Затоплено, но не забыто

Oct 15, 2017 15:27

В последних числах августа по приглашению журналиста и краеведа из Удомли Алексея Крючкова мне удалось побывать на месте села Борки, что на левом берегу Волги чуть ниже впадения Шоши, расселённого в ходе строительства Иваньковского водохранилища. Поводом для поездки послужила традиционная ежегодная встреча жителей Борков и их потомков.



Облизав прибрежные камни, нагоняемые порывами ветра волны тут же отскакивают назад, будто понимают, что они здесь чужие. Когда-то, как и в миллионах российских сёл и деревень, на этом месте пасли скот, ловили рыбу, устраивали праздничные гуляния и под колокольный звон шли на службу в храм. Сегодня о том, что здесь был каменный храм, напоминает деревянный крест, установленный пять лет назад в день поминовения Пресвятой Богородицы 21 сентября. Её имя и носила церковь... Это и есть территория Борков - села с четырёхсотлетней историей, принесённого в жертву 80 лет назад.



Не доезжая Рождествено, сворачиваем с шоссе Тверь - Кимры направо. После асфальта - местами отремонтированного, местами разбитого - под колёсами поплыла полоса вполне приличной грунтовки. Места здесь не сказать, чтоб обжитые, но не особенно и глухие: всё-таки Волга близко. Деревни и сёла на пути, вроде, не пустующие, ухоженные, но постоянных жителей в них - раз-два и обчёлся. Где-то дорогу перекрывает шлагбаум с надписью на табличке: «Въезд запрещён, частная территория». На всём протяжении пути, что мы ехали от трассы до Борков - а это больше 30 км - нам навстречу попались лишь две легковушки. Так что, края эти, скорее, скрытые от охочих до экзотики в виде среднерусской глубинки горожан. Почти, как и сами Борки, хранящие свою тайну и не особенно готовые открывать её первому встречному.

«Когда умерла моя бабушка Чёрная (Кочешкова, Грибанова) Александра Сергеевна, то тётя подарила мне много её старых фотографий, половину людей на которых я не знал. Мне это было досадно, и я начал опрашивать родственников, сопоставлять фотографии... и так увлёкся генеалогией. В ходе поисков я стал обладателем записей воспоминаний уже ушедших людей, и какие-то из этих фактов были в чём-то уникальны, их знал только я, но они могли быть интересны не только лично мне и моим родственникам, но и другим потомкам выходцев из этих мест и краеведам». За рулём - Алексей Крючков, инициатор ежегодных «борковских» встреч. С нами в машине едет также его мама. Уже несколько лет Крючков пишет историю села, в котором жили его предки. От эпохи неолита и до наших дней, с подробнейшими характеристиками местности и тесно переплетёнными между собой родословными жителей, собирая факты буквально по крупицам: из воспоминаний и архивных документов, старых публикаций и выходивших в разное время небольшими тиражами книг. Слова, приведённые в начале абзаца - авторское вступление краеведа к циклу его публикаций о Борках (ссылка на них - в конце заметки). Ответ на возможный вопрос, чем этого человека могло заинтересовать покоящееся под водами Московского моря село. Впрочем, тот, кто знаком с неутомимым странником Крючковым или хотя бы с его сайтом, где можно найти подробную информацию о любопытных уголках тверского края, детальные описания маршрутов и многое другое, что может оказаться важным для таких же, как и он сам, непосед, вряд ли станет об этом спрашивать.



Село Юрьево-Девичье



Храм Геогрия Победоносца в с. Юрьево-Девичье



Алексей Крючков и Серафима Репкина












«Опубликовав историю села Борки на одну страничку, я вскоре столкнулся с тем, что информация повалила валом, словно лавина, которая ждала только первого толчка. Появились воспоминания с фото о жителях Борков, появились замечательные воспоминания Голубевой - Карелиной Е.М., появились архивные данные. Хранить это только для себя, на своём компьютере - жалко! Это - та информация, которой радостно делиться с немногими заинтересованными лицами, когда, в отличие от математики, результаты деления лишь приумножают твои информационные «богатства». А потом уже сама собой возникла идея - встретиться там, на берегу Волги. И уже пять лет люди, связанные общим прошлым, собираются вместе. Чаще всего - в августе или сентябре. Бывает, что и не один раз в году.












Алексей Крючков и Юна Тихомирова









*   *   *
На месте, где когда-то стояло село, великая русская река образует излучину, и Борки были как бы окружены с трёх сторон водой. Сейчас там изрезанная многочисленными заливами пойма. В лесу, немного не доезжая до места, дорога проходит мимо холмов. Жители Борков называли их Бараньими горами. Серафима Репкина, участница встречи, одна из немногих, кто ещё застал село и видел, как оно уходило под воду, помнит, как вместе с другими детьми зимой каталась с этих холмов. Предположительно, Бараньи горы - это дюны, образовавшиеся в результате песчаных наносов. Растительность на них небогатая. В бору из корабельных сосен встречается черника и брусника, кое-где попадаются молоденькие дубки. Даже не дубки, а торчащие из земли веточки, которые, в отличие от неприхотливой корабельной сосны, здесь не выживают. А в одном месте - поляна, полная оленьего мха, сплошным ковром устилающего склоны Бараньих гор. Именно бору, уверен Алексей Крючков, и было обязано своим названием село.



Бараньи горы









Олений мох









Вот и сами Борки. Сегодня это территория Вахонинского сельского поселения Конаковского района, а когда-то они входили в состав Корчевского уезда, став одним из нескольких десятков сёл и деревень, исчезнувших вместе с уездным городом. Собственно, Борки оказались не полностью затопленными, часть их сохранилась. На схеме, составленной Крючковым по воспоминаниям жителей, видно, как выглядело село и каким было его население. И сохранившаяся улица - Толстовская (в честь владельца - помещика Николая Толстого) или Боровая, называвшаяся так в советские годы. Сейчас там лишь несколько современных домов, не считая фермерского хозяйства, границы которого выходят на Толстовскую-Боровую. На схеме также отмечено, кто куда из Борков переехал - в Новое (на противоположном берегу; нынешнее название - Свёрдлово) Осиновку, Загорье или другие места, - перевезя и свои дома. Фамилии указаны все, но не обо всех на сегодняшний день известно, как сложилась их дальнейшая судьба.

А граница затопления то ли по проекту, то ли по воле Всевышнего прошла совсем рядом с храмом Богородицы, оставив под водой главную улицу села - Ивановскую. Церковь простояла ещё несколько лет и после Великой Отечественной войны была разобрана жителями окрестных деревень. Сейчас о ней напоминают лишь обломки кирпичей и металлические прутья от ограды. А ещё - крест, установленный 15 сентября 2012 года на месте алтаря храма. «Путник, оглянись! Здесь 400 лет стояло село Борки (первое упоминание - в 1540 году) и жили наши предки. А на сем месте в 1745 году был построен каменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Этот крест установлен 21.09.2012 в память о разрушенной церкви, переселённом селе Борки и его жителях с надеждой на возрождение». Это - текст с памятной таблички креста. Остановиться здесь есть кому: летом здесь много туристов и рыбаков. На другой стороне реки элитные отели и коттеджные посёлки, а здесь, на левом берегу - более спокойная и размеренная, можно даже сказать, идиллическая сельская жизнь. Нарушаемая, разве что, туристическими палатками и кострами.





















Дом на бывшей улице Толстовской-Боровой






«Там, - Серафима Репкина показывает рукой в сторону, - был участок по заготовке леса. Во время войны здесь рубили лес, который затем сплавляли по Волге. А валить деревья присылали из Москвы девчонок по 18-20 лет. Помню, они жили в нашем доме». Мы сидим у костра чуть в стороне от места, где стоял храм. Походный столик, чай, печенье. И беседы между собой - о погоде, политике, своих делах. Время от времени тишину прохладного августовского дня рассекают звуки моторов катеров и рыбацких «казанок». Когда начинает говорить Серафима Алексеевна, все замолкают и слушают. Здесь она с племянницей Татьяной - преподавателем МГУ. Уходя в прошлое, восьмидесятипятилетняя Репкина иногда возвращается к одной детали биографии Алексея Рожкова, друга своего деда Петра Репкина: до революции тот какое-то время работал на Путиловском заводе вместе с будущим всесоюзным старостой Михаилом Калининым.

В этот раз в Борки приехало человек десять. Количество гостей бывает разным, но неизменными остаются уютная атмосфера встречи, чай у костра и воспоминания. Иногда на такие встречи Алексей привозит гитару. Костёр служит не только источником тепла, в нём можно сжечь валяющиеся повсюду сухие ветки деревьев, очистив таким образом территорию, где стоял храм. В том, что он будет восстановлен, никто не сомневается. Вопрос, как говорится, времени. А пока его нет, службы, которые проводит настоятель храма Георгия Победоносца в Юрьево-Девичьем отец Владимир, идут прямо не берегу. Возле креста.

Уезжая, батюшка порекомендовал собравшимся: «Обязательно помяните своих предков. Но без спиртного. Это не по-христиански».












Справа - Татьяна Репкина






*   *   *
Деревня Загорье, улица Владимирская. Официально Владимирская, между собой жители называют её улицей Борки. Потому что именно сюда жители Борков переносили свои дома. В Загорье переселяли, в основном, тех, кто по разным причинам не вступил в колхоз. Не обязательно продолжая вести единоличное хозяйство, а, например, живя в другом месте и сохраняя семейный дом в качестве дачи. Тихая и утопающая в зелени улочка и напоминает дачный посёлок, что, в общем-то, близко к истине: большинство домов используются как места отдыха, сами же хозяева живут в Москве или Санкт-Петербурге.

Двенадцать домов - двенадцать семей бывших борковцев: Блиновы, Рожковы, Вахрины, Вахонины, Репкины, Тихомировы, Кряжевы. Основная часть их сохранилась по сей день. Дом №12, как и большинство построек тех лет, окружён не сплошным забором из металлического профлиста на манер современных коттеджей, а невысоким аккуратным частоколом. Деревянное крыльцо, филенчатая дверь с прибитой табличкой. На табличке - поблёкшая от времени надпись: «Александр Иванович Кряжев». Это - дед Валентины Ивановны Кряжевой, нынешней хозяйки дома. А построен дом в самом конце XIX века прадедом Валентины Ивановны Иваном Игнатьевичем. В память о нём у правнучки хранятся не только старинные фотографии. «Вот похвальный лист обо окончании начального училища», - Валентина Ивановна показывает заправленный в рамку документ, датированный позапрошлым столетием. «Дан сей от Корчевского Земского Начального училища Ведомства Министерства Народного Просвещения при открытом испытании за прилежание, успехи и отличное поведение ученику Борковского училища Кряжеву Ивану за подписанием Гл. Инспектора Народных училищ Корчевского уезда, Экзаменаторов и Законоучителя сего училища. 1888 года, Августа 18 дня». Внизу под текстом - печать и подписи. Так когда-то выглядел, выражаясь современным языком, аттестат зрелости.

Загорье















В доме Валентины Кряжевой (справа)















История, часы которой остановились почти век назад, оживает, благодаря нескольким неравнодушным энтузиастам. На следующий год договорились встретиться так же - в августе. На том же месте, где когда-то было село Борки Корчевского уезда. Ныне затопленное, но не забытое. И это - главное.















Очень рекомендую почитать «Историю села Борки» Алексея Крючкова на его сайте. Вот ссылки:
История села Борки - всё о Борках и окрестностях
Форум, где всегда готовы к общению по данной теме
Главная страница сайта - одного из подробнейших информационных ресурсов о Тверской области

Алексей Крючков, Борки, Волга, Конаково, память, Иваньковское водохранилище, Тверская область

Previous post Next post
Up