(no subject)

Jan 22, 2016 00:46

Ответ на вопрос о том, какую бы я хотел видеть Самару. Ответ в комменте не влез по правилам ЖЖ, но решил не удалять его, а написать отдельным постом :-).

Ок. постараюсь вам ответить подробно. Относительно целей, эстакад и т.д.
Во-первых, нужно определиться с целью. Ставить картинки мегаполисов, курортных городков, городов юга Европы и Америки категорически недопустимо. Самара всегда останется городом-миллионником, городом провинциальным, городом со своим климатом и со своей структурой. Еще более вредным является подмена нашего города на красивые рендеры хипстеров со смузи на газончиках вместо нашей серой действительности (привет Варламову!). Поэтому для формирования цели нужно выбирать города центральной и северной Европы, города севера США и Канады с населением 1-1.5 млн. Ни один из них естественно не может стать абсолютной целью, идеалом, но наиболее удачные элементы могут стать нашим ориентиром.
Во-вторых, нужно сравнивать сравнимое. Город нашего размера невозможен без проспектов, магистралей и улиц. Как вы понимаете, это совершенно разные объекты. Если улицы - это объекты абсолютного приоритета пешеходов, внутриквартальная транспортная сеть, то магистрали, связывающие районы города, обеспечивающие вылетное движение, имеют абсолютный приоритет общественного и личного транспорта, максимально должны быть изолированы от пешеходного трафика в целях безопасности. Необходимость в магистралях определяется плотностью населения и площадью районов. Без них крупный город не может существовать, развалится на гетто разного рода. Когда псевдоурбанисты сравнивают внутриквартальную улочку со скоростным проспектом это заведомое введение в заблуждение. Зачастую они бывают уверены, что проспект можно всегда заменить прекрасным сквером или уютной пешеходной улочкой (часто приводят пример Сеула). Но забывают, что такие примеры есть лишь в тех крупных городах, где уже существует эффективный общественный транспорт (прежде всего метро и трамвай), существует несколько дублирующих магистралей, а уровень владения личным автотранспортом более 500 авто на тысячу. Напомню, что в Самаре это цифра по авто почти вдвое меньше, а с магистралями так вообще беда. Поэтому сравнивать улочки Стокгольма нужно с улочками Самары, а шоссе с шоссе. Улочки должны быть уютными, а шоссе быстрыми. И то и другое должно быть безопасным.
По реплике относительно напичканности старого города эстакадами и скоростью в 110 км/ч. Нет, я не хочу, чтобы какие-либо районы были напичканы чем-либо. Сам этот глагол говорит об избыточности. Но и самарскому и ленинскому району Самары не хватает полноценной связи с остальными районами. Так что нормальная магистраль с эффективной скоростью 60 км/ч на самом деле нужна. Конечно же, речь не идет об эстакаде или шоссе шириной в 6-8 полос в историческом центре. Мы ведь мечтаем? Тогда можно помечтать об опыте развитого мира и нашей Москвы - такую трассу нужно убрать в тоннель. Я уже как-то раз писал о невыполнимой мечте о том, чтобы московское шоссе ныряло в тоннель и выскакивало у фрунзенского моста, давая ответвление на красноармейской. Таких вариантов в Европе море. Это бы серьезно улучшило транспортную связанность (прежде всего, куйбышевского района с остальным районами города), избавило бы узкие дороги центра от транзитного транспорта. Но это мечты.
Относительно красивеньких улочек в центре, полных пешеходов, газончиков, зон отдыха. Это все классно и здорово. Но есть реалии - наш центр города, увы, это прежде всего обычный спальный район. Свой акцент на спальность он сделал за последние 20 лет, когда вместо административных и культурных знаний, он стал застраиваться обычным, хоть и относительно дорогим, жильем. Что это значит? Что количество личного автотранспорта будет на высоком уровне, а заградительные меры будет неэффективны и бесчестны. Маятниковая миграция в нашем центре существенно меньше столицы и других крупных городов. Поэтому красивые картинки (например, недавние от табурента) мало реальны - куда девать личный автотранспорт? Повторюсь, что по мировым меркам у нас его и так мало. Необходим целый комплекс мер.
А) ограничение высотности строительства жилья в центре города.
Б) жесткие требование по обязательному наличию подземных паркингов у нового жилья в достаточном количестве (не менее 2 авто на 3-х комнатную квартиру и гостевые места). Это, кстати, очень серьезно ограничит эффективность высотной застройки с учетом себестоимости подземных паркингов.
В) значительное строительство дополнительных многоэтажных паркингов (надземных, подземных) в районе по программе расчетной обеспеченности кварталов парковочными местами. После выполнения нормы парковочных мест повсеместный запрет на парковку на улицах в центре города, а потом и по всему городу в идеале. Уже сейчас это можно делать по временной схеме - писал тут.
Г) снижение трафика в центре города. Это обеспечивается не только созданием эффективного общественного транспорта (метро, трамваи), но и созданием внутриквартальной инфраструктуры, перехватывающей межрайонный трафик. Речь идет о школах, детсадах, больницах, магазинах, объектах развлечения и спорт - все это должно быть в идеале в шаговой доступности, как это и планировалось в советских микрорайонах.
И вот когда вся эта сказка будет реализована, когда каждая семья будет иметь собственный авто, которым она будет пользоваться для загородных поездок и мероприятий (концерт, футбольный матч, редкий магазин, дальняя родня), вот тогда я поверю в красивые улочки в нашей Самаре. Но для реализации этой сказки нужно три необходимых условия - доходы на уровне хотя бы Польши, приемлемый уровень коррупции и культура (производства, архитектуры, урбанистики, потребления). Примерно так.

Самара

Previous post Next post
Up