Дивногорск - город-спутник Красноярска. Город, названный в честь Дивных гор - красивых скал на берегу Енисея, можно сказать, порождён водой. На Енисее, в трёх десятках километров выше Красноярска по течению, в 1950-х-60-х годах была построена ГЭС. Посёлок Дивногорск, ставший в 1963 году городом, возник именно при строительстве электростанции. Сейчас население города составляет чуть меньше 30 тысяч человек.
Доехать из Красноярска в Дивногорск можно каждые полчаса на автобусах и маршрутках, отправляющихся с Предмостной площади (правобережная часть Красноярска). Дорога, петляющая по крутым склонам скалистых берегов Енисея, уже порядком впечатляет. Есть, правда, и почти что экзотический (с точки зрения расписания) способ попасть в Дивногорск для особых любителей, - электричка, ходящая один раз в день. Но на ней я ехал лишь обратно, и этому будет посвящён отдельный пост.
2. Центр города и рынок. Здесь я вышел из автобуса.
3. Автостанция:
4. Идём по городу:
5. Довольно много деревянных советских домов. Видимо, это самые первые жилые дома здесь. Построенные, когда Дивногорск был ещё посёлком гидростроителей.
6. Пейзаж маленького города на фоне окутанных туманом Дивных гор:
7. Дивногорск - достаточно зелёный город.
8. А также с живностью:
9. Линия высоковольтной ЛЭП, видимая в кадре, насёт энергию от ГЭС.
10. Строящаяся церковь. Притом почему-то в стиле храмов Русского Севера.
11. Детский сад:
12.
13. Не только в Красноярске, но и здесь можно встретить такую раритетную табличку:
14. Как человека, привыкшего к равнине, меня всегда впечатляет вид гор между жилыми домами (впервые я это почувствовал три года назад на Южном Урале). Мол, как же это? Там горы, а среди них дома стоят, как обычно, как ни в чём не бывало. Хотя привыкшие к этому местные жители воспринимают это именно так.
15.
16. Дивногорск устроен, как ступенчатая терраса. Каждая из ступеней постепенно снижается к берегу Енисея, и по каждой из них проходит улица. А Клубный бульвар, который мы видим в кадре, пересекает эти улицы поперёк и спускается на набережную.
17. Памятник А. Е. Бочкину - видному советскому гидростроителю, руководившему сооружением Красноярской ГЭС:
18. Мемориальная доска на стоящем по соседству доме детского творчества. По-моему, Гагарин тут на себя не очень похож.
19. "Деревянное зодчество" Дивногорска. Глядя на эти дома, я вспомнил город Волхов в Ленинградской области, где тоже таких много. Да и в целом что-то общее у этих городов есть в их облике. Потом я вдруг вспомнил, что Волхов - это тоже город при ГЭС. Так что неспроста это...
20. Спускаемся по Клубному бульвару на улицу Комсомольскую, что уровнем ниже. Справа стоит городская администрация.
21. Посередине - скромный, но необычный памятник Ильичу в виде обелиска с барельефом профиля. Да и фон впечатляющий.
Кстати, на фото 16 обелиск хорошо виден с перспективе.
22. Оглядываемся на Комсомольскую улицу:
23. И спускаемся дальше. Уже видна вода Енисея.
24. С этой ступени "террасы" неожиданно попадаем на... пешеходный мост над железнодорожной станцией. Из Красноярска в Дивногорск по берегу Енисея ведёт тупиковая электрифицированная железнодорожная ветка длиной в тридцать километров, построенная в 1960-е годы для обеспечения строительства ГЭС материалами. Только вот пассажирское движение по этой линии дышит на ладан. Здесь курсирует всего одна пара электропоездов в сутки. И обратно в Красноярск я возвращался именно на электричке. Эта электричка видна в кадре.
25. Взгляд с моста "вниз по течению" ветки, то есть в сторону тупика:
26. Спускаемся дальше:
27. Сосновый лес в городском дворе. Прямо как в карельской
Костомукше.
28. Мемориал Великой Отечественной войне:
29. Памятник строителям Дивногорска, символически сделанный в виде палатки. На заднем плане видна БМП-1 на постаменте - памятник Воинам-Интернационалистам.
30. Так я вышел на Пионерскую площадь и набережную Енисея:
31. Взгляд обратно:
32. И вышел я на берег могучего Енисея с его быстрым течением и прозрачной холодной водой. А над противоположным берегом возвышаются красивые неприступные скалы - Дивные горы, давшие городу название.
33.
34. А на горах - лес...
35.
36. На одной из скал покорители водрузили российский флаг:
37.
38. Речная пристань. Ещё один вид транспорта, связывающий Дивногорск с краевым центром - скоростной теплоход "Заря".
39. Пейзажами можно долго любоваться...
40.
Но я пошёл дальше - в сторону ГЭС. По дороге, ведущей на западный выезд из города.
41. Подъездной путь к Красноярской ГЭС, уходящий дальше станции. Не знаю, используется ли он сейчас.
42. Вдоль берега Енисея растут сосны весьма небольшой высоты, - видимо, от того, что почва каменистая. Примерно как в Карелии бывает.
43. В паре мест есть хорошие выходы к берегу:
44. Дорога идёт дальше. Город здесь уже фактически закончился, хотя официально продолжается до ГЭС. Её сооружения уже видны в перспективе.
45. Грузовик МАЗ-525 на постаменте - памятник строителям ГЭС:
46. Енисей и его левый берег:
47. Дорога поворачивает направо и выводит на мост через Енисей. А перед мостом - вот она, Красноярская гидроэлектростанция имени 50-летия СССР. Как ясно из названия, открыта она была в 1972 году.
48. Вид поближе. Я не то чтобы особый любитель индустриальных сооружений (хотя в целом неплохо к этому отношусь), но ГЭС - это всегда красиво.
На самом деле, жалею, что я посмотрел и запечатлел плотину только с моста, то есть спереди. Если пройти чуть дальше (не заходя на мост), то там есть хорошие виды сбоку. Именно с этого ракурса она и изображена на билете Банка России достоинством 10 рублей.
49. Мост. Кстати, он серьёзно охраняется. Есть и видеокамеры, и будки с охраной, и колючая проволока, закрывающая проходы под мост. Я сначала опасался, что будут вопросы по поводу фотосъёмки, но потом понял, что вряд ли, ведь ГЭС у туристов довольно популярна. И внимание ко мне если и было, то только потому что редко кто ходит по этому мосту пешком. Машин много, а пешеходов я на мосту так и не увидел, кроме себя.
50. Правый берег. Справа виден краешек плотины.
51. А в левой (по течению, а по взгляду с моста - правой) части ГЭС находится судоподъёмник - уникальное сооружение, и единственное в своём роде в России. Если обычно для пропуска судов через плотины ГЭС используются шлюзы, то здесь оборудован такой своеобразный лифт для кораблей.
В общем, ГЭС - сооружение мощное и производит впечатление. Надеюсь также в будущем увидеть и Саяно-Шушенскую, и Братскую, и многие другие гидроэлектростанции.
52. С другой стороны моста открывается красивый вид вниз по течению Енисея, то есть в сторону города:
53. Вид на левый берег, на который я сейчас иду:
Енисей здесь ещё относительно не очень широкий. Примерно как Нева в Петербурге. Это ещё его верхнее течение. Великая сибирская река начинается в Туве от слияния рек Бий-Хем и Ка-Хем (соответственно Большой и Малый Енисей, этимология аналогична алтайским рекам Бия и Катунь, из которых начинается Обь), причём исток Ка-Хем находится в Монголии. На слиянии стоит город Кызыл, дальше Енисей течёт через Хакасию в Красноярский край.
54. Так течёт Енисей, а я лишь перешёл на левый его берег. Вдаль, среди гор, уходит дорога, ведущая далеко на юг - в Абакан и в Кызыл.
55. А я свернул направо и пошёл по берегу:
56.
57. Прибрежные скалы:
58. Вот среди таких пейзажей я гулял по берегу Енисея. Видите огород на переднем плане? У кого-то здесь дачные участки.
59. А вот и садоводство. Расположенное в распадке между горами. В красивом месте у кого-то дачи.
60.
61. Опушка тайги:
62. Горно-таёжная речка Большая Лиственная:
63. Взгляд в другую сторону:
Видео:
Click to view
64. А поблизости находится устье этой речки:
65.
66. Красивые пейзажи Енисея:
Это, как уже говорилось, верхнее течение. Среднее течение начинается в трёхстах километрах севернее, где Енисей сливается с Ангарой, становясь значительно шире. Нижнее течение Енисея, вроде, принято считать от устья Подкаменной Тунгуски на севере Красноярского края. Река, которую я вижу здесь - в обжитых местах, возле миллионного Красноярска, - течёт далеко на север, в глухие и суровые таёжные (а затем и тундровые) края, где на многие километры нет присутствия человека. И встречаются лишь редкие северные городки - Туруханск, Игарка и ряд других. А ведь где-то там далеко, за устьем Енисея, есть и арктический Диксон... И всё это Красноярский край! Даже представить трудно. Об этом я и думал, глядя на Енисей вниз по течению, - о том, куда идут эти воды, которые я вижу.
67. Взгляд обратно. Виден мост, который я перешёл, а за ним ГЭС.
68. Последний взгляд на Енисей:
И я пошёл обратно, проделав в итоге тот же путь. Перейдя мост, я сел на городской автобус с прекрасным маршрутом КГЭС - ДЗНВА. На нём я доехал до центра города, откуда пошёл наверх - на уже показанную в этом посте железнодорожную станцию, на которой сел на электричку до Красноярска. Но об этом - в следующем посте.