В детстве я почти наизусть помнил (да и сейчас помню) дорогу на поезде от Петербурга до Минска. И неоднократно думал о том, что было бы интересно побывать в тех местах, через которые проезжаешь, рассмотреть их поподробнее. В январе этого года я побывал в городе Дно в Псковской области, а в ноябре, в завершение своей поездки в Новгородскую область, я посетил городок Сольцы, через который также проходит Петербургско-Витебская железная дорога. Между прочим, сюда я стремился давно, съездить в Сольцы я собирался ещё два года назад.
В Сольцы я ехал из Шимска на проходящем новгородском автобусе. Расстояние небольшое, но окружающая атмосфера как-то меняется, - дорога разбитая, машин на ней мало. В общем места, несколько более глуховатые, чем места вдоль дороги Новгород - Шимск - Старая Русса. Короткий путь от Шимска до Сольцов, занявший не более, чем полчаса, напомнил мне чем-то дорогу от Дно до Порхова. Впрочем, это и географически недалеко отсюда, хотя и в другой области. На автобусе я не стал ехать до автостанции и вышел в Сольцах почти сразу после въезда в город.
2. Здесь обращает на себя внимание собор святого пророка Илии, стоящий возле Новгородской улицы (так, вполне логично называется улица, ведущая на восточный выезд из города, то есть в сторону Великого Новгорода). На фото - вид в сторону выезда из города.
3. Собор построен в 1825 году в стиле добротного классицизма. Внутри него, помимо главного алтаря, ещё четыре придела.
4.
Я заходил внутрь. Запомнилось то, что внутри храм разделён на две части, одна из которых тёплая, а другая холодная. Причём холодная дальше от входа.
5. Рядом с собором - квартал советских пятиэтажек:
6.
7. Солецкий кот, ходивший вокруг меня, пока я сидел на скамейке возле собора:
8. Под Новгородской улицей протекает пропущенная через трубу речка Крутец:
9. Она же:
10. Так от собора я пошёл на запад, в старую часть города, где сохранилась историческая застройка.
В Сольцах сейчас живёт 9 тысяч человек (в девяностые годы было 12). Исторически это было село, впервые упоминаемое в 1390 году. Сначало село было известно добычей соли (от которой и пошло название), - соляные месторождения, по сути, составляют общий комплекс с минеральными водами Старой Руссы, а с времён Ивана Грозного - изготовлением колёс для пушек. Во времена Российской империи Сольцы входили в состав Порховского уезда Псковской губернии, а в 1914 году к тому моменту зажиточное и крупное село стало городом, чему поспособствовало во-первых, строительство железной дороги Санкт-Петербург - Витебск, а во-вторых, появление здесь бальнеологического курорта.
11. Сталинское здание школы:
12.
13. В этом доме размещается районный отдел полиции:
14. Главная улица города - Советский проспект, с пешеходной зоной посередине. Обилием и целостностью старой застройки в Сольцах я был сильно удивлён, если вспомнить, что большую часть времени Сольцы были селом, а городом стали только перед самой революцией, да и то городом не уездным.
15.
В западной части города Советский проспект перетекает в Псковскую улицу. Если Бологое имеет статус города "между Петербургом и Москвой" (в автомобильном варианте - Валдай), то Сольцы - безусловно, город между Новгородом и Псковом. И названия улиц соответствующие.
16.
17. Вождя в Сольцах выкрасили серебрянкой:
18. Универмаг с, похоже, ещё советской вывеской:
19. Площадь Победы. Слева, между деревьев, спряталось здание администрации Солецкого района, а посередине стоит памятник Великой Отечественной войне, которая и по этим местам прошлась серьёзно.
Как и возле Старой Руссы, возле Сольцов летом 1941 года Красная армия предприняла контрудар с целью отвлечь силы немецких войск от наступления на Ленинград. Сольцы были оккупированы гитлеровцами 14 июля 1941 года, но через два дня их удалось на шесть дней выбить из города, который затем был снова потерян Красной армией 22 июля. Освобождены Сольцы были 21 февраля 1944 года войсками Ленинградского фронта, которые в этом месте соединялись с войсками 2-го Прибалтийского фронта, проводившего на тот момент Старорусско-Новоржевскую операцию.
20. Правее кадра находится поликлиника. Ещё рядом с площадью стоит Солецкий хлебозавод, который у меня остался за кадром.
21. Столовая. Даже не знаю, конструктивизм это или модернизм 1970-х годов.
22. Соседство старых домов с двухэтажными хрущёвками:
23.
24. С проспекта я свернул налево - на улицу Володарского:
25. Нередки и деревянные дома:
26. Бросилась в глаза интересная деталь. Деревянная резьба на домах в этих местах вообще довольно красива, но вот звезда и птички - это довольно своеобразно.
27.
28. В кадре видна пожарная часть. Причём половина здания, похоже, ещё дореволюционной постройки, а половина - 1970-е.
29. По этой улице я вышел на берег Шелони:
30. Мост. После моста, на правом берегу, развилка, где налево дорога уходит на Волот и Старую Руссу, а направо - на Дно (в асболютно прямом, кстати, смысле :)).
31. Вид вниз по течению. Шелонь в Сольцах не такая широкая, как в Шимске, но всё же гораздо шире, чем в Порхове.
Кстати, в посте про Порхов (в котором я был в январе) я упомянул, что на Шелони ниже по течению ещё находится город Сольцы, в котором я тоже хотел бы побывать. Вот, собственно, и побывал :) А ещё, как уже упоминалось в посте про Шимск, совсем рядом отсюда в 1471 году произошла знаменитая Шелонская битва.
32. Слева видна колокольня Ильинского собора:
Кроме Сольцов, кстати, в России есть ещё несколько городов с корнем "соль" в названии. Сольвычегодск, Соликамск, Соль-Илецк, Усолье-Сибирское... Было бы интересно как-нибудь составить общий сравнительный портрет соляных городов :)
33. Шелонь выше моста:
Выходит, кстати, что железная дорога Санкт-Петербург - Витебск эту реку пересекат дважды, - на Псковщине она пересекает её, ещё узкую, в верхнем течении, в посёлке Дедовичи.
34. Вид на мост:
35. На берегу одним рядом стоят дома, смотрящие фасадами на реку. Великолепный вид, хоть картину пиши, "Поздняя осень в русской провинции"...
Посидев у берега Шелони, я пошёл обратно. По улице Володарского вновь пересёк Советский проспект и, уже не сворачивая на него, пошёл дальше на север - в сторону железнодорожного вокзала, который отдалён от центра города аж на три километра. По идее, можно было доехать на городском автобусе с незамысловатым маршрутом "Автостанция - ЖД вокзал", но я решил пойти пешком, так как времени ожидания до поезда, на котором я уезжал из Сольцов, у меня и так было с избытком.
36. Какое-то советское здание. Не помню, что за учреждение тут расположено, но взгляд привлёк герб СССР на фронтоне.
37. Асфальт разбитый. В целом в городе разрухи довольно много. Городок, к сожалению, выглядит депрессивным.
38.
Кстати, Сольцы - это ещё и военный городок. Рядом с городом расположена крупная авиабаза ВВС России.
39. И всё же, количество весьма добротных для не уездного города дореволюционных домов впечатляет.
40. По характерной валунной кладке на стенах домов можно догадаться, что во времена Российской империи здесь была Псковщина, а не Новгородчина.
41. Иду в направлении вокзала. Тут, кажется, и город заканчивается.
42. И дорога идёт среди какого-то поля. Где-то в высокой траве рядом с обочиной дороги теряются железнодорожные рельсы - подъездной путь к авиабазе.
43. Но потом впереди вновь появляются жилые дома. Это несколько обособленный от остального города район Вокзал - изначально пристанционный посёлок железнодорожников.
44.
45. Снова звёзды в резьбе на деревянном доме. Причём, красные. Жаль, что не на калитке, а то было бы как в повести "Тимур и его команда".
46.
47. Так я незаметно и пришёл на привокзальную площадь. На вокзале мне предстояло дожидаться пригородного поезда Дно - Оредеж.
В Сольцах делает остановку несколько поездов, идущих из Петербурга в сторону Беларуси. От Витебского вокзала в Питере до Сольцов они доезжают примерно за три часа, и по дороге из Питера в Минск каждый год мы проезжали Сольцы вечером, а обратно - ранним утром. Помню, как я как-то на обратной дороге из Минска домой в конце августа проснулся в поезде утром во время стоянки, выглянул в окно и увидел небольшой вокзал с надписью Сольцы (хотя чаще я старался проснуться рано, чтобы увидеть Дно).
48. Вокзал здесь типовой, 1950-х годов постройки. Непонятно зачем перекрашенный недавно в новые цвета РЖД.
49. А я всегда помнил этот вокзал в более приятной глазу родной расцветке. Это моё фото, сделанное в августе 2011 года (это не раннее утро, а день, поскольку ехал я на гродненском поезде, которого в моём детстве вообще не было).
Станция Сольцы была открыта в 1903 году в составе новопостроенной Санкт-Петербург - Витебской железной дороги. Изначально здесь было довольно вычурное здание вокзала, сгоревшее в войну.
50. А вот туалет остался. Надо же как бывает, - вокзал сгорел, а маленькая станционная постройка сохранилась.
51. Вид в сторону Питера. Вечереет, и без того невысокое ноябрьское солнце опускается за горизонт.
52. Вид на юг - в сторону Дно и Витебска:
53. Пока я гулял по станции, проехал хорошо знакомый и любимый мной с детства белорусский поезд №49 Санкт-Петербург - Брест. Правда, именно в таком направлении я на нём никогда не ездил, - только обратно в Питер (в том числе, в этом году), потому что по дороге туда он Минск проезжает ночью.
Что интересно, из поезда несколько пассажиров даже вышло. Значит, есть даже те, кто от Питера до Сольцов едет на поезде дальнего следования. Были и те, кто садился здесь. Ну а когда поезд тронулся, я мысленно передал через него привет Беларуси, где он будет уже ночью.
54. Пост ЭЦ станции Сольцы:
55. Заброшенный пакгауз:
56. Интерьер вокзала, где я коротал время в ожидании поезда:
57. Ещё один вид на вокзал снаружи:
И наконец, в без десяти шесть вечера, когда уже почти стемнело, по громкой связи был объявлен пригородный поезд Дно - Оредеж. С южной стороны показался свет фар и прожектора, раздался гудок тепловоза ТЭП70, который тянул за собой два сидячих вагона. Вагоны, кстати, оказались "гомельской сидячкой", то есть лавки внутри были деревянными, как в старых электричках. Уже в темноте, при тусклом вагонном свете, я два с половиной часа ехал на этом поезде до станции Оредеж в Ленинградской области. Поезд прибыл к низкой платформе, с которой нужно было подняться на высокую (почти классическая схема для станций со сменой тяги с электричества на тепловозы) и там сесть уже на электричку до Питера. Отправление электрички - через 15 минут после прибытия дновского "подкидыша" (так обычно называют такие тепловозные поезда). Ещё через два часа дороги, то есть ближе к 11 вечера, я вышел из электропоезда на станции Купчино, с которой нырнул в метро, и ещё через сорок минут был дома.
Так и завершилось моё путешествие в Новгородскую область в начале ноября 2014 года.