Посмотрел (таки) последний фильм Аранофски. Надо признаться - последнюю треть в режиме перемотки, не потому что "жутко", а скорее наоборот. Как-то не впечатлило это нагромождение ужаса, у Триера в Антихристе по крайней мере талантливо сделано, с зацепкой, здесь же всё предсказуемо и ... скучно. Впечатлить это может разве что аудиторию, которая видит смысл в разгадывании аллюзий, вполне немудрёных впрочем.
Вот как они
объясняются тем, кто совсем уж на бронетранспортёре.
По словам Аронофски, лента вместила себя как Ветхий, так и Новый заветы, и библейские мотивы легко просматриваются.
Герои Эда Харриса и Мишель Пфайффер - это Адам и Ева, где у него кровоточит рана, потому что ребро удалено, а она разбила (вкусила) запретный плод (кристалл), после чего начались все проблемы.
Их подравшиеся сыновья - это Каин и Авель, и первый убивает второго.
Прорванная труба - отсылка к великому потопу.
и т.д. (кому-то наверное нравится такая хрень...)
Не объяснил автор фильма только один момент - что там за жёлтый порошок (на юпи похоже) разводит и пьёт героиня.
«Этим я не поделюсь ни с кем. Но, если вы посмотрите фильм несколько раз, вы поймете»
Ну, это уж вряд ли... хотя и бывает такое у меня - с первого захода на просмотр фильма не вставляет, а потом - как-то входишь внутрь рамки картины, например, с одним из фильмов моего любимого Алана Паркера такое было, с Фаустом Сокурова, с ТББ Германа. И всё происходит, и сильное эстетическое впечатление ("вовлечённость"), и поток аллюзий-ассоциаций (который не тормозит, а усиливает впечатление), и послевкусие, что в обыденном языке называется "заставляет думать".
Здесь же единственное что заставило думать, что в некотором роде загадка (для меня):
Его имя - «Он». И это безусловно еще один библейский мотив - написание слова «Бог» с заглавной буквы в знак особого преклонения. Так что идея возвышения главного героя, перед которым «мама» кажется слишком земной, заложена еще в самом названии.
Аранофски зациклил историю, что в полной мере раскрывает нарциссизм главного героя.
Если имя главного героя «Он» (я тоже склонялся к этой версии, особенно после "жертвоприношения" сына), то нарциссизм главного героя - это или очень крутое богоборчество, или ...
UPD
Да, что было хорошего (для меня) в фильме - некоторые крупные планы с Мишель Пфайфер - вот они заставляли вспомнить Дэвида Линча... и что Дарен Аронофски тоже в общем-то может.