Заповедными стальными магистралями

Mar 22, 2020 21:44

Часть 1. Душевная станция
Их не случайно называют заповедными - участок Бологое - Осташков - Великие Луки Бологое-Полоцкой железной дороги и примыкающую к ней линию Соблаго-Торжок. Сейчас они относятся к Октябрьской железной дороге. Здесь не только особая атмосфера, но даже вагоны редких поездов окрашены в «свой» цвет, что по нынешним временам является большой редкостью. В этой серии путевых дневников мы побываем в музее на станции Кувшиново, увидим действующие семафоры и проедем на ретропоезде под паровозом.


Данные заметки уже были опубликованы в еженедельнике «Караван Ярмарка», с которым я сотрудничаю в качестве внештатного автора. Здесь будет более иллюстрированный и подкорректированный временем их вариант. А поводом для написания послужила информация в социальных сетях о том, что руководство Октябрьской железной дороги собиралось закрыть станции Ранцево и Скакулино. Так это на самом деле или нет, было не совсем ясно, так как официальной информации не поступало. Хотелось выяснить, к каким последствиям могло привести закрытие станций.








Сокращённый «короткий»
В ходе работы над материалом редакция получила ответ на запрос в службу корпоративных коммуникаций Октябрьской железной дороги, отправленный автором этих строк. В ведомстве сообщили, что «закрытие станции Ранцево не планируется, а работа остановочного пункта Скакулино в режиме раздельного пункта с производством поездной работы по приёму и отправлению поездов с использованием электрожезловой и семафорной сигнализации будет восстановлена». Такие же ответы с абсолютно идентичным текстом накануне 23 февраля получили и другие заинтересованные стороны, в моей ленте на Фейсбуке их промелькнуло не менее двух. Вероятно, вопрос был решён, вот ОЖД и ответило всем сразу. Могу ошибаться, но на эту мысль меня натолкнуло ещё и то, что ответ я получил меньше чем через сутки после обращения, чего никак не ожидал.

Здравый смысл всё же победил, и историческая станция будет сохранена? Посмотрим. А пока перенесёмся в середину февраля в небольшой городок Тверской области Кувшиново и вспомним, как всё происходило тогда, до получения официального ответа. Думаю, что это будет правильно.


Тепловоз ДМ62-1744 на станции Кувшиново


В музее на станции Кувшиново








«Несмотря на то что дорога железная и поэтому, казалось бы, должна быть чужда живой природе, она удивительным образом гармонирует с ней. Это один из феноменов железки». Слова из книги Алексея Вульфова «Повседневная жизнь российских железных дорог» сказаны как будто о ней - линии протяженностью 165 километров, неспешно плывущей среди лесов, болот, верхневолжских озёр и небольших посёлков, которые, словно поселения старообрядцев, упорно не желают принимать XXI век с его техническим прогрессом. Здесь нет ни «Сапсанов», ни «Невских экспрессов», большая часть этой ветки лежит на деревянных шпалах и песчаном балласте, а на трёх станциях - Ранцево, Селижарово и Скакулино - сохранились семафоры, которые и сегодня используются в качестве средств сигнализации на перегонах. Что и делает линию Торжок - Соблаго популярной среди туристов и любителей железных дорог.

Однако создавалась она не для романтики, а из сугубо практических соображений. Идея - соединить рельсовым путём Торжок и Осташков впервые возникла в 1889 году у владельца Каменской писчебумажной фабрики (современная бумажно-картонная фабрика) Сергея Кувшинова. С ней он обратился в Осташковское земство, которое инициативу поддержало: местным промышленникам нужно было завозить сырьё для своих производств и вывозить готовую продукцию. Существовали два предполагаемых маршрута железной дороги, оба незначительно отличались от трассы, по которой проходит линия Торжок - Соблаго. Однако строительство началось только в 1908 году уже при участии сестры Сергея Кувшинова Юлии, ставшей владелицей фабрики после гибели брата.

Первый участок от Торжка до села Каменного (современное Кувшиново) построен в 1910 году как подъездной путь бумажной фабрики. В 1916-м линия была продлена до посада Селижарово, откуда на фабрику доставляли древесину - основанием для разрешения строительства послужил соответствующий указ императора Николая II от 1 июля 1914 года. Окончанию проекта помешала, судя по всему, революция с последующей национализацией частной собственности, поэтому финальный участок - до станции Соблаго уже открытой к тому времени Бологое-Полоцкой железной дороги - появился только 1928-м.

Большого грузового или пассажирского движения здесь не было даже в советские годы, что и позволило сохранить эту ветку практически в первозданном виде. Увы, не все постройки начала прошлого столетия дошли до наших дней. Одни унесла Великая Отечественная война, другие - время.








Ещё относительно недавно здесь ежедневно ходил пассажирский поезд № 665/666 сообщением Москва - Осташков (в начале 2000-х «дьявольский» номер изменили на 603/604, а позднее на 683/684), который в 2015 году был окончательно отменён. Через день ходил грузопассажирский с товарными вагонами в составе (его еще называли «короткий») Торжок - Осташков. С октября 2013-го, когда начался ремонт путей на участке Торжок - Кувшиново, маршрут поезда был сокращен до Кувшинова, потом на какое-то время его продлили до Торжка, а с 2019-го он снова был «обрезан». Состоящий из одного пассажирского вагона и тепловоза пригородный поезд № 6955/6956 Кувшиново - Осташков, курсирующий два раза в неделю, по пятницам и понедельникам, для жителей ряда посёлков Кувшиновского и Селижаровского районов - единственный способ связи с «большой землёй».




Восстанавливать дороже
«Вот здесь, на первом этаже, был зал ожидания, там - буфет и комната, где сидел милиционер дядя Коля Бобров, наш, кувшиновский. На втором - различные службы. Здесь, - дежурная по станции Надежда Иванова открывает небольшую комнату со стеллажами, - был кабинет начальника грузового двора, а в этом помещении - багажное отделение». Кувшиново - одна из очень немногих железнодорожных станций, сохранивших ту душевную теплоту, которую хорошо представляешь, просматривая старые кинофильмы. Здесь сотрудники не грубят и не пытаются препятствовать фото- и видеосъёмке, наоборот, всегда ответят на вопрос, расскажут, покажут, причём искренне. И человеку с фотоаппаратом, проявляющему интерес к железной дороге, здесь будут только рады.


Дежурная по станции Надежда Иванова встречает поезд из Осташкова








Спрашиваю Надежду Олеговну, как она относится к закрытию станций Ранцево и Скакулино. Отвечает: «Отрицательно». И объясняет почему: «Прежде всего, это историческая линия, где сохранена старинная инфраструктура и постройки. Закрыть станцию означает оставить её без присмотра и ждать, пока деревянное здание вокзала попросту рухнет или сгорит».

Линия Торжок - Соблаго входит в состав заповедной Бологое-Полоцкой железной дороги. Даже вагон единственного поезда окрашен в зелёный, как и на участке Бологое - Великие Луки, а не в корпоративный серый цвет. Однако путевое хозяйство никакого статуса не имеет, охранной грамотой для инфраструктуры слово «заповедная» не является. А потому и ясности, что беречь и кому, нет. Да, сносить объекты на небольших станциях нельзя. Но это не означает обязанность тратить деньги на содержание путей и платить зарплату персоналу. Получается пересечение интересов: ОАО «РЖД», которое на словах говорит о сохранении исторического наследия, с одной стороны, и Октябрьской дороги (являющейся структурным подразделением РЖД), вынужденной содержать малодеятельную линию.

Один из путей станции Кувшиново занят порожними вагонами-хопрами, поставленными здесь для отстоя. В западной горловине стоит тепловоз с грузовым составом - очередной порцией таких вагонов. Так что по поводу малодеятельности - тоже как посмотреть. И моя собеседница с этим никак не хотела соглашаться: «По станции Кувшиново мы пропускаем в среднем шестьдесят вагонов в месяц. Иногда доходит и до восьмидесяти. Это перекрывает все затраты на содержание обеих станций - и Кувшиново, и Ранцево».








Когда-то в посёлке Ранцево добывали торф, который отгружали на одноименной станции. Сейчас нет. Но давайте смотреть шире. Железнодорожная станция - это объект, где есть путевое развитие: парк или уходящие в сторону промышленные подъездные пути. На однопутных линиях станция - место для разъезда встречных поездов. То есть закрытие станции попросту приведёт к увеличению длины перегона и как следствие - к снижению пропускной способности всей линии.

Может, сейчас, кроме единственного пригородного и вывозных поездов с лесом, здесь и не ходит ничего. Но ведь дополнительные мощности могут и потребоваться. Стоит ли в таком случае ломать? Наверное, завтра восстанавливать будет дороже, чем сегодня поддерживать.


Станция - музей
Здание вокзала станции Кувшиново с остроконечной крышей, построенное по проекту архитектора Флегонта Воскресенского, более характерно для дореволюционных Северных железных дорог, нежели Николаевской, заметно выделяется своим обликом и по праву является достопримечательностью этого небольшого провинциального городка. Стены бревенчатые, в помещениях без отделки видна кладка и сохранившиеся круглые печки. На фронтоне три совы - символ мудрости. Здание чудом уцелело во время войны, хотя осколки в него попадали. Позднее их находили во время ремонта кровли.

В нескольких метрах от вокзала - водонапорная башня, которая, в отличие от подобных сооружений в других городах (например, в Осташкове), не используется. Чуть дальше - железнодорожная казарма из красного кирпича. Платформа высокая - единственная на этой линии.


Три совы - символ мудрости








На втором этаже здания вокзала находится музей. Он небольшой: коллекция фонарей, инструменты, билеты, грамоты. Кусок рельса, на котором можно разглядеть дату изготовления: 1879 год. На стенах - фотографии людей, работавших на станции. Есть семьи и даже династии: супруги Тамара и Михаил Новгородские, Тамара и Павел Лютовы, Сергей Соловьёв, Василий Петров… А ещё - подарочные экспонаты: иллюстрированный альбом «Бологое-Полоцкая - заповедная железная дорога» и книга «Архитектурное путешествие. Из Москвы по железной дороге», посвящённая истории развития отечественных стальных магистралей с использованием архивных фотографий, чертежей и эскизов. Почти трёхсотстраничная книга, адресованная не только любителям железных дорог, но и всем, кто интересуется своей историей и культурой. Подарок от члена совета ВОЛЖД Дмитрия Соболева.








Рельс 1879 года выпуска. Когда-то лежал на линии








Помещение дежурного по станции тоже по-своему музей. Где, например, ещё встретишь жезловый аппарат, да еще действующий? Вот он в полном комплекте: телефон для связи с дежурным соседней станции, индуктор, сам аппарат и жезлоподаватель. Электрожезловая система путевой блокировки - ещё одна особенность линии Торжок - Осташков.

«Мы любим свою работу, работаем с удовольствием и хотим, чтоб наш город развивался и процветал, в том числе благодаря железной дороге», - говорит Надежда Иванова.








Поезд из Осташкова под тепловозом ДМ62-1744 прибыл точно по расписанию. Через полчаса он отправится обратно. Первая остановка - Ранцево. Семафор, два пути, деревянное здание вокзала, переезд с поднимающимся вручную шлагбаумом. Но опустить его было некому. Как некому было и встретить-проводить поезд. На котором мы проедем в следующей части.




Вокзал на станции Ранцево


Железнодорожный переезд в Ранцево


Ручной привод шлагбаума








Продолжение следует

железная дорога, музей, Кувшиново, Тверская область

Previous post Next post
Up