Продолжение. Начало
здесьСтраница 2. Муравьёво - Мелихово
Продолжим знакомиться с инфраструктурой стальной колеи во Ржеве и ближайших его окрестностях. Сегодня - пешая прогулка до нового остановочного пункта, а также обещанные в предыдущей части музей «Ставка Сталина» и заросли борщевика возле магистрали Москва - Рига.
«Станция Ржев-II Московско-Виндавской железной дороги соединена со станцией Ржев-I линии Лихославль - Вязьма Николаевской ж. д. (до станции Лихославль - 128 вёрст, до Вязьмы - 116 вёрст), расположенной на северной стороне города (на противоположном левом берегу р. Волги) особою передаточною ветвью, которая отходит от ст. Ржев-II М.-В. ж. д. со стороны Виндавы закруглением на север и, пройдя от оси пассажирского здания 2.53 версты, примыкает у поста Ржев-III к главному пути Лихославль-Вяземкой линии, идущей здесь по западной стороне города в прямом направлении с севера на юг» («Спутник по Московско-Виндавской железной дороге», 1909 г.). Ржев-III - это разъезд Мелихово, открытый на месте поста в 1929 году. Сюда мы ещё попадём, а пока отправимся на недавно построенную пассажирскую платформу Ржевский Мемориал.
Спустившись с вокзального перрона с западной его стороны, я прохожу мимо железнодорожного переезда, бетонного забора и оказываюсь на тропинке рядом с соединительной веткой Ржев-II - Мелехово - той самой «особою передаточною ветвью». Тропинкой, похоже, пользуются жители одноимённого микрорайона. Ветка заходит в кривую, пресекает водопропускное сооружение с гранитными устоями и скоро подходит к линии Лихославль - Вязьма. Справа вдали возвышаются элеваторы мелькомбината. Я перехожу на главный путь Лихославль-Вяземской и метров 350-400 по шпалам иду к мосту, по которому эту линию пересекает Московско-Рижская.
Соединительная ветка Ржев-II - Мелихово
Линия Лихославль - Вязьма
«Камень на Московско-Виндавской дороге употребляется как строительный материал, исключительно гранитный, доставляемый местными крестьянами со своих полей, где таковой имеется в виде валунов различных размеров. Из тех же валунов вырабатывается гранитная облицовка для цоколей гражданских и стен искусственных сооружений. <…> Устои и быки мостов сложены из бутовой кладки, с гранитною облицовкою грубой тёски, за исключением сооружений от 1 до 80 вер., сложенных и облицованных известняком». («Очерк современного состояния и деятельности за первое пятилетие Московско-Виндавской железной дороги 1901-1906 гг.») Однопутный мост, проходящий над другой однопуткой чуть западнее станции Ржев-II, интересен не только как сам по себе железнодорожный объект в стороне от города. Подавляющее большинство построек, как мы помним, было уничтожено во время Великой Отечественной войны. Рельсошпальная решётка и балластный слой современные. И единственное, что напоминает о времени, когда во Ржев пришла чугунка, это гранитные устои мостов. Этого и других. Поэтому невозможно было не обратить на него внимания, тем более, что мост находится он на пути нашего маршрута.
Линия Москва - Рига. Вид в сторону Муравьёво
Линия Лихославль - Вязьма. Вид в сторону Мелихово
Две линии, пересекающиеся под прямым углом ровными, убегающими в разные концы лучами - один из моих «коллег» по увлечению назвал это место Ржевским железнодорожным крестом. Не знаю, насколько распространена эта формулировка, но мне она понравилась. Обе линии связаны между собой тремя соединительными ветками, лишь с одного - юго-западного - угла «креста» ветка разобрана. Поэтому попасть, скажем, из Великих Лук в Вязьму, минуя Ржев, не получится.
Судя по состоянию рельсов Лихославль-Вяземской линии, движение по ней малоинтенсивное. А ведь когда-то здесь можно было застать два поезда одновременно - один на мосту, другой под ним.
Справа - соединительная ветка на Мелихово
* * *
Я спускаюсь с насыпи на тропинку. В этот момент в сторону Ржева по мосту проследовал тепловоз ТЭП70БС-323 - тот, что привёз из Москвы утреннюю «Ласточку». Сам электропоезд отстаивался в это время на разъезде Муравьёво (мы его увидим чуть позднее), в обратный путь он отправится через три с лишним часа - в 15.45.
Тепловоз ТЭП70БС-323 едет в сторону станции Ржев-II
Рядом с тропинкой - следы той самой демонтированной ветки. После о. п. 239 километр тропинка повернула налево в сторону дачных кооперативов, впереди начался заболоченный участок, и дальше идти можно только по шпалам.
Разобранная соединительная ветка
О.п. 239 км
Свежий, ещё не испачканный нефтепродуктами щебень на пути даёт понять, что до платформы Ржевский Мемориал осталось совсем немного. А вот и он.
О.п. Ржевский Мемориал
Остановочный пункт был открыт в начале мая 2021 года как «перевалочная база» для посетителей построенного годом ранее мемориала Советскому Солдату. Предполагалось, что отсюда до мемориального комплекса прибывшие по железной дороге пассажиры поедут на согласованных автобусах. Здесь высокий перрон, здание вокзала, крытый бетонный навес со скамейками и USB-розетками на самой платформе. Хотя, единственное, что, по-моему, может заслуживать внимания на новом о. п., это памятник-паровоз Эр-785-51. К боям подо Ржевом он, правда, никакого отношения не имеет: паровоз построен в Польше на заводе Цегельского в 1950 году. Но за неимением «боевых» локомотивов по традиции установили то, что нашли.
Впрочем, времени, чтоб подробно осмотреть остановочный пункт, у меня не было. Подошёл пригородный рельсовый автобус РА1-032 из Шаховской, и я решаю доехать на нём до Муравьёво. В салоне кроме меня и кассира-контролёра, никого.
Памятник-паровоз Эр-785-51 на о.п. Ржевский Мемориал
* * *
Если кто-нибудь, скажем, правительство Тверской области, решит провести конкурс на самый большой борщевик, то победителем обязательно станет деревня Муравьёво Ржевского района.
Находящаяся в пяти с лишним километрах от Ржев-II-Балтийский станция (разъезд) Муравьёво с недавних пор стала конечной для пригородных поездов. Сначала здесь стали оборачивать «Ласточки», запущенные по маршруту Москва - Ржевский Мемориал. На самом-то о. п. нет путевого развития, значит, условий для отстоя составов и перецепки локомотива, тоже нет. Поэтому и решено было финишным пунктом поезда сделать Муравьёво. Позднее один из двух пар пригородных «вагончиков» Шаховская - Ржев-II продлили до Ржевского Мемориала - Муравьёво.
Теперь, оказавшись днём на разъезде, где всего три пути и, кроме небольшого служебного здания, нет больше никаких построек, можно увидеть стоящие в ожидании отправления «Ласточку» и рельсовый автобус. Первая стоит у коротенького бетонного перрона с нечётной стороны, второй - с противоположной возле дощатого настила. Таким образом, на участке Ржев-II - Муравьёво теперь ходят три пары пригородных поездов в сутки: шаховская и две сообщением Ржев - Русаново (в сторону Великих Лук). Да ещё две пары московских «Ласточек».
Рельсовый автобус Ра1-032 и электропоезд ЭС1П-016 на разъезде Муравьёво
Муравьёво - деревня достаточно крупная, в былые времена славилась кузнечным промыслом. А вот до железной дороги добираться её жителям сложно и рискованно. Потому что идти приходится среди зарослей борщевика Дмитрия Ивановича Сосновского. Борщевик здесь не просто большой. Он огромный. Тяжеловесные зонтики на толстенных стеблях так и норовят обрушиться на голову пешеходу. Борщевик в Муравьёво - словно разбуженный зимой медведь, готовый уничтожить любого, кто посягнёт на его владения. Владения, на которых этот опаснейший сорняк с молчаливого бездействия местных властей хозяйничает явно не первое десятилетие.
При этом растёт он не только здесь. Пользователи сети ВКонтакте, где я опубликовал фото сразу после поездки, в комментариях отмечали, что подобную картину можно наблюдать буквально по всему Ржевскому району.
Деревня Муравьёво
Но вернёмся к железнодорожной теме. Деревня Муравьёво с осени 1941-го до своего освобождения 3 марта 1943 года была оккупирована немецкими войсками. Пути в этих местах подвергались постоянным бомбёжкам. Вот она - связь с войной, память о которой увековечена мемориальным комплексом. Так нужно ли было возводить пересадочный пункт с современным вокзалом, высокой платформой, памятником-паровозом, с нуля? Не разумнее ли было построить это всё на пустынном разъезде, чтоб оживить его? Тем более, что расстояние отсюда до самого мемориала немногим больше, чем от нового о. п.
Может, и борщевик бы тогда уничтожили, да и к самой деревне появился бы отдельный интерес.
До отправления пригородного РА1 на Ржев остаётся ещё час. Посмотрев Муравьёво, собираясь потихоньку идти обратно на разъезд, но от стоящих на остановке людей узнаю, что скоро должен пойти автобус. На нём я переместился в деревню Хорошево.
* * *
«Пост Ржев-III расположен на расстоянии 3.27 вёрст от ст. Ржев-I Николаевской ж. д., и, таким образом, общее расстояние от ст. Ржев-II Московско-Виндавской ж. д. до ст. Ржев-I составляет 5.79 вёрст. По этой ветви производится передача с одной дороги на другую как пассажиров, так и грузов особыми передаточными поездами, согласованными с поездами обеих дорог». («Спутник по Московско-Виндавской железной дороге», 1909 г.) Никакой пассажирской инфраструктуры, не считая крохотной будки на перроне, на разъезде Мелихово нет. Есть там большое служебное здание, построенное, похоже, не так давно. Когда-то в северной горловине от разъезда отходил подъездной путь на льночесальную фабрику, но в настоящее время он снят.
Разъезд Мелихово
Разобранный путь на льночесальную фабрику
Домик возле разъезда
4 августа 1943 года к разъезду подошёл спецпоезд, одним из пассажиров которого был сам Верховный главнокомандующий Иосиф Сталин. Это была поездка советского вождя в тыловые районы Западного и Калининского фронтов. (По поводу цели той поездки существует несколько версий, но останавливаться на них мы здесь не будем; равно как и на личности Сталина.) Маршрут её отмечен на карте Ржевско-Вяземской наступательной операции 8 января - 20 апреля 1942 года, что находится в музее в километре отсюда. По нему видно, что во Ржев вождь направлялся от станции Гжатск (ныне Гагарин) через Вязьму - Сычёвку.
Марщрут Верховного
Музей - небольшой деревянный домик-пятистенок, ранее принадлежавший работнице льночесальной фабрики Наталье Кондратьевой. Именно эта, чудом уцелевшая под бомбёжками изба в Хорошево была выбрана в качестве временной ставки Верховного главнокомандующего. Здесь он встретился с командующим Калининским фронтом Андреем Ерёменко, отсюда же отдал приказ о проведении салюта в честь освобождения Орла и Белгорода. После войны хозяйка получила новую жилплощадь по улице Декабристов, дом сначала использовался как библиотека, а в 2015 году - к 70-летию Победы - в нём был открыт музей.
Хорошево
Трактор ДТ-54А на въезде в Хорошево
Музей "Калининский фронт. Август 1943 года"
Официальное его название - «Калининский фронт. Август 1943 года». Другое - «Ставка Сталина». При этом экспозиция больше посвящена событиям на Ржевско-Вяземском выступе. Здесь документы, оружие и личные вещи солдат и офицеров Красной Армии, схемы боевых операций, военные фотографии Ржева. Верховный же, несмотря на то, что его бюст во дворе музея встречает каждого посетителя, не основной предмет коллекции.
* * *
«Депутат Верховного Совета СССР машинист П.Ф. Веновский под пулемётным огнём противника, под непрекращающейся бомбёжкой с горящей станции Ржев-I угонял последний состав в сторону Торжка. На станции Панино котёл паровоза был пробит пулемётными пулями с самолёта противника, из котла валил пар. Веновский не растерялся. Он нашёл исправный, под парами паровоз и, прицепив его к вагонам, увёл свой состав». («Ржевские железнодорожники», 1974 г.) Именно Веновский вёл поезд Сталина по всему маршруту Москва - Гжатск - Ржев - Москва. Он несколько раз упоминается в данной книге как один из лучших машинистов Ржева, хотя о поездке вождя там ни слова.
С 1939 по июнь 1941 гг. Пётр Веновский был начальником депо Ржев. Об этом, а также в целом об истории Ржевского железнодорожного узла мы подробнее поговорим в следующий раз.
Машинист Пётр Веновский
Продолжение
следует