Выборг - Хийтола или вокруг Карельского перешейка по железной дороге

Oct 12, 2014 22:23

В один сентябрьский день мы с моим товарищем Григорием совершили интересную поездку. А именно - за один день объехали по железной дороге вокруг Карельского перешейка с тремя пересадками, по маршруту Санкт-Петербург - Выборг - Хийтола - Кузнечное - Санкт-Петербург, проехав таким образом 393 километра по железной дороге. Наиболее интересной частью нашего маршрута, ради которой, собственно, мы и осуществили поездку, была малодеятельная линия Выборг - Хийтола, проходящая по северу Карельского перешейка, и выходящая в итоге в Северное Приладожье, то есть в Карелию, где она присоединяется к линии Санкт-Петербург - Сортавала. Написанный здесь отчёт посвящён именно ветке Выборг - Хийтола.





В 11-40 мы стартовали с Финляндского вокзала Петербурга скоростной электричкой Санкт-Петербург - Выборг, которая делает остановки только на Удельной и Зеленогорске. Едет она полтора часа на довольно приличной скорости, и в итоге уже в час дня мы были в Выборге. Чуть больше полутора часов оставалось у нас до отправления пригородного поезда Выборг - Хийтола.

2. И полтора часа мы посвятили небольшой прогулке по Выборгу, который уже хорошо знаком нам обоим (а мне в особенности).



3.



4. Железнодорожный вокзал Выборга. Здание советское, 1950-х годов. Старый финский вокзал был разрушен в войну.



5. А вот и наш поезд - тепловоз М62 и два сидячих вагона. Железная дорога на Хийтолу не электрифицирована, поэтому электрички ездить туда не могут. Хотя многие люди, живущие в Москве и Питере, даже не подозревают, что пригородный поезд - это совсем не обязательно электричка.



6. А вот как выглядит интерьер поезда. Обычный сидячий вагон. Фото сделано уже на подъезде к конечной станции, когда вагон значительно опустел.



Трогаемся с выборгского перрона в направлении Петербурга, но почти сразу сворачиваем с главного хода на восток. Начинаются неизведанные места. И остановки, названия которых мне известны с детства, когда я любил листать расписания пригородных поездов Финляндского направления. Огибаем с южной стороны бухту Радуга, с которой видна гора Папула, на которую я ходил в июне, выезжаем из Выборга и устремляемся в сторону Каменногорска. Правда вот устремиться сразу не получилось. На станции Таммисуо (в переводе с финского - "дубовое болото") мы простояли вопреки расписанию почти сорок минут! Что было связано, по-видимому, с ремонтом железнодорожных путей: участок Выборг - Каменногорск в данный момент активно реконструируется, - уложен второй путь и проведена электрификация. Но увы, предназначено это всё для грузового движения, пассажирские пригородные поезда здесь не жалуют, и их количество сокращается неуклонно. Хотя и пассажирские платформы новые тоже делают.

А история этой линии начинается в конце XIX века, когда из губернского на тот момент города Выборга, входившего в состав Великого княжества Финляндского, была проложена железная дорога на восток Выборгской губернии, привязавшая к железнодорожной сети Финляндии Северное Приладожье. Маршрут линии был: Выборг - Сортавала - Йоэнсуу. В 1916 году из Петрограда была построена ветка на город Кякисалми (Приозерск), продолжающаяся затем дальше на север до станции Хийтола, где соединяется с веткой Выборг-Сортавала. Сейчас большая часть движения из Петербурга в сторону Сортавалы идёт именно через Приозерск, поэтому участки Петербург - Хийтола и Хийтола - Сортавала стали фактически одним целым, а участок Выборг - Хийтола стал малодеятельным и второстепенным. Так что нынешние железнодорожные реалии в этих местах расходятся с историей.

7. Остановочный пункт 12 километр (километраж идёт от Выборга):



8. Станция Гвардейское (старое финское название - Карисалми):



9. И красивый деревянный вокзал времён постройки этой линии, то есть 1893 года (фото Григория, сам я это здание не запечатлел). Здесь снимались эпизоды из "Шерлока Холмса".



10. Неторопливый стук колёс, гудки и дым тепловоза, а за окном тянется природа севера Карельского перешейка.



11. И где-то пасутся коровы...



12. Пока ещё мы едем по электрифицированной двухпутной линии. Которая, правда, стала таковой лишь недавно.



13. Где-то за лесом - огромный отвал гранитного карьера. Эти места живут в основном камнедобывающей и лесной промышленностью.



14. Пересекаем по мосту реку Вуоксу. Правда, это даже не совсем река, а скорее система озёр и проток.



15. Станция Каменногорск:



На север от нас отходит ветка на город Светогорск, продолжающаяся затем через границу дальше в Финляндию. А линия, по которой едем мы, постоянно идёт вдоль финской границы на расстоянии 20-30 километров от неё. Направо от нас отходит недавно построенная (и пока ещё даже не введённая в эксплуатацию) ветка Каменногорск - Лосево, делающая прямой выход к финской границе с Приозерского направления.

Ну а по нашему маршруту Каменногорск - это конец цивилизации. После проезда этого маленького городка над железнодорожными путями заканчивается контактная сеть, и дальше начинаются глухие места.

16. С красивыми озёрами:



17. ...дремучими лесами:



18.



19. ...карельскими скалами:



20. ...болотами и ручейками, на которых стоят бобровые хатки:



Видео, в конце которого поезд прибывает на станцию Красный Сокол:

image Click to view



21. На самой станции вокзал кирпичный, по-видимому, позднесоветский:



22. Едем дальше:



23. Через всё те же глухие леса:



24. Живописные озёра:



25.



26. Тихий посёлок Бородинское (старое название - Сайрала). Простая северо-западная глубинка.



27. Посёлок расположен на берегу озера Бородинского (Тораярви):



28. А вот и станция. Тоже деревянный вокзал, построенный 120 лет назад.



29. Похожий вокзал и на соседней станции (ныне остановочный пункт) Инкиля (расположен в посёлке Зайцево):



30.



31. За окном - глухомань и девственные дремучие леса, покой которых нарушает только много лет знакомый им гудок поезда. Но железная дорога с природой отлично сочетается, а потому лес в ответ почтительно приветствует неторопливый поезд. Он ведь здесь свой...



32.



33. Остановка Ояярви, последняя на территории Ленинградской области. Старый вокзал менее капитальный, вероятно раньше это был разъезд, а не полноценная станция.



В переводе с финского название Ояярви означает "Ручьёвое озеро". И по-русски посёлок называется похоже - Ручьи.

34.



35. Собственно, Ояярви (озеро Ручьёвое):



36. Осенний карельский лес. Где-то тут мы и пересекли границу Ленинградской области и Республики Карелия.



37. Появляется много лесистых сопок (по-фински и по-карельски - "ваара"). Чувствуется, что мы въезжаем в Северное Приладожье.



38.



И наконец, около шести часов вечера (из-за стоянки в Таммисуо мы опаздывали на полчаса) наш "подкидыш" прибыл на станцию Хийтола. Выходим вместе с немногочисленными оставшимися в вагоне пассажирами. На платформе нас встречает прапорщик в камуфляже: "Здравствуйте, Пограничная служба. Предъявите, пожалуйста, документы". До границы-то близко, вдруг мы, мол, диверсанты? Хотя вообще странно, что проверяют только здесь, поезд на всём маршруте близко к границе идёт. Но документы предъявляем. Глядя на нашу питерскую прописку, погранец спросил, куда мы и зачем, но услышав наш ответ, что через полтора часа мы поедем обратно в Питер через Кузнечное, он потерял к нам всякий интерес, и мы пошли гулять по посёлку. Как и на Выборг, на Хийтолу у нас есть полтора часа, - потом нам нужно сесть на такой же тепловозный "подкидыш" Сортавала - Кузнечное, а в Кузнечном пересесть на электричку до Петербурга. А пока наша цель - скала Линнавуори, возвышающаяся над посёлком.

Впрочем, нужно сказать, что впервые мы ехали лишь по маршруту Выборг - Хийтола. В Хийтоле я был прошлой зимой (в январе 2013 года), а также несколько раз проезжал через неё на поезде. В том числе, например, в июле этого года по дороге в Костомукшу.

39. У подножия скалы:



40.



41. Вид с вершины на посёлок. Высота скалы - около 60 метров.



42. А вот так сверху выглядит станция и поезд, на котором мы приехали. Тепловоз уже прицеплён в обратную сторону, и скоро поезд отправится обратно на Выборг.



Кстати, интересно, что посёлок получил своё название именно от станции. Исторически название Хийтола носил нынешний посёлок Куликово, расположенный в пяти километрах южнее, и являвшийся в то время центром волости (по-фински волость называется Kunta). Железная дорога Выборг - Сортавала прошла в пяти километрах от Хийтолы через деревню Райваттала, но станция была названа именно Хийтола, поскольку именно это был ближайший крупный населённый пункт. Деревня стала превращаться в пристанционный посёлок и часто стала называться Асемакюля (Asemakylä), что именно так и переводится. А уже когда эти земли оказались в составе СССР, название станции перешло к посёлку, в котором она находится, а историческая Хийтола стала именоваться Куликово. Причём, что интересно, Хийтольская средняя школа ещё до недавнего времени называлась Райваттальская.

43. Вид на посёлок. Домики, скалы, лес, железная дорога, - в этом вся Хийтола.



44. Вид на железнодорожный переезд. Белое здание с красной крышей - финское. А левее, между елей, стоит деревянная церковь, но её не видно.



45. Сидим на вершине скалы и любуемся пейзажами. Здесь уже не Ленинградская область, а Карелия. А потому и воздух какой-то другой немного...



46.



И вдруг где-то внизу раздался локомтивный гудок...

47. А это поезд, на котором мы сюда приехали, отправился обратно в Выборг. Тишину местной природы нарушают лишь тепловозные гудки, которые в глухом лесу слышно, наверное, километров за пятнадцать. Но ведь тепловозы здесь свои, лес их хорошо знает...



48. Рябины много этой осенью:



Но вот уже время наше подходит к концу, и пора спускаться. Ведь в половине восьмого нам нужно сесть на поезд Сортавала - Кузнечное.

49. Взгляд на скалу снизу, из посёлка:



Это фото сделано с крутой, обрывистой стороны. Подниматься на скалу нужно не здесь, а с обратной стороны, где склон гораздо более пологий.

50. В посёлке встречаются старые финские домики:



И пол восьмого подошёл пригородный поезд Сортавала-Кузнечное. Тоже тепловоз М62 и три сидячих вагона. До Кузнечного всего двадцать минут езды.

51. Прощальный взгляд на станцию Хийтола:



52. И на скалу Линнавуори:



53. Потом железная дорога проходит через гранитные скалы. И направо от нас уходит ветка на Выборг, по которой мы сюда приехали.



54. Озеро Хитоланъярви. Железная дорога идёт по берегу, а с другой стороны возвышаются скалы. Впрочем, об этом я недавно писал, ведь в июле я тут проезжал по дороге в Костомукшу...



Надо бы сюда съездить ещё раз, но уже на озеро.

55. Проезжаем посёлок Куликово:



56. И пересекаем автодорогу Санкт-Петербург - Сортавала. Сейчас, правда, она в этом месте уже таковой не является, так как построили участок новой трассы.



А потом над головой появляются провода контактной сети, и мы прибываем на станцию Кузнечное. Которая находится уже в составе Ленинградской области.

57. Кузнечное на закате в ожидании электрички на Питер. В кадре виден сортавальский "подкидыш", на котором мы приехали. Скоро он отправится обратно и к полуночи будет в Сортавале.



А потом, купив билеты, мы сели на электричку Кузнечное - Санкт-Петербург и в пол двенадцатого вечера прибыли на Финляндский вокзал. Таким образом объехав Карельский перешеек по периметру за один день по железной дороге.

Карелия, Путешествия, Северо-Запад, Русский Север, Карельский перешеек, Бывшая Финляндия, Железная дорога, Природа, Малодеятельные железные дороги, Ленинградская область, Северное Приладожье, Россия

Previous post Next post
Up