Кондопога

Mar 10, 2016 21:44

Название этого города в совершенно буквальном переводе с карельского языка означает "медвежий угол" (Kondupohju), хотя по меркам этого региона, город не оставляет подобного впечатления. И между прочим, ударение в слове Кондопога, что далеко не очевидно, падает на первый слог, - иначе местные обижаются! Второй по величине (31 тысяча жителей) город Карелии, стоит на западном берегу Онежского озера, на Мурманской железной дороге. В морозный январский день Кондопога выглядит и характерно по-карельски сонным, и, в то же время, довольно оживлённым городком.





Карта моего перемещения по городу. Цифры обозначают места создания фотографий, в соответствии с их номером в посте. Зелёные стрелочки около некоторых из них - направление ракурса.




Несмотря на ударение в названии города на первый слог, прилагательное, всё-таки, - Кондопожский, потому что название города состоит из двух слов. До XX века Кондопога была простым карельским селом, причём упоминается впервые ещё в 1495 году. Но в годы Первой мировой войны среди прионежских лесов раздался гудок паровоза, - здесь прошла Мурманская железная дорога, а после революции в Карелии наступила советская индустриализация: сперва ГЭС на Онежском озере, потом бумажная фабрика и деревообрабатывающий завод, слившиеся затем в целлюлозно-бумажный комбинат, - село Кондопога стало рабочим посёлком, а в 1938 году - городом. После войны город даже был объявлен ударной стройкой. Большая часть города в его нынешнем облике построена уже в послевоенные годы, и Кондопога выглядит именно так, - советский промышленный северный город.

2. Начнём прогулку с площади Ленина - главной площади города, на которой стоит гостиница "Карелия" (серое здание в кадре), где я ночевал, приехав накануне вечером с водопада Кивач.



3. На календаре 19 января. 20-градусный крещенский мороз. Перед зданием районной администрации покрытый изморозью гранитный вождь мирового пролетариата и заиндевевшие лиственницы.



4. А эту ёлку наряжали к Новому году. Люблю, когда в провинциальных городках наряжают живые ели.



5. На другой стороне площади стоит церковь Рождества Богородицы, построенная в 2004-2009 годах в стиле храмов Русского Севера. Правда, без обшивки сайдингом она бы выглядела намного лучше. Ко входу стоит очередь за крещенской водой.



6. От площади Ленина я пошёл по центральной улице города - Пролетарской. Как уже говорилось, городок выглядит тихим и сонным, как это часто бывает в Карелии, но на улице довольно многолюдно. Куда-то идут кондопожане по морозным городским улицам.



7. А из школы дети идут с уроков, попутно играя в снежки. Перед школой, кстати, стоит маленький памятник Державину, - как я уже упоминал, рассказывая про Кивач, в 1784-1785 годах Державин был губернатором Олонецкой губернии, в которую входила южная часть Карелии.



8. Мемориал, посвящённый кондопожанам Героям Советского Союза:



9. Прилегающая улица - проспект Калинина:



10. Для города с населением чуть за тридцать тысяч в Кондопоге непривычно много 9-, 10-этажных домов.



11. Двор, занесённый снегом:



12. А это памятник Калинину в сквере его имени. Этого человека здесь чтут, - именно подписью всесоюзного старосты был в 1938 году скреплён указ о пребразовании посёлка Кондопога в город.



13. Вернёмся вновь на Пролетарскую улицу:



14. Я уже не раз бывал в Карелии зимой, и каждый раз во всех местах испытываю сходные ощущения, - под снегом карельские города выглядят будто погружёнными в полудрёму, и чтобы понять город, надо медленно ходить по нему кругами. Находясь в Кондопоге, даже трудно поверить, что десять лет назад этот тихий городок печально прославился на всю страну из-за массовых волнений на почве межэтнических конфликтов.



15. Перед домом из красного кирпича стоит карильон из 18 колоколов, изготовленный в Голландии, - своеобразная деталь, которую можно видеть именно в Кондопоге (причём есть ещё один карильон возле Ледового дворца, но туда дойдём чуть позже), а в других городах я нигде такого не видел. Вроде, иногда колокола даже играют мелодии, но мне услышать не довелось.



16. Напротив - девятиэтажка и стеклянный куб молодёжного культурного центра:



17. На входе в это заведение я увидел дублирование на финском языке (не на карельском!). Иногда в Карелии такое встречается, - видимо, осталась традиция с времён Карело-Финской ССР, в которой финский язык был официальным.




18. Дальше по улице попадаются малоэтажные сталинки первых послевоенных лет. Красивым показалось здание почтамта. Причём я так и не разобрался, что это за причудливый вензель с буквой К на аттике.



19. Здесь Пролетарская улица поворачивает к вокзалу. И у её изгиба стоит характерно карельская пятиэтажка с высокой двускатной крышей: почему-то такие строили только в Карелии и республиках Прибалтики.



20. А рядом выстроилась очередь за молоком. Если бы не реклама на стене дома, то прямо-таки напоминает кадры из каких-то советских фильмов 1970-х годов.



21. Напротив - приятное сталинское здание, кинотеатр "Мир". Правда, судя по внешнему виду его входа, сейчас он не действует.



22. Встречаются в Кондопоге и типично северные пятиэтажки без балконов (чаще такие можно увидеть в более высоких широтах). А вот фонари, на мой взгляд, с домами здесь не сочетаются.



Вообще, надо сказать, что внешний вид многих домов в Кондопоге весьма удручает, - облезлые домики местами выглядят слишком уныло. И это меня удивило, если учесть, что Кондопога - далеко не самый бедный город Карелии (что, впрочем, местами тоже хорошо заметно). Всё же здесь и крупный ЦБК, и ГЭС, и камнеобрабатывающие предприятия (в Прионежье добывают гранит и ряд других горных пород).

23. Перспективу Пролетарской улицы замыкает портик железнодорожного вокзала:



24. Маленькая Привокзальная площадь:



25. Вокзал в Кондопоге - типовой, послевоенного времени. Такие же я видел, например, в Оредеже, Нелидово, Сущёво и ряде других мест. А из окна поезда Кондопогу я уже однажды видел, ­- когда прошлым летом возвращался из Мурманска. Станция здесь была открыта в 1916 году, когда строилась Мурманская железная дорога.



26. Здесь же рядом находится и автовокзал - современное здание. Кстати, с очень тесным залом ожидания.



27. Вид от вокзала обратно на Пролетарскую улицу. Обратите внимание, какое густое от мороза облако дыма накрывает город. Это ни что иное, как дым от целлюлозно-бумажного комбината. Впрочем, неприятного запаха здесь хотя бы нет, - видимо, на предприятии усовершенствовали систему фильтрации. Если это так, то, надеюсь, комбинат уже не слишком сильно вредит экологии.



За железной дорогой расположена городская окраина с частным сектором, и вплотную к городу подступает берег Нигозера, который можно видеть с вокзала, - по сути, центр Кондопоги расположен на перешейке между Нигозером и Онежским озером. Но "за линию" я уже не пошёл. От вокзала я решил пойти обратно в центр по Комсомольской улице, которая параллельна Пролетарской, - поблизости от градообразующего предприятия, дым которого виден почти из любой точки.

28. В одном из дворов обнаружился дом 60-летия Октября:



29. Ухожу от вокзала уже в другую сторону:



30. Трещит мороз:



31. А вон и виднеется Кондопожский ЦБК. Как уже говорилось, вырос он в 1930-е годы из основанной в 1923 году бумажной фабрики. И в наше время предприятие производит около трети газетной бумаги России. Так что, когда вы читаете газету (до обеда или после - не важно), весьма вероятно, что бумага для неё произведена именно здесь.



32. Идём по улице Комсомольской. Два современных здания: на дальнем плане видна пожарная часть, а чуть ближе - удачно гармонирующая с ней лютеранская церковь, которую основали здесь, видимо, соседи-финны. Чуть правее кадра находится хлебозавод.



33. Вид в сторону центра. Слева видны деревянные домики - видимо, осколки старой довоенной Кондопоги, которая была ещё рабочим посёлком.



34. На кондопожских перекрёстках даже есть несколько светофоров:



35. Красиво всё-таки выглядит густой дым на сильном морозе. Впрочем, за две недели до моего приезда в Кондопоге было даже тридцать градусов ниже нуля.



36. А это незамерзающий из-за сильного течения деривационный канал, подающий воду на Кондопожскую ГЭС. Между прочим, вода, которая идёт по нему, отведена из русла реки Суна, о чём я уже упоминал в рассказе про водопад Кивач, расположенный на старом русле: первый канал в посёлке Гирвас отводит воду в Пальеозёрскую ГЭС, затем течение реки направляется через озеро Сандал и Нигозеро в Кондопогу и выводится в Онежское озеро.



37. Вид в другую сторону. Впереди виден верхний бьеф Кондопожской ГЭС, которая устроена очень необычно: если в большинстве случаев ГЭС стоит на реке, то здесь она получает речную воду из канала и сбрасывает её в Онежское озеро. Жаль, что увидел я только верхний бьеф и не посмотрел на плотину снизу. Кстати, строиться ГЭС начала ещё до революции - в 1916 году, вместе с железной дорогой.



38. Возвращаюсь от канала на Комсомольскую улицу:



39. Поликлиника:



40. Комсомольская улица:



41. Местами Кондопога напоминала мне такой "уменьшенный Петрозаводск".



42. Впереди виден новый городской дворец культуры. Довольно красивое здание.



43. Полукруглый флигель, если честно, сильно напоминает церковную апсиду.



44. По соседству стоит мемориал Великой Отечественной войне с братской могилой освободителей Кондопоги.



В Великую Отечественную войну на Карелию наступали союзные немцам финские войска, и в Кондопогу финны вошли 3 ноября 1941 года. Линия фронта почти три года проходила по Онежскому озеру и его островам, попытка наступления советских войск в январе 1942 года оказалась неудачной. Наконец, 28 июня 1944 года, в ходе Свирско-Петрозаводской наступательной операции, Кондопога была освобождена силами 313-й стрелковой дивизии.

45. От дворца культуры открывается хороший вид на замёрзшую и заснеженную Кондопожскую губу Онежского озера. На другом берегу виден частный сектор на городской окраине и лес, - где-то среди него, огибая онежский берег, проходит Мурманская железная дорога.



46. Если смотреть левее, в сторону открытой части озера, то вдалеке видны краны, - значит, здесь даже есть маленький грузовой порт.



47. А с другой стороны, на оконечности губы, - городской микрорайон с новостройками, куда направляюсь я.



48. В ту сторону ведёт улица Бумажников, названная в честь представителей главной профессии города.



49. По ней я прошёл мимо уже показанной площади Ленина, с которой я начал прогулку по городу, а вот уже рядом и шестой микрорайон - самая молодая часть Кондопоги.



50. По правую руку стоят другие жилые кварталы. Попадаются и барачные дома.



51. А это уже центральная районная больница. Рядом стоит противотанковая пушка ЗИС-2, поставленная в 1974 году в честь 30-летия освобождения города.



52. На площади, рядом со скалой, покрытой соснами, стоит построенный в начале 2000-х Ледовый дворец, в который до недавнего времени спортсмены приезжали даже из столицы республики - Петрозаводска (где недавно построили свой ледовый дворец). На переднем плане виден ещё один карильон с колоколами. Рядом есть не действующие зимой фонтаны. Наверное, летом тут излюбленное место прогулок у горожан.



53. Напротив - стеклянный ТРЦ и жилые новостройки. А впереди виден лес, - город там уже почти заканчивается.



54. В общем, эта часть города, несомненно, выглядит более ухоженной и уютной, чем даже самый центр.



Дальше я уже не пошёл. Завершив осмотр Кондопоги возле Ледового дворца, я выдвинулся обратно через центр к вокзалу, чтобы уже уезжать из города. Правда, как оказалось в итоге, на петрозаводский автобус можно было и здесь садиться.

В конце покажу ещё одно место в городе, которое я осмотрел ещё накануне вечером, в наступающих морозных сумерках. Как я уже рассказывал, вернуться с водопада Кивач мне помог сотрудник заповедника, который, возвращаясь со смены домой в Кондопогу, взял меня с собой на машине и даже свозил к одной городской достопримечательности. Она находится в удалении от центра, и её можно и не найти, если о ней не знать.

55. На южной окраине города, далеко за ГЭС и комбинатом, вдоль берега Онежского озера проходит улица Кондопожская. Улица, названная в честь города, при этом расположенная в нём самом, здесь появилась не случайно. Это именно то место, откуда город начинался. Здесь до революции было село Кондопога - то самое, которое известно с 1495 года. И оно, благодаря расположению на окраине выросшего из него города, фактически сохранилось в своём сельском виде. Центр города вырос в стороне, а село Кондопога, - оно так и осталось: тихая улочка с деревянными избушками и берегом озера.



56. И главное здесь - уникальный памятник деревянного зодчества Русского Севера - бревенчатая Успенская церковь, построенная в 1774 году. Стоит у берега Онежского озера, глядя вдаль как путеводная звезда.



Сейчас церковь является музеем, но внутрь сходить я вечером уже не успел. А судя по снимкам, интерьеры там тоже красивые.

57. Наконец - последний снимок, сделанный уже перед отправлением в Петрозаводск. Уезжал я на автобусе, в ожидании которого прошёлся по перрону железнодорожного вокзала. С севера под электровозом ЭП1 прибывает поезд Мурманск - Минск. В голове прицепной вагон до Пскова, который отцепят на станции Дно, а дальше видны голубые белорусские вагоны. Необычно наблюдать в Кондопоге поезд, представляя при этом, что через сутки из его же окон пассажиры будут видеть Оршу, Борисов, Жодино, а потом наконец и Минск.



Так карельская часть моего непродолжительного зимнего путешествия в целом была завершена. От автовокзала маленький ПАЗик повёз меня в Петрозаводск, где, проведя несколько вечерних часов, мне предстояло садиться на московский поезд и ехать в глушь Новгородской области.

Карелия, Путешествия, Северо-Запад, Русский Север, Железная дорога, Россия

Previous post Next post
Up