Многострадальный Гумилев...
Мы хотим высказать свою гражданскую позицию по поводу Николая Гумилева. У него была непростая жизнь, его расстреляли, до 1989 года его имя вытиралось из всех текстов в СССР. Наконец, в 1991 году его реабилитировали. Появились публикации о нем, как в печати, так и позднее в интернете. Благодаря в том числе интернету,
(
Read more... )
Вон дровосеки, позабыв топор,
Стоят и смотрят, тихи, молчаливы.
Кто знает, что подумали они,
Что вспомнили и что открыли,
Зачем, прижав к холодному стволу
Свое лицо, неудержимо плачут?
сильнее замызганного цитированием (это конечно не вина Заболоцкого)
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
чисто субъективно, по ощущениям. И когда я был в возрасте раннего Заболоцкого, и сейчас, когда перерастаю (исключительно в плане возраста конечно) позднего.
Тут ещё один момент надо уточнить, говоря о моей любви к раннему Заболоцкому, я скорее имею в виду период его выхода из "столбцов" скорее.
Показательно, что моих любимых стихотворений вы не привели: Лицо коня, В жилищах наших. Ну и далее - те, что я приводил выше. Метаморфозы и Лесное озеро - вершина его творчества.
Ну ещё Лодейников, помеченный двумя датами 1932-1947. Надо думать - программное для него стихотворение.
В общем, как выяснилось, скорее мой любимый Заболоцкий - где-то между ранним, "столбцами", "прямыми, как выстрел из ружья, лысыми мужьями" и поздним, "пушкинско-тютчевским", "девочкой в сосуде".
Reply
(The comment has been removed)
Насытится бесплодною игрой,-
Как бы прообраз боли человечьей
Из бездны вод встает передо мной.
сильно, это Заболоцкий Метаморфоз и Лодейникова, мой любимый
И в этот час печальная природа
Лежит вокруг, вздыхая тяжело,
И не мила ей дикая свобода,
Где от добра неотделимо зло.
а дальше вполне советское, мичуринское
И снится ей блестящий вал турбины,
И мерный звук разумного труда,
И пенье труб, и зарево плотины,
И налитые током провода.
"блестящий вал турбины" я имею счастье каждый день наблюдать - вряд ли печальной природе это снилось...
Reply
(The comment has been removed)
...К тому же - почему «Онегин» - это "облако"? Я люблю «Онегина» и ценю пожалуй больше других пушкинских вещей, но почему он - "воздушный"? Он скорее - тот самый корабль, про который Пушкин пишет в своём стихотворении, тоже одном из моих любимых.
Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
Но чу! -- матросы вдруг кидаются, ползут
Вверх, вниз -- и паруса надулись, ветра полны;
Громада двинулась и рассекает волны.
Плывет. Куда ж нам плыть?. . . . .
"Пушкин лёгкий" - это расхожее представление, общее место, у Заболоцкого в поздних стихах, увы, много встречается общих мест.
Что же до его натурфилософии - как-то уж "легко" она у позднего Заболоцкого разрешается в гармонию "блестящего вала турбины". Это и есть "предустановленная гармония"? нет уж, увольте...
И насколько на этом фоне выигрывает ранний, который действительно "не ищет гармонии в природе" - ранний он честен, по крайней мере.
Вот как завершается (разрешается) моё любимое "В жилищах наших"
...
А вдалеке над городом дымится
Густое фонарей копье.
Был город осликом, четырехстенным домом.
На двух колесах из камней
Он ехал в горизонте плотном,
Сухие трубы накреня.
Был светлый день. Пустые облака,
Как пузыри морщинистые, вылетали.
Шел ветер, огибая лес.
И мы стояли, тонкие деревья,
В бесцветной пустоте небес.
И мне это просто ближе "предустановленной гармонии турбины".
...понятно, что "в советском государстве жить с таким образом мыслей" было можно, но вот выражать их в стихах - стрёмно, отсюда и ... как вы там говорите? - "склонность к регулярному сентиментальному морализаторству".
Reply
(The comment has been removed)
Стихотворение Мандельштама помечено 1914 годом, четверостишье Ахматовой - 1962-м. Разумеется она имела в уме метафору Мандельштама и - развернула её...
Не в этом дело - не будем Ахматову учить стихи писать:) да и Заболоцкого тоже...
Суть в другом - ранний он органичен в своём мировоззрении, мировосприятии (с которым у меня - резонанс), поздний ... рассыпается, никакое совершенство формы не помогает собрать впечатление в единое целое. Это чисто субъективно, конечно.
Вот в том самом знаменитом "Я не ищу гармонии в природе", что я уже "анализировал":)
Лёгкость слова пушкинского - да, конечно... я ж об этом пост тиснул:) - под впечатлением от чтения его писем. Для сравнения можно открыть какое-нибудь письмо Вяземского к нему - тяжеловесность слога, тем более по контрасту, просто поражает.
Но вот того же Евгения Онегина я люблю не за лёгкость выражения - оно настолько легко, что я его не замечаю, - как прозрачное стекло. А за то, что я вижу за этим стеклом. А в этом изображении, в сути этого изображения - лёгкости то как раз нет. Там об очень серьёзных и трудных для восприятия вещах (хотя и простых, но "простое труднее":)
Reply
Leave a comment