Рассердило

May 29, 2013 01:34



и

Наконец из Кенигсберга
Я приблизился к стране,
Где не любят Гуттенберга
И находят вкус в говне.
Выпил русского настою,
Услыхал "ебёну мать",
И пошли передо мною
Рожи русские писать.

Николай Некрасов. Певец России, понимаете ли.

Альбац ему невеста вместо Авдотьи Панаевой)



Личная жизнь Николая Алексеевича Некрасова сложилась довольно причудливо.

Он встретился с замужней дамой Авдотьей Панаевой в 1846 году. Авдотья - необыкновенно привлекательная женщина, одаренная, волевая и умная - была хозяйкой литературного салона, собиравшегося в доме ее мужа Ивана Ивановича Панаева. Выйдя за него в 19 лет, причем против воли будущей свекрови, считавшей этот брак мезальянсом, Авдотья Яковлевна очень скоро стала гостеприимной хозяйкой и настоящей душой дома. Ее огромные глаза, осиная талия и безусловный литературный талант привлекали в кружок Панаевых молодых, но уже популярных Чернышевского, Добролюбова, Тургенева, Белинского. Супруг же, успешный писатель, печатающийся во всех известных журналах, выходец из знатной и богатой семьи, быстро вернулся к холостяцким привычкам. Щеголь, повеса, гуляка, любил «погусарить», волочился за каждой юбкой, - так характеризуют Панаева современники. Несмотря на это, его жена не бросалась в объятия первого встречного, и Некрасов, вскоре также приглашенный в дом к Панаевым, приложил титанические усилия к тому, чтобы привлечь внимание этой замечательной женщины. Общеизвестно, что так же страстно в Авдотью был влюблен и Федор Достоевский, но взаимности не добился. И вот в одну из поездок четы Панаевых и Некрасова в Казанскую губернию, Авдотья и Николай Алексеевич признаются друг другу в своих чувствах и после возвращения начинают жить гражданским браком в квартире Панаевых, причем вместе с законным мужем Авдотьи Иваном Ивановичем. Эта странная жизнь продлилась почти 16 лет, до самой смерти Панаева, вызвав невероятное общественное осуждение. Про Николая Алексеевича говорили, что он живет в чужом доме, любит чужую жену, да еще и закатывает сцены ревности законному мужу. Многие друзья отвернулись от него.
„ Про Николая Алексеевича говорили, что он живет в чужом доме, любит чужую жену, да еще и закатывает сцены ревности законному мужу „

А влюбленные были счастливы. Панаева забеременела, Некрасов создал одни из лучших своих стихов - так называемый «Панаевский цикл», многое пара писала и редактировала вместе, двум авторам - Некрасову и Станицкому (псевдоним Авдотьи Яковлевны) принадлежит несколько романов, имевших большой успех.

Надо заметить, что троица была единомышленниками, духовными соратниками в деле возрождения и становления журнала «Современник». Видимо, этот их творческий экстаз был гораздо важнее, чем мещанские сплетни и пересуды вокруг довольно оригинального образа жизни писателей.

Вскоре у Авдотьи Яковлевны от Некрасова родился мальчик, но прожил он недолго.

Николай Алексеевич примерно в это время заболел. Считается, что именно с этим связаны те сильные приступы гнева, перемены настроения, которые позднее привели к разрыву в их отношениях. К 1860-ым годам относится смерть Ивана Панаева, а также уход от Некрасова Авдотьи Панаевой.
„ Селина Лефрен и Некрасов понимали друг друга плохо - он не владел французским, она только немного говорила по-русски „

В этот период своей жизни поэт часто менял подруг, но отношения с одной из них выделяются своей серьезностью. О французской актрисе Селине Лефрен-Потчер и ее романе с русским поэтом пишут мало - надо полагать, в силу того, что в творчестве Некрасова эта связь не оставила сколь-нибудь значительных следов. Лефрен было чуть за тридцать, она не отличалась особой красотой, но была обаятельна, остроумна, легка, пела, играла на рояле. Понимали они с Некрасовым друг друга плохо, так как он не владел французским, она только немного говорила по-русски. Часто о Лефрен говорят как о классической содержанке, пользовавшейся расположением мужчин для накопления небольшого капитала и отъезда на родину. Роман с француженкой начался на глазах у Авдотьи Яковлевны, глубоко оскорбленой тем, что Некрасов ничего не скрывал и, более того, низвел Панаеву до роли экономки. Обиженная Панаева ушла - после 20 лет совместной жизни. Позже Авдотья Панаева вышла замуж за литературного секретаря «Современника» Головачева, от которого родила свою единственную дочь. Брак с Головачевым был счастливым, они прожили вместе 13 лет, но муж умер от туберкулеза, оставив Авдотью с 11-летней дочерью на руках.

Интересно, что все близкие поэта - его сестры, племянницы, воспитанницы выделяли Панаеву из всех подруг Некрасова, говоря о том, что «обожали» ее. При Селине Лефрен все-таки сохранялся семейный уклад дома, но таких отношений с семьей Некрасова, как у Панаевой, у нее и близко не было. Селина имела в Париже маленького сына, кроме того, она часто жаловалась на плохой петербургский климат и, выехав с Некрасовым в Париж в 1867 году, больше в Россию не вернулась. Сразу же после этого Некрасов сходится с госпожей Мейшен. Прасковью Николаевну, молодую вдову, Некрасов вывез из Ярославля. Об этой даме известно только, что ни за книгой, ни за музыкальным инструментом ее никто не видел, зато она очень любила выезжать на вороных лошадях небедного поэта, и радовалась, когда ее принимали за молодую генеральшу. Эта довольно пустая женщина очень быстро наскучила Николаю Алексеевичу, отвратила от его дома друзей и родных, и он отослал Прасковью назад в Ярославль.

Ему было в это время 48 лет, и очень скоро у Некрасова появилась первая и единственная законная жена - простолюдинка 19 лет от роду Фекла Викторова. Поэту страшно не нравилось ее имя, и Фекла стала Зиной, Зинаидой Николаевной. По словам родных поэта, Зина была похожа на сытенькую и чистенькую горничную, была малограмотной, шалела от петербургских магазинов, целовала Некрасову руки и учила наизусть его стихи. Очень упорно и целеустремленно она шла к тому, чтобы сделаться Некрасовой, и в возрасте 56 лет смертельно больной раком, похожий на скелет Некрасов обвенчался с Зиной, а через полгода ушел из жизни.
„ Первая и единственная законная жена Некрасова - простолюдинка 19 лет от роду Фекла Викторова. Поэту страшно не нравилось ее имя, и Фекла стала Зиной „

По завещанию Зине досталось имение «Чудовская Лука» и имущество петербургской квартиры. По слухам, всё это она раздарила родственникам поэта, которые ее на порог потом не пускали и знать не желали. Фекла-Зина уехала на свою родину в Саратов, где жила очень замкнуто и скромно до самой смерти. Права на свои произведения поэт завещал сестре Анне Алексеевне Буткевич.

Некрасов был довольно состоятельным человеком. Его отличал практичный подход к делам «Современника», который оказался финансово успешным проектом. Кроме того, у Некрасова была одна чудесная особенность - ему невероятно везло в карты, он много играл и много выигрывал. Поэт был всегда щедр по отношению к своим женщинам. Когда И.И.Панаев вложил деньги в «Современник», он никак не оформил это, но после его смерти Некрасов выплатил все деньги Панаевой. Также он помогал материально и Лефрен, и по завещанию оставил ей деньги. Говорят, что в пору начинавшегося романа с Зиной, Некрасов ездил в Париж к Селине Лефрен и жил там 3-4 недели, искренне прося ее о возвращении. Также практически одновременно он писал друзьям о тоске по Панаевой. Как бы то ни было, романов у Некрасова было много, но достойной его наследия и хорошо известной всем, кто любит поэта, «женщиной Некрасова», оказалась вовсе не законная его супруга, а Авдотья Яковлевна Панаева.

искусство, Россия, литература

Previous post Next post
Up