Оригинал взят у
lattona в
"Я рисую медленно, но плохо" :)Отвечала в личке про критику, но вышел такой длинный ответ, что попросила разрешения у автора запроса сделать пост.
Чтоб не пересказывать личную ситуацию, обрисую в общем: человек рисует, его обругали плохим и бесталанным художником, он расстроился, потому что "так и есть". Теперь не может рисовать, потому что "в интернете кто-то, увы, прав". И мучается, потому что не рисовать ведь тоже не может... Короче, все как у всех:) Вернее, как у всех, у кого внутренний критик очень жесткий и внешние критики лишь служат ему триггером, а сами по себе, может и безобидны.
А у меня как раз недавно была беседа с одним другом-художником - из тех бесед, которые продолжаешь разговаривать внутри себя потом. Близко к этой теме. Так что будет много слов.
Читать следует, памятуя о двух вещах:
- это для людей, в душе согласных с критиками (да, плохой художник, да, фигня выходит), потому что их внутренний критик всех внешних давно переплюнул.
- речь о "дурной критике", огульной такой, самое что ни на есть хармсовское "Я поэт. - А по-моему, вы говно"! Она часто высказывается очень вежливо, маскируется под "личное мнение", и все такое, но подразумевается именно "вы говно".
В начале, как всегда - суть. Если вкратце, то совет супер-новый и навороченный -
"не обращать внимания". Не стебусь. Разберем.
Честно сказать, раньше я очень вскидывалась на все это. Не всегда публично, но рисовать не могла иногда неделями. То есть до смешного. Кто-нибудь мне: вы - ужасный художник, сложите карандаш! А я беру и складываю, как маленькая. Неделями могла вести диалоги с внутренним критиком, который "так и есть, так и есть!". У меня в жж таких рефлексий за прошлые годы полные штаны.
А недавно вот случай был. Пишут мне очередное "Вы ужасный художник. Это, конечно, мое личное мнение, но как вас вообще можно слушать, вы же ужасный художник и ничего ни в чем не смыслите к тому же. Лучше бы вы сложили карандаш и занялись хоть бы своими детьми." В таком духе. А рядом в посте, который как раз про детей, другой знаток человеческих душ пишет "Ваши дети вырастут несчастными жертвами. На них будут ездить и вытирать об них ноги. Это все потому что вы жертвуете своим развитием и сидите с ними дома вместо того, чтобы заниматься своим делом. Шуруйте в мастерскую и не ломайте детям жизнь." - серьезно так, с напором. Посмеялась. Ну О'Генри прям, чесслово:)
Теперь, собственно, мой рецепт. Вы когда-нибудь смотрели фотографии маленького ребенка рядом с ним же, подросшим? Если, по тупости своей, страшно умилиться, растрогаться собственным очищенным от скверны воспоминаниям и, упаси Господь, начать осыпать ребенка на фото ласковыми словами и умильными взглядами, то ребенок (который живой, рядом) страшно разволнуется и весь из себя в тревоге и ревности начнет подавать сигналы, что вот же он - живой мальчик сейчашный, вот его надо целовать и осыпать сладкими словами, а не того, чужого мальчика на фотографии. Нет, он понимает, что это он сам и есть, но он же этого не чувствует. Что было, то прошло. Он больше не тот карапуз. Теперь он другой и хочет всю любовь себе, не хочет делить ее с тем... непонятно кем, который к нему уже никакого отношения не имеет.
Щас-щас будет понятно, к чему я. Никогда не перестану повторять, что взрослые ничем не отличаются от детей, просто все запутаннее. Вас когда-нибудь хвалили за что-то, что вы делали пять лет назад? Какая была первая, автоматическая реакция? рискну предположить, что она была такая: "А сейчас? Сейчас я что, не молодец больше?" Мало ли, что было 5 лет назад? того человека уже нет, он превратился в культурный слой воспоминаний, его невозможно экзгумировать и похвалить, а человеку сейчашному, как правило, это пополам. В лучшем (и крайне редком) случае ему все еще нравится то, что он тогда сделал и он немного напряжется, что его "лучшая работа в прошлом". А в худшем случае, обидно даже - ты Того меня ценишь больше, чем Меня! Собака ты...
Все, наверное, читали про индейцев пираха, которые боятся спать, потому что во сне духи подменяют человека на кого-то другого. Это - единственное, что в их картине мира объясняет тот факт, что ползающий человек превращается в ходячего, а тот - в бегающего, а этот - в вытянувшегося и говорящего и так далее... Маленькие люди много спят, поэтому они сильно меняются, большие люди уже прохавали опасность и стараются не спать, поэтому их подмена менее заметна, но все равно... все равно. Зачем мне заготавливать продукты на зиму, если зимой это буду уже не я? Спать-то придется...
Они в чем-то правы. Зимой это буду уже не я сейчашная, а прошлой зимой это была еще не я сейчашная. Я уж молчу о пластах жизни, которые у каждого человека уходят в прошлое какими-то совсем уж археологическими слоями. Мало кто отождествляет себя в собой же пятилетним, или с собою же-студентом. Вроде помнишь, что это все с тобой было, но вроде тот человек и ты - разные люди.
И вот с критикой можно так же. Если б кто-то покритиковал вас за что-то, что вы сделали пять лет назад? Скорей всего, и не торкнуло бы. Потому что эго бы не взъерепенилось - это уже вроде как не ты, а какой-то человек, которым ты был тогда, до того как духи... шучу. Но ведь когда-то это было так же животрепещуще, как сейчас - текущие роекты. Попробуй покритикуй проект, пуповина с которым еще не отпульсировала! А если он еще и вовсе не рожден, а вынашивается, так вообще - враг номер один и будешь.
И вот если б так можно было относиться ко всему, что делаешь, то критика совсем не доставала бы, кроме той, которой положено проникнуть внутрь, потому что она - помощник (которую принято называть "конструктивной", хотя хехе, хаха и еще всяческое брухаха, ну да ладно-ладно, конструктивная критика бывает... просто редко и не от всех ее можно воспринять). Критика больно воспринимается только пока ты связан со своим произведением. А через пять лет никакая критика не страшна. Человек уже сам может такого наговорить про плоды рук своих, что критики его еще успокаивать начнут. Потому что это уже как бы не он, а тот - другой, которым он был в прошлой жизни. Его и покритиковать можно...
Конечно, так относиться к сейчашному невозможно, но можно об этом помнить - этого вполне достаточно, чтоб представить себе, что такое пресловутое "отделите себя от своей работы", которое рекомендуют психологи. И не начинать заезженную пластинку внутри себя. Внутреннему критику можно так и сказать: "Поговорим об этом через пару лет". А главное - не начинать отвечать внешнему. Просто надо понимать, что вы так реагируете, потому что еще слиты со своей работой.
Вот, короче, я в очередной раз и не сказала ничего нового. Даже суммировать нечего: надо "не обращать внимания" и все. В смысле, понятно, что все очень даже обращают, но виду подавать не следует - дабы не преумножать сущностей. Не важно, начинает ли человек в ответ на критику оправдываться, атаковать, переводить стрелки, задавать дальнейшие вопросы, объяснять, приводить аргументы, пытаться разобраться... как бы он ни реагировал, он вступил в то самое. Теперь он будет сутками вынашивать ответы - а вот еще так можно было, и вот так, а я ему вот это, и вон то, а этим припечатаю. Или, наоборот: да, так все и есть... Не надо вообще ничего писать. Следует сдержать свое эго, которому непременно надо оправдаться, выйти в белом или траурном, отыграться или получить свое подтверждение, что оно - огого!, а там - козел какой-то, которого можно презреть, потому что... а вот в разговоре и выясним почему (а это в таких разговорах обязательно проясняется:) - и не отвечать ничего.
Вот знаете, несмотря на то, что меня всегда поддерживали и поддерживают намного больше, чем критикуют, раньше я вскидывалась на каждую критику, как вратарь на летящий мячик, сама же всякий раз исправно сдавала кровь. Сейчас не отвечаю и все. Ну сказал человек, что я ужасный художник/человек/мать/не важно. Он же не знает, как я с ним согласна в лице внутреннего критика, думает, эпатажное что-то такое написал:) Пусть люди думают, что они что-то важное сказали, что имело такое радикальное влияние на ход моих мыслей, что мне аж возразить нечего. Пусть даже думают, что я в корне поменяла свою точку зрения и всю свою жизнь после их слов, ну что мне, жалко? И вы знаете, еще ни разу никто из них не вернулся и не призвал меня к ответу. Никто не настаивает на продолжении беседы. Кроме критикуемого:)
Короче, не жалейте своего эго, давите его. Дайте людям быть правыми. Это не важно, правы они или нет. Если нет - ну какая разница, что вы ничего им не ответите? А если они правы, то помните, что через пять лет вы с ними согласитесь со смехом, а не с обидой, потому что давно уже выросли! Разница лишь в том, сколько вы будете париться прямо сейчас (немножко - если промолчать, или множко - если вступить в разборки. Если в той критике есть зерно истины, то оно прорастает с первого раза, как правило).
Человеку же с жестким внутренним критиком так просто категорически нельзя вступать в беседу, какие бы разъяснения ему не захотелось дать или получить. Для него развитие темы обречено, потому что его внутренний критик изначально на стороне оппонета, это - не равный бой, а просто порка. Помните, что все внешние критики по сравнению с вашим внутренним - слабаки! И надо быть просто дураком, чтобы всерьез убиваться из-за внешней критики. Это, в конце концов, оскорбительно для вашего внутреннего критика:)! Он-то старается каждый день! а вы ему с каким-то имяреком из интернета изменяете:).
Кроме шуток, если есть такая возможность, то три вещи очень лечат:
Работа.
Юмор.
Друзья, желательно при этом соратники по цеху.
Мы с другом-художником (очень хорошим! одним из тех, на кого я равняюсь в плане мастерства и профессионализма, но уровень, как оказалось, не имеет значения), когда в последний раз напало вот это вот... проговорили свое обычное "хочу лоботомию в такие моменты, и чтоб не уметь рисовать, жить счастливо без этого и чтоб не тянуло даже...". Потом перешли ко всегдашнему "все равно рисовать же буду, куда деваться, альтернатива - не рисовать, а это невозможно". Закончили такими утешениями:
"Я рисую медленно, но плохо".
И еще:) - "Мне платят редко, зато мало."
Оборжали всю эту муть и закрыли тему счастливые. Ну смешно же:)
Короче, не обращайте внимания. Берегите себя.
И помни, художник: так, как ты сам себя обругаешь, никто тебя не обругает! Выдай себе медаль за это и сиди на попе ровно, рисуй дальше.