Неожиданные контакты: Вамбери - Теодор Герцль
Паломник в Страну Востока
«Я просил своего друга Арминия, профессора Будапештского университета, дать о нем сведения; он навел справки по всем имеющимся в его распоряжении источникам и сообщил мне о том, кем он был. По-видимому, наш вампир был тем самым воеводой Дракулой, который прославил свое имя в войне с турками из-за великой реки на границе с Турцией. Если это действительно так, то он не был обыкновенным человеком, так как и в те времена и много веков спустя о нем шла слава, как о хитрейшем и лукавейшем человеке из «Залесья». Могучий ум и железная решительность ушла с ним за пределы его земной жизни и теперь направлена против нас. Дракулы были, - пишет мне Арминий, - знаменитым и благородным родом, хотя среди них появлялись иногда отпрыски, которых современники подозревали в общении с лукавым».
Арминий из Будапешта, о котором говорит в романе Стокера профессор Ван Хельсинг, реальный и очень незаурядный человек, без участия которого героем «Дракулы» оказался бы не трансильванец, а уроженец Штирии (туда, кстати, попадает Джонатан Харкер в первой, впоследствии изъятой из основного текста, главе «Гость Дракулы»). Речь идет о докторе Арминии Вамбери,
венгерском этнографе и историке, авторе книги «Венгрия в древности, в средние века и в современности», которой Стокер пользовался во время работы над «Дракулой». Вамбери и Стокер были знакомы, встречались (как минимум, однажды). И, судя по цитированному выше отрывку, возможно, состояли в переписке (Ван Хельсингу Стокер придал автобиографические черты и даже «подарил» собственное имя - Абрахам).
Доктор Арминий Вамбери (или Герман Бамберг, как его иногда называют) родился в 1831 году в бедной еврейской семье. Он был одним из самых оригинальных и знаменитых венгерских ученых. В течение сорока лет, с 1865 по 1905 он возглавлял кафедру восточных языков в Будапештском университете. Еврею занимать такую должность в университете, отличавшемся давними католическими традициями, было непросто.
Вамбери прославился своими исследованиями Востока и беспримерному путешествию по местам, которые европеец не мог посетить под страхом неминуемой смерти. По возвращении он опубликовал книгу путевых заметок, которая и сегодня читается как авантюрный роман. Венгерский ученый блестяще разбирался в тонкостях мусульманского богословия. В конце концов, он рискнул отправиться в закрытые для иноверцев земли под видом дервиша ходжи Рашида. Не раз и не два он оказывался на волосок от разоблачения и гибели. Об одном таком случае я вкратце расскажу здесь, поскольку он дает представление о рисковости этого человека и рискованности его миссии. Однажды в Герате, куда прибыла группа странствующих дервишей, во дворце местного сановника Якуб-хана Вамбери заслушался музыкой: оркестр Якуб-хана играл венские вальсы. Внезапно к нему подбежал хозяин дворца и закричал, что ходжа Рашид - вовсе не тот, за кого себя выдает, что он - неверный! Вамбери с трудом удалось доказать, что он - истинный правоверный. Впрочем, если бы Якуб-хан вдруг не перестал настаивать на своих обвинениях, Вамбери ничего не удалось бы доказать. Но местный вельможа вдруг сменил гнев на милость. И внезапное подозрение, и столь же внезапная перемена настроения остались загадкой для Вамбери. Лишь спустя много лет раскрылась тайна странного поведения Якуб-хана. На вопрос, как он догадался, что ходжа Рашид - европеец, тот ответил: «Слушая музыку, он отбивал такт ногой. На Востоке это непринято». Действительно, сцена из «шпионского» триллера, каким, в сущности, и было путешествие профессора Вамбери: одновременно и подвигом ученого-подвижника, и полной опасностей миссией тайного агента. Чьего - трудно сказать. В конфиденциальной информации и серьезном анализе обстановки были заинтересованы и турки, и англичане. Во всяком случае, после этого путешествия венгерский путешественник обрел столь высокий авторитет у того же султана Абдул-Гамида II, последнего султана Оттоманской империи, что именно Вамбери удалось организовать аудиенцию у султана для отца политического сионизма Теодора Герцля. Герцль надеялся добиться от султана согласия на создание еврейской национальной автономии в Палестине. Единственный человек, который мог оказать ему в это помощь, был Арминий Вамбери…
Словом, известность и популярность Вамбери в культурных и политических кругах Европы была чрезвычайно высока. И вот именно этот человек, похоже, снабдил Брэма Стокера фольклорными сведениями о вампирах Трансильвании, использованными впоследствии при написании романа. Возможно, именно под влиянием этих сведений Дракула сменил место жительство и национальную принадлежность. Кстати, венгерского путешественника тоже обвиняли в том, что он поменял веру: перешел в ислам во время пребывания в Стамбуле. Точно так же, как обвиняли Дракулу и его брата в немецких памфлетах - мол, перешли в ислам во время пребывания в Стамбуле. Такое забавное совпадение.
Что же до венгерских вампиров, то, в заключение, вот вам еще одна загадка. Среди венгерских правителей было распространено имя «Арпад». На иврите «арпад» значит - «вампир». Почему - неизвестно. Может быть, просто совпадение. А может быть - какая-то смутная память о кровожадности легендарного короля венгров Арпада, сохранившаяся у евреев.
http://kackad.com/kackad/?p=13129