью", как правило, не церемонились), а дальше виден кинешемский речной вокзал, - площадь выходит к берегу Волги.



23. Вид поближе. Не знаю, действует ли он сейчас как, собственно, речной вокзал, ведь пассажирское судоходство по Волге уже ушло в прошлое, - остались только туристические речные круизы (впрочем, довольно популярные).



24. На возвышении стоит Успенский собор постройки середины XVIII века, составляющий единый ансамбль со стоящим чуть дальше Троицким собором, возведённым на век позже. Даже странно: вроде бы и прекрасно видно, что это XVIII век, а почему-то сквозят черты древнерусских домонгольских храмов...



Кстати, я, оказывается, допустил досадную оплошность и Троицкий собор сфотографировать вообще забыл. Видимо, потому что они похожи настолько, что я сперва не отличил его от Успенского.

25. Выходим на берег замёрзшей Волги. Слева видна речная пристань.



26. Нижний уровень набережной. Наверное, летом здесь царит оживление.



27. А на другом берегу виднеется другой маленький городок. Как называется город за Волгой? Правильно, Заволжск!



Этот город я проезжал по дороге из Костромы в Кинешму и немного обозрел его улицы из окна автобуса. Нетрудно догадаться, что это - промышленный маленький (11 тысяч жителей, а в лучшее время было 16 тысяч) город, возникший в советские годы (правда, на основе старинного села Владычное). Между прочим, что интересно, автомобильный мост через Волгу, соединяющий Кинешму и Заволжск, был построен только в 2003 году, до этого же Кинешма с левым берегом соединялась лишь паромной или ледовой переправой. Ещё интереснее то, что до постройки моста Заволжский район не был связан прямой дорогой со своим областным центром - Иваново, доехать до которого из Заволжска можно было, лишь сделав крюк через соседний областной центр - Кострому. Этакий "Крайний Север" Ивановской области, оторванность которого от "Большой Земли", вкупе с близостью к соседнему областному центру могла бы породить (а может и породила) признаки "административного сепаратизма" в виде желания поменять тридцать седьмой регион на сорок четвёртый. Проблема, однако, в итоге, решилась постройкой моста. Кстати, аналогичная ситуация наблюдалась и в Сокольском районе Ивановской области, который также расположен на левом берегу Волги, не имея при этом моста и связи с областным центром. Но там мост так и не был построен, и в девяностые годы "сепаратизм" возобладал, Нижний Новгород ввёл вежливых людей, и район таки был передан в состав соседней Нижегородской области, о чём буквально на днях в посте о городе Чкаловске упомянул varandej.

28. На другом берегу дымит какой-то из заводов Заволжска (как звучит-то!):



Кстати, историей с автомобильным мостом не исчерпываются интересные особенности соседства Кинешмы и Заволжска. Дело в том, что проект строительства моста вынашивался ещё с советских времён, и изначально мост предполагался совмещённым автомобильно-железнодорожным: в Заволжск, как и в Кинешму, приходит тупиковая железнодорожная ветка, которая ответвляется от станции Первушино на ветке Кострома - Галич. Однако задумка так и не была осуществлена, и так до сих пор две тупиковых железных дороги подходят совсем близко друг ко другу, но не смыкаются, - между ними Волга. При этом в Кинешме перед вокзалом налево отходит грузовая ветка на соседний городок Наволоки, проходящая близко к Кинешемскому мосту, который расположен несколько в стороне от города. И в случае реализации проекта совмещённого моста, выход на него железной дороги пришлось бы делать именно с этой ветки. А с вокзала Кинешмы продлевать пути дальше показанного выше тупика нельзя, - упор в исторический центр города, да и мост всё равно далеко. Значит, поскольку ответвление на Наволоки начинается ещё до вокзала, то поездам, следующим через Кинешму дальше на север, пришлось бы менять в Кинешме направление движения (как вариант - построить второй вокзал).

29. От рассуждений о несостоявшихся проектах моста вернёмся к видам с кинешемской набережной. А ведь кроме города Заволжска на другом берегу хорошо видны живописные хвойные леса.



30.



31.



32. Чуть правее, здесь же, на правом берегу, находится речной порт, осуществляющий выдачу и приём грузов, а также техобслуживание судов.



33. Порт и элеватор:



34. Если подняться чуть выше набережной, то хорошо просматривается Никольский мост через реку Кинешемку - правый приток Волги. Мост ведёт на её правый берег, - туда пойдём попозже.



35. Вид от пристани на колокольню Успенского собора:



36. Стела рядом с портом:



37. Ещё вид на Заволжск:



38. Это, собственно, бывшее село Владычное, переросшее в Заволжск. В кадре хорошо видна Богоявленская церковь, построенная в 1779 году.



39. Вид на Волгу от Успенского собора. Справа виден краешек речного вокзала.



40.



41. От площади Революции на запад отходит Волжский бульвар:



42. Бульвар располагает застройкой XIX века в стиле классицизма. Здание на переднем плане известно как "Дом дворянства".



43. По бульвару можно выйти на Театральную площадь с памятником Ильичу и сталинским зданием кинотеатра "Волна", ныне занятом магазином "Мир техники".



44. Рядом с площадью - административные здания. На переднем плане, в старом здании - УВД, а дальше - позднесоветское здание городской администрации.



45. Чуть поодаль - довольно необычного вида церковь Иоанна Златоуста постройки второй половины XVIII века. Близко я к ней не ходил, поэтому вид только издалека.



46. Напротив городской администрации - деревянные домики и сталинская четырёхэтажка:



47.



48. На соседней улице Ленина - медицинское училище, расположенное, вроде, в здании уездного училища постройки начала XX века. Верхний этаж, кстати, явно надстроен в советские годы, и, скорее всего, в 1920-е-30-е.



49. На переднем плане - Верхневолжский купеческий банк (конец XIX века), ныне занятый краеведческим музеем:



Дальше в западном направлении я не пошёл, - так уж пришлось поступить из-за нехватки времени. Поэтому теперь вновь перенесёмся на площадь Революции, чтобы пойти на восток - за речку Кинешемку.

50. Возле рынка стоит открытый в 2012 году (к 400-летию освобождения Москвы) памятник Фёдору Боборыкину - воеводе Кинешемского ополчения, которое в Смуту поднялось на борьбу с польскими захватчиками. Непонятно только почему на постаменте картина "Утро на Куликовом поле".



Вообще, надо сказать, что среди деятелей сопротивления польской интервенции в Смуту было немало выходцев из этих краёв: Василий Шуйский из Нижнего Новгорода (а вотчиной его рода был город Шуя - ныне тоже Ивановская область); Кузьма Минин из Балахны (близ Нижнего Новгорода), а ополчение Минина и Пожарского путь на Москву начало в Ярославле; Иван Сусанин из Костромской земли. Ну и, как говорилось, призвание на царство Михаила Романова в 1613 году состоялось в Костроме.

51. Рынок:



52. Выйдя с площади Революции, я направился на Никольский мост через Кинешемку, который уже показан на фото 34.



53. Кинешемка. Вид вверх по течению.



54. Идём дальше. Слева виден уже показанный на фото 33 элеватор.



55. Взгляд обратно. Слева, в перспективе улицы, хорошо видна Благовещенская церковь, а правее - Успенский собор; кстати, и не запечатлённый мной отдельно Троицкий собор тоже чуть-чуть виден.



56. И вот я уже на правом берегу. Улица поднимается в горку, и у подъёма стоит церковь Успения Богородицы, построенная в 1747 году в стиле провинциального барокко.



57. Вид поближе и уже с другой стороны:



58. Юрьевецкая улица в этом месте не только поднимается вверх, но ещё и как бы обрамляется двумя церквями, стоящими наверху. Напротив Успенской церкви - более старая Спасо-Преображенская, 1696 года постройки (как я понял, самый старый сохранившийся храм города).



59. Чуть ниже (то есть ближе к Никольскому мосту) стоит чья-то усадьба начала XIX века в стиле классицизма:



60. Вид вниз:



61. От Успенской церкви открывается эффектная панорама на центр города. Старый собор и дымящие трубы заводов, - в этом вся Кинешма. По густоте дыма тоже, кстати, можно оценить мороз.



62. И отсюда тоже просматривается вид на Волгу, где на противоположном берегу всё так же зеленеют леса земли Ивановской:



63. В заречной части Кинешмы я ещё немного прошёлся по Юрьевецкой улице:



64.



65. Довольно необычная церковь Александра Невского постройки 1895 года:



66. Купеческие дома:



67. Раритетный советский указатель на текстильный комбинат:



68.



69. Детский сад:



70.



На этом месте я прогулку по Кинешме завершил, после чего сел в городской автобус и отправился на вокзал, откуда мой путь лежал в южном направлении - в Иваново. Как уже говорилось, история Кинешмы вначале была сходной с другими малыми городами Верхневолжья, но в XIX веке Кинешма стала их значительно опережать и становиться промышленным городом (при этом, надо сказать, сохранив чисто верхневолжский облик и колорит). Произошло это во многом благодаря постройке Иваново-Волжской железной дороги. Именно по ней я и направился в областной центр, о чём будет следующий пост.

Верхневолжье, Центральная Россия, Путешествия, Железная дорога, Россия

Previous post Next post
Up