С Tele2 по левитановским местам

Oct 01, 2014 15:49

«Связь людей и времён» - так назывался пресс-тур, организованный представителями компании Tele2 Тверь для журналистов и блоггеров в Удомельский район. Гостям рассказали о принципах работы базовых станций, дали возможность протестировать качество приёма сигнала, а также показали исторические и памятные уголки. Этот пресс-тур совпал со своеобразным юбилеем Tele2: ровно пять лет назад альтернативный оператор сотовой связи пришёл в Тверскую область.



Удомля. Самый молодой - с 1981 года - город в Тверской области, известен, главным образом, благодаря расположенной здесь Калининской АЭС. Основным поводом для тура в эти края послужил недавний запуск новой базовой станции в деревне Еремково. Но была ещё одна причина. Точнее, надеюсь, что была, потому что в официальном релизе она не обозначена. Это повышение туристического интереса к Удомельскому району. Как любая развивающаяся компания, Tele2 должна заботиться и о развитии территории как сегмента собственного рынка. А туристическая привлекательность - не самое последнее звено в цепочке факторов экономического роста. Так что, кроме «технической» части, гостей ждала экскурсия по местам, где бывали художники Левитан и Венецианов, Богданов-Бельский, Грабарь и Бялыницкий-Бируля, где жил русский физик и изобретатель Попов. Да просто по красивым и интересным местам, покрытым осенними красками. Не зря, всё-таки, творческие люди любили и любят это время года.

Удомля, улица Космонавтов



Памятник изобретателю радио А.С. Попову во дворе средней школы №1



Озеро Островенское









В поисках натуры
Если чуть копнуть вглубь прошлого (что, собственно, уже сделали историки и краеведы), окажется, что очень многие нити Российского государства ведут в удомельские окрестности. Здесь, на берегу озера Кубыча близ деревни Лайково (ныне Лайково-Попово) изобретатель беспроволочного телеграфа Александр Попов в начале прошлого века приобрёл участок под строительство дачи. Четверо его детей - два сына и две дочери некоторое время преподавали в школе тогда ещё посёлка Удомля. К сожалению, дача Поповых сегодня не сохранилась. Как не сохранилось имение дворян Аракчеевых - тех самых, представителем рода которых является военный министр Алексей Аракчеев - в деревне Гарусово. В этих краях творил и влюблялся Исаак Левитан, здесь им написаны такие картины как «Золотая осень», «Над вечным покоем», «Весна. Большая вода», «Осенний пейзаж с церковью» и ряд других. А пребывание на Удомельской земле Чехова отражено в его пьесах «Чайка», «Три сестры», рассказе «Дом с мезонином».

Эти и другие интересные страницы истории края гостям открывал во время экскурсионной поездки директор Удомельского краеведческого музея Александр Краснополин. Наш микроавтобус слегка подпрыгивает на стыках бетонных плит, где-то укрытых асфальтом, а где-то нет. Почему дороги вокруг озёр Песьво и Удомля имеют бетонное основание, никто однозначно не говорит. Может, из-за заболоченности, а может, это связано со строительством и обслуживанием АЭС, чтобы по бетонке могла двигаться тяжёлая спецтехника. Первая остановка - перед деревянным мостом вблизи впадения речки Съежа в озеро Островенское. Считается, что именно это место изобразил Левитан на своей «Золотой осени». Хотя, некоторые склонны предполагать, что натурой для пейзажа художника послужили окрестности Доронино.

И.И. Левитан "Золотая осень", 1895 г.



Мост через речку Съежа недалеко от её устья



Здесь была написана "Золотая осень"?



...или здесь, у Доронино?



Деревня Доронино






Взлетит ли «Чайка»?
«Сюда хорошо ездить зимой. - Автобус свернул на тряскую грунтовку, и Александр Краснополин приготовился к рассказу о даче «Чайка». - Хоть дорога не особо загруженная, здесь регулярно ходит трактор и расчищает снег. Я на стареньком своём «Жигулёнке» спокойно проезжаю». Вот бы везде, а не только в Удомельской глубинке зимой убирали с дорог снег. Примерно через километр будет «Чайка» - музей и бывшая творческая мастерская русского и советского живописца Витольда Бялыницкого-Бируля (1872-1957). Но прежде мы остановимся возле мемориального камня в память о работавших на удомельской земле художниках. Отсюда открывается красивый вид на озеро Удомля. Добавляющие футуристический оттенок градирни КАЭС на горизонте лишь подчёркивают ту самую, заложенную в названии пресс-тура связь людей и времён.

Памятный камень у озера Удомля






Вид на Гарусово



Дача "Чайка"






В прошлом году дача «Чайка» отметила свой столетний юбилей. Её в стиле финского модерна построил на собственном земельном участке Бялыницкий-Бируля. Уроженец Могилёвской губернии, он учился сначала в Киевском кадетском корпусе, затем перешёл в Киевскую рисовальную школу Н.И. Мурашко, а позже уехал в Москву и поступил в училище живописи, ваяния и зодчества, где познакомился с Левитаном. И в дореволюционное, и в советское время Бялыницкий-Бируля работает, в основном, в жанре русского лирического пейзажа конца XIX века. С 1947 года - действительный член Академии художеств СССР. Скончался на даче «Чайка», похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Свою творческую мастерскую художник назвал так, благодаря обилию летавших над озером этих белых птиц. Вообще, дача «Чайка» - это не только и не столько культурно-исторический объект, я бы назвал её памятником судьбе или памятником Его Величество случаю. Потому что как мог музей, пройдя политические перепитеи эпох и всё, что с ними связано, сохраниться до наших дней, можно только предполагать. В советское время дача оставалась в собственности сначала Бялыницкого-Бируля, позже его вдовы. При жизни художника у него в гостях часто бывали как коллеги по цеху, так и другие известные люди - актёры, государственные деятели. Но в 1977 году по настоянию тогдашнего первого секретаря обкома КПСС Николая Корыткова дача была в принудительном порядке выкуплена у новых её владельцев в пользу государства (подробнее с историей «Чайки» можно ознакомиться на сайте турбюро «Одиссей») и... На этом интерес партии и правительства к «Чайке» иссяк. Дача практически не использовалась, лишь переходила из рук в руки и постепенно ветшала.

В.К. Бялыницкий-Бируля "Северная Двина", 1944. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск



В залах "Чайки"






Окрестности дачи "Чайка"









«Останавливавшиеся в пустом доме охотники и рыбаки прямо внутри жгли костры. Представляете, какой был здесь погром». Директор музея Елена Тимакова - художник из Москвы и внучатая племянница Витольда Бялыницкого-Бируля - водит нас по залам дачи. Сегодня здесь ничего не напоминает о былой разрухе - обстановка, присущая небольшим музеям сельского быта. На стенах - репродукции картин художника. Именно репродукции, потому что подлинники и вообще всё имущество было вывезено в Белоруссию перед тем, как «Чайка» перешла в собственность государства. Для сведения: в соседней республике два крупных музея Бялыницкого-Бируля - в Могилёве и Белыничах - и, по разным данным, от трёх до пяти небольших коллекций.

Волчьи шкуры в одном из залов - подарок современных охотников, Витольд Каэтанович и сам любил это занятие. Возрождение дачи началось в 1996 году с первой выставки Елены Тимаковой. Сегодня «Чайка» - филиал областной картинной галереи. Но не видно здесь, как полвека назад, людей с мольбертами и красками, не обрастает уютный домик на берегу озера Удомля новыми творческими именами…

Елена Тимакова















Звонок другу
Нить, связывающая людей и времена, переносит нас из мира искусства в сети мобильной связи, без которой уже невозможно представить современный быт. Мы в райцентре, на территории спорткомплекса КАЭС. Здесь располагается базовая станция Tele2, запущенная ещё в 2009-м - в год появления альтернативного сотового оператора в Тверском регионе. Станция располагается не на собственной мачте, а на опоре освещения стадиона. «Пример рационального использования имущества, - пояснил технический директор Tele2 Тверь Дмитрий Плотников. - Гораздо проще и дешевле, чем строить вышку». Собственно, в черте города так приёмопередающие комплексы чаще всего и располагают.









Спорткомплекс КАЭС






Базовые станции, назначение и принцип работы которых - отдельная тема, поэтому не стану сейчас вдаваться в технические подробности и понятную лишь специалистам терминологию. Вкратце: станция представляет собой комплекс антенн и вспомогательного оборудования. Антенны обычно устанавливаются на мачте, высота их размещения зависит от многих факторов - рельефа местности, нагрузки. А электрооборудование, обеспечивающее работу антенн - на земле в отдельной будке-контейнере. Правда, такое его расположение требует частого обслуживания, а также связанных с поддержанием нужной температуры энергозатрат. Поэтому в компании пошли дальше, сократив некоторые издержки.

Рядом с контейнером Tele2 стоит такой же, принадлежащий другому оператору сотовой связи, чья станция находится на той же мачте. Только контейнер раза в два больше, и кондиционеров не один, как у Tele2, а два. «У нас большая часть оборудования располагается наверху, - добавляет Плотников. - Оно более современное и компактное, плюс - там само охлаждается, на нём не скапливается пыль, а значит, не требует частого вмешательства, как, если бы находилось в контейнере». Это, повторюсь, не самая последняя станция, а построенная ещё пять лет назад. Сейчас же, по словам технического директора, будки требуются и вовсе размером метр на метр.



Под занавес программы - «звонок другу». Главе администрации Еремковского сельского поселения, где недавно была запущена новая базовая станция, Сергею Бондареву. «Алло, Сергей Владимирович, - спрашивает управляющий директор Tele2 Тверь Иван Походяев, - как связь? Довольны?». «Спасибо, - раздаётся в ответ, - всё отлично». «Трубка» директора настроена на громкую связь, поэтому ответ главы администрации слышат все собравшиеся. Как лучше всего проверить качество мобильной связи, если не контрольным телефонным звонком? Добавлю, что проблем с приёмом сигнала на протяжении экскурсии по району проблем практически не возникало. «Практически» означает, что ещё есть, над чем работать и к чему стремиться, и что в компании это хорошо знают. Тем более, в Удомельском районе, где хоть и недолго, жил изобретатель беспроволочного телеграфа. Связь времён и народов, что называется, обязывает.

Иван Походяев: "Как слышно, приём"






Птица-говорун - подарок коллективу Tele2 Тверь от журналистов из Вышнего Волочка







музей, Удомля, сотовая связь, живопись, Тверская область, Теле2

Previous post Next post
Up