(no subject)

Apr 09, 2012 01:13




История - парадоксальна и антиномична, процессы ее - двойственны. Ничто в истории не осуществляется по прямой линии, мирным нарастанием, без раздвоения и без жертв, без зла, сопровождающего добро, без тени света. Расы и народы братаются в кровавой борьбе. В войне есть выход из партикуляристического и замкнутого бытия народов.

вполне банально будет обращать внимание что судьба частного человека обладает теми же свойствами что и история народа. здесь можно подчеркивать каждое слово помня что на месте народа человек а на месте народов их некоторое множество. так же как и в истории чаще всего их двое.



и если со своей судьбой в принципе понятно - развитие личности всегда сопряжено с раздвоением на свет и тень, на добро и зло - то с войной двух людей не все понятно с первого взгляда.

развитие человечности в человеке - и это не тавтология даже по тому же Бердяеву - конечно всегда несет в себе борьбу и лишь как ее результат движение вперед. важно здесь лишь обратить внимание насколько этот трюизм противоречит будничному восприятию событий вокруг. это не столь заметно но если быть более внимательным то вбиваемый в голову идеал потребления в корне противоречит этой идее. «идеал» - это получить всеми желанный результат сразу и полностью готовый. и если на определенном этапе жизни человек потребления, человек псевдо культуры может осознать несбыточность идеала - что прежде всего будет разочарованием - то сама логика прямой линии, мирного нарастания остается неизменной. человек потребления навсегда отгораживается от человечности образом мышления как тяжелым занавесом который никогда не будет поднят, человеку останется выбор лишь сидеть в зале по завершению представления или добровольно покинуть его.

подлинная же жизнь человека не просто теснейшим образом сплетена с его собственными ошибками, несправедливостью и грехами но дает ему возможность развиваться - не благодаря а вопреки конечно - развиваться открывая перед ним различие между светом и тенью, и даже открывая понятие жертвы. антиномичность человека является невероятно практичным маркером его существования, без нее человек выхолащивается до ничто в истории - собственной истории.

но как тогда понять братание рас и народов в кровавой борьбе? Бердяев подробно описывает философский взгляд на борьбу народов, взгляд творческой исторической мысли.  в этом аспекте нужно отметить что борьба народов не возникает на «пустом» месте, более того экономика, география и даже национализммогут служить причиной войны но не борьбы. борьба между народами «вызревает» постепенно и неизменно на почве идейного противоречия, совершенно иного мировоззрения. а война и тем более ее причины - это уже следствия этой борьбы. поэтому важно отметить обоюдный интерес к «партнеру», без изначального стремления друг к другу причины для борьбы просто не было бы. возвращаясь к аллюзии с отдельными людьми видно что все начинает занимать привычные места: борьба происходит чаще всего между близкими людьми - близкими по роду деятельности, близкими по духу, и чаще всего близкими в личном плане. люди как и народы сближаются друг с другом но мировоззрение, их идеи чаще всего не совпадают. будучи не способными в их состоянии на тот момент выйти за границы этого образа мыслей, будучи в плену у партикуляристического и замкнутого взгляда, иначе говоря будучи провинциальным и в образе своих мыслей они начинают борьбу и скатываются к кровавой бойне. но когда дело доходит до войны, до крови, до разгрома одной стороны и самодовольного шествия по европам другой - народы также как и отдельные личности неминуемо выходят за рамки провинциальности, взгляда исключительно внутрь себя и незыблемости мира вокруг. такая кровавая борьба есть следствие невидимого и вдруг обнажившегося раздвоения, торжество тени и зла в личности. и в том числе одной из форм этого зла - иллюзии мирного нарастания своего успеха, развития по прямой. но в этой крови - попытавшись убить человечность в ком-то другом или истекая собственной кровью - человек получает возможность выйти за рамки своих иллюзий, различить свет, почувствовать смысл понятия жертвы. такая война между людьми невероятным - с точки зрения развития по прямой - образом является ужасным но одним их скорейших путей к человечности.

впрочем помня о метафоре «народ - человек» следует помнить и об исторических примерах. например 45-го года. есть масса возможностей убить человечность даже на самом пике ее восприятия и ожидания.

note

Previous post Next post
Up