АРМЕНИЯ ФОРМИРУЕТ НОВУЮ ЭНЕРГЕТИЧЕСКУЮ ПОЛИТИКУ Карен КАРАПЕТЯН, председатель правления - генеральный директор ЗАО «АрмРосгазпром», к.э.н.
Какое место может занимать Армения на энергетической карте региона? Что должно быть ориентиром в условиях глобальной конкуренции за ресурсы, в которую все более активно включаются страны, не располагающие достаточными запасами углеводородов? Что должно быть в основе региональной энергетической безопасности? Ответы на эти вопросы крайне важны для формирования качественно новой экспортной политики Армении в области энергетики.
Аспекты эффективного управления энергетическим сектором всегда находились в центре внимания правительства Армении, и, как следствие, сегодня он является наиболее конкурентоспособным и развитым. Между тем в 1992-1995гг. республика пережила жесточайший энергетический кризис. Он усугублялся рядом факторов - в частности, закрытием Армянской АЭС, крайней ограниченностью собственных ресурсов (около 90% топлива импортируется), неблагоприятным геополитическим положением, блокадой коммуникаций и т.д. Все это привело к резкому снижению многих макроэкономических показателей и нарушению структуры экономики в целом. Именно в это время в Армении случились три суровые зимы подряд, когда энергообеспечение населения и промышленного сектора резко упало из-за существенного снижения объемов импорта.
Единственный путь поставок голубого топлива пролегал через соседнюю Грузию, и газовая система страны по сути оказалась на грани выживания. Впрочем, как и тепло- и электроэнергетика. Не хватало средств на техническое перевооружение отрасли и инвестиционные проекты, что, безусловно, не могло не отразиться на энергетической безопасности Армении. Так, между 1991 и 1994 годами доля потребления энергоресурсов промышленностью и коммерческими структурами сократилась с 80 до 40%.
Читать дальше