Иллюзии Самары

Feb 27, 2017 16:32


Чем печальнее обстоят дела в регионе, тем чаще самарцы начинают сетовать на упущенные возможности. Волжане не только справедливо пеняют на бездействие/злодейство власти, но и искренне удивляются, как область могла растерять несомненные богатства  и не использовать столь же несомненные преимущества. Сомнение как инструмент познания всегда полезно. Попробую сегодня показать иллюзорность наших богатств и преимуществ. Развеем сладкие мифы.



Миф первый. «Мы потеряли мощнейшие заводы. Индустриальный Куйбышев был гордостью СССР, индустриальная Самара была бы гордостью России!»
Действительно, Куйбышев был одним из важнейших промышленных центров Союза. Но вот специализация его была достаточно своеобразной. Те заводы, которые потеряла Самара, уже в советское время производили мало востребованную продукцию и были далеко не лидерами. Продукция их была неконкурентна, организация производства и локация неудачны, и в современной экономике их жизнедеятельность в прежнем виде невозможно представить. Именно поэтому КинАП, заводы ГПЗ, ЗИМ и прочие гиганты так быстро  перестали существовать - как наиболее слабые представители советской экономики. Гордость Самары, аэрокосмический кластер, продержался гораздо дольше, именно благодаря более востребованной продукции (не рынком, так хоть государством) и расположению производственных площадок. Заводов с десятками тысяч рабочих и инженеров больше не будет (см. крупнейшие заводы мира). Кстати, ситуация с вымершими промышленными монстрами совершенно не уникальная для Самары. Увы. Тесно переплетен с первым и второй миф.

Миф второй. «Самара  - космическая столица России!»

Символ города - Паниковский с крыльями. За ширмой юмора гордость аэрокосмической ролью Самары. Собственно, на момент развала СССР куйбышевцы в своей гордости были не столь далеки от истины, а заблуждения о "столичности" оправдывались извечным провинциальным желанием «самости». На самом деле, Куйбышев, конечно же, уступал Московскому аэрокосмическому кластеру, но! Смело мог претендовать на второе-третье место! Самый массовый пассажирский лайнер, Союз, двигатели НК и еще десятки смежных предприятий подтверждали статус лидера отрасли. Но и это богатство превратилось в иллюзию по совершенно естественным причинами. Авиакор так и не смог получить загрузку современными моделями, а двигатели НК не получили соответствующего амбициозного развития. В итоге, сегодня авиационной "столицей" можно назвать и Комсомольск-на-Амуре, и Новосибирск, и Казань, и Иркутск, и Москву, да хоть Воронеж с Пермью и Рыбинском. Впрочем, самарцы это уже понимают и давно сократили «аэрокосмическую столицу» до «космической». Но и это тоже, увы, иллюзия. Да, в Самаре по-прежнему собирают старый добрый Союз, но это лишь часть космической программы России. ЦСКБ Прогресс никогда не был головным предприятием отрасли и не является им сейчас. Основные научные и производственные площадки по-прежнему сосредоточены именно в Москве и Подмосковье. Самара космическая  -  пока да. Самара - космическая столица? Нет, нет и нет.

Миф третий.  «Самара - важнейший транспортный узел России. Связующее звено с Китаем! Великий шелковый путь  -  наше будущее!»

Еще один лозунг, устаревший со временем по геополитическим причинам. Когда Российская империя и СССР имели средне-азиатские колонии, Самара действительно была важнейшим перевалочным пунктом. Сейчас же значение этого трафика несопоставимо меньше. В масштабах внутрироссийских перевозок Самара безусловно остается серьезным хабом. Главным образом, по причине низкой транспортной связанности регионов страны. Впрочем, и тут перспективы печальны - в планах строительства высоко скоростных магистралей (ВСМ) Самара находится во второй очереди, никаких новых автомагистралей федерального масштаба в Самарской области так же не планируется. Строительство основной ветки ВСМ мимо Самары еще сильнее снизит транзитный поток через Самару и ухудшит относительную связанность с другими мегаполисами и столицей. Ну и совсем уж сказкой является Великий шелковый путь - кратчайший путь по линейке на карте далеко не всегда является самым быстрым, безопасным и экономичным.

Миф четвертый. «У Самары огромный потенциал в сельском хозяйстве!»

Почему-то этот миф упорно кочует по головам самарских губернаторов. Регион находится зоне строго континентального климата. Этим все сказано. Сельское хозяйство (земледелие) априори не может быть здесь приоритетной отраслью. Еще более забавно слышать от представителей власти фразы о "продовольственной безопасности" региона - регион планирует отделяться от России? Тут уже попахивает сепаратизмом.  Даже в советское время понимали, что Самару нужно развивать как промышленный центр, но никак не как сельскохозяйственный.

Миф пятый. «Самара - город курорт. Архитектура города уникальна. К нам поедут туристы со всей России и мира!»

С первой частью этого утверждения вполне можно согласиться, стоя летом на прекраснейшей набережной. Но, увы, Самара даже не включена в довольно широкий список регионов, где правительство планирует развивать туристический кластер. Город может привлекать только бизнес-туристов и соседей по федеральному округу, но никак не жителей остальной России. Мы, как всегда, забываем о конкуренции. Турист из Екатеринбурга будет выбирать между поездками в теплые края, посещением Москвы, Петербурга, Казани, заграничными поездками. И едва ли будет планировать любоваться ветшающим архитектурным наследием Сара.., тьфу, Самары. Да-да, нас не зря путает вся Россия. Не считая десятка настоящих памятников, остальные наши объекты культурного наследия для неспециалистов практически неотличимы от таких же, в других российских городах.



В общем, вот такая вот получается безрадостная картина. Неужели все совсем плохо? На данном этапе, да. Есть ли шансы изменить ситуацию? Конечно же! Но для этого для начала надо перестать питать иллюзии. И, как всегда, это тема отдельного разговора..

P.S. за фото спасибо http://samcult.ru/episodes/7246 Сергею Осьмачкину и Владимиру Каковкину за русалок) http://samcult.ru/heritage/1980

Самара

Previous post Next post
Up