Aliens - Чужие ч.3

May 24, 2014 02:11



В настоящей трагедии гибнет не герой - гибнет хор.
Все самое интересное в нашей скромной метафоре всего сюжета Чужих 1986 года, как отношений «героической» женщины к весьма терпеливому мужчине: иллюстрация на тему «что будет происходить с человеком, если насиловать его, прикрываясь моралью».


Итак, координаты нашей метафоры можно посмотреть здесь, чтобы все это не казалось полной паранойей. В фильме мы остановились на месте, где морпехи забрались в самые дебри, увидели остатки колонистов, стоят пока живые и сильно нервничают. В метафоре, соответственно, это действия нашей героине по агрессивному вторжению уже не в личность ее мужа, но в дебри его подсознания. Сама она этого сделать не может, естественно, но ее упреки, внешне благопристойная риторика и тому подобные «общественные блага» сначала вторглись в его сознание, а потом, не получив отпора, двинулись глубже. Морпехи вот-вот пробудят чужих; наша героиня вот-вот высвободит то, с чем она никогда не сталкивалась в своем ущербном мировоззрении, не убиваемую силу - либидо.





Когда морпехи атакуют одного из колонистов с зародышем, вокруг них пробуждаются взрослые чужие, начинается бойня. Половину отряда убивают сразу, часть из них гибнет от рук самих же солдат из-за паники.

Трудно объяснить в двух словах как именно подсознание разбирается с слишком глубоким вторжением посланцев Супер-я, трудно сказать что это именно за механизмы. Но в этом есть смысл. Неосознанные желания не подчинены логике, а самый нижний уровень человеческой субъективности - это мрак, кишащий какой-то гадостью, с точки зрения рационального. Нельзя рационально понять желания в самом их низменном, животном, природном плане. Чем они руководствуются мы может предполагать только очень приблизительно. Это вовсе не означает, что они злые или добрые - они чужие. Они легко проникают в разум человека в виде своих одиночных посланников, как чужие, которые утащили всех колонистов в подвал. Но желаниям не нужен разум, также как чужим не нужна сама база, они прекрасно себя чувствуют глубоко внизу. Но что важно - желания сильнее, чем разум, сильнее, чем правила морали. В открытом бою эти «чужие» разбираются с чем угодно за считанные секунды, вы не можете победить, вы не можете что-то контролировать. Эти чужие спали без всяких камер гибернации сотни лет - они бессмертны, их корни уходят за пределы жизни личности, в которой они живут также, как жизнь чужих в фильме началась задолго до колонизации планеты. Все эти приметы - ярко выраженные черты желаний, которые порождает Ид в человеке.
Что происходит с нашими героями, если не так внимательно смотреть на их внутренний мир, тем более, что нам почти ничего не видно в подсознании героя? Внешне пока все спокойно (на поверхности планеты боя не идет), но между ними, видимо, состоялся мелкий конфликт, который поверг героиню в шок (также, как Рипли в броневике). Ее упреки, требования, аргументация «потому что так надо» и прочая ерунда в первый раз получили жесткий и прямой отпор. Что-то вроде: «я этого делать не собираюсь». А вопрос «почему это?» вдруг не получил никакого ответа: просто не собирается от делать то, что она требует. Безупречная аргументация с точки зрения общественного мнения («муж, потому что он муж, должен делать..» и далее по пунктам) неожиданно оказалась полностью беспомощной (лейтенант в броневике в полном замешательстве и не понимает ни почему его отряд не подчиняется, ни почему он не справляется, не понимает он и, что отряд в эти секунды убивают).




Мельком во время боя мы можем рассмотреть чужих. Даже этих долей секунд достаточно, чтобы понять, что это монстры. Рипли бросается к рулю броневика, чтобы спуститься на нем за солдатами. Лейтенант сначала ничего не понимает, потом протестует, но здесь главный уже не он - теперь главная Рипли. Каким-то чудом Рипли спускается на грузовике в глубоко в дебри базы и спасает пару выживших морпехов. На обратном пути она давит одну из тварей.

Когда ситуация выходит из под контроля героини, когда ее муж вдруг отказывается выполнять то, что она от него хочет под предлогом, что этого хочет общество вокруг - в этот момент, героиня плюет на собственные же порядки и берет управление в свои руки. Она не начинает обсуждать с мужем что-то вроде «так ты что же, считаешь, что хороший муж не должен быть таким-то и таким-то», нет, она у нас девушка вовсе не наивная и глупая. Она понимает, что все эти ее «посланники» уже разодраны и мертвы, и сделал это вовсе не герой (на базе на поверхности все тихо и спокойно), а нечто много сильнее его.  Героиня использовала мораль, давила на мужчину «методами» Супер-эго ровно до тех пор, пока считала это эффективным (Рипли не спорит в командиром, она просто идет к рулю и делает, что считает нужным). Но что делает героиня? Бой между «своими» и «чужими» она проиграла, но она решает, что нужно спасти хотя бы часть «своих». То есть она не обсуждает каким действительно должен быть муж: она хлопает дверью со словами в роде «настоящий мужик должен меня обеспечивать» и уходит. Заметьте, что такая расплывчатая фраза значит не понятно (так же, как не понятно зачем нужна израненная паникующая половина отряда морпехов), но ее заявление не предполагает никаких апелляций не только к героине, но и к разуму (Рипли уносится на своем бронированном грузовике, давя по пути одного из монстров).
Вообще здесь в сюжете некоторая беда: как Рипли спустилась на грузике глубоко внутрь базы, куда ведет либо длинная лестница, либо такая же шахта лифта. Там есть серпантинная дорога специально для броневиков на десятки метров под землю, конечно, как без нее. Но как она это сделала так быстро, чтобы успеть кого-то вытащить оттуда живыми, если в первые же секунды боя перебили половину отряда. Это не занудство, это, действительно, не важно, если мы смотрим кино про чужих. Но если мы говорим о метафоре, то этот «ляп» тоже имеет смысл: не может человек вторгнуться в пределы подсознания другого человека.. как бы это сказать.. «управляемо». Вторгнуться можно и даже очень масштабно, но это неуправляемый разумно процесс. Все равно, что можно было бы посылать сотни и сотни морпехов в этот подвал, чтобы там навести порядок. Но навели бы они его? Нет, конечно. А управлять таким боем полностью бессмысленно. Вторжение Рипли вниз базы по сюжету, может, и слабый ход, но имеет смысл. Соответствующее представление героини, что она увидела дебри, «изнанку» своего мужа - это ее самомнение. Это так же притянуто за уши к реальности, как перемещение броневика на 50 метров под землю на полминуты.  Если вам и этого мало, вспомните, что Рипли раздавила одного из них, вспомните, что броневик не только не разъело весь, но не стерлись даже колеса. Так уж реальна эта сцена? Зачем такие уж значительные «ляпы»?
Что касается облака чужих. Безусловно, это монстры. Страшные, зубастые, безжалостные, чужие. Их кровь - кислота, разъедающая плоть, любую броню, сами стены базы. Они буквально изничтожают все рукотворное вокруг себя, если их пытаться убить. Они невероятно агрессивны (не важно теперь, что они тихо себе спали даже, когда по ним буквально топтались). Они обладают ярким фаллическим символом - эта выдвигающаяся челюсть. Им нужно «созреть» в плоти полудохлого человека. В общем, трудно было бы придумать еще более яркий и точный образ отдельных влечений либидо, родившихся из фантазий. Их ужасающая внешность - это не только взгляд героини на пробудившиеся желания в муже, нет, они во многом действительно такие в каждом из нас.




Отряд выбирается на поверхность. Быстро решая вопрос «что делать», решают улетать с поверхности и все разбомбить из космоса. Главную роль играет Рипли: лейтенант ранен, представитель компании отстраняется «юридически». Они вызывают свой шатл, на котором прилетели. На шатле неожиданно оказывается чужой, который атакует пилотов, когда они летят за отрядом. Шатл разбивается, кажется, что спасения нет.

Я ранее уже упоминал о метафоричном смысле этого поворота сюжета: героиня решает просто вернуться к своему прошлому образу жизни. Напомню, что спуск с орбиты на поверхность планеты, мы рассматривали, как начало совместной жизни героев в браке. Героине кажется, что можно просто вернуться к прежней жизни, например, уехать к маме. Но реальность уже не так проста. В данном случае их ребенок пока ни при чем: этот оборот нам еще предстоит, когда чужие похитят Ньют. Пока героиня понимает, что возврат к прежней жизни не возможен по каким-то более масштабный причинам. Например, раздел имущества, совместная ипотека, сама необходимость и длительность бракоразводного процесса.
В данном случае тоже не обошлось без некоторой слабости в сценарии: зачем пилоты сели где-то на заведомо враждебной базе? Зачем открыли двери? Как именно там появился чужой? Эти неувязки носят тот же характер, что и в предыдущей сцене. И, возможно, имеют близкий смысл с точки зрения метафоры: реальность проблем, с которым столкнулась героиня создает она сама. Забегая вперед, в самые выводы, можно сказать казалось бы сейчас странную вещь: героиня сама помещает чужого в этот шатл - она сама разбивает корабль, на котором в принципе можно было бы и быстро убраться из этой реальности.

note

Previous post Next post
Up