Кем была "Маленькая танцовщица" Дега?

Jul 10, 2024 18:38


Узнайте историю юной балерины, которая позировала для нашумевшей скульптуры Дега.



Эдгар Дега. Маленькая танцовщица четырнадцати лет. Гипсовый слепок, ок 1920-21 гг.

Единственная скульптура, которую французский художник Эдгар Дега когда-либо выставлял на всеобщее обозрение, вызвала немедленное возмущение общественности. На выставке импрессионистов 1881 года в Париже Дега представил свою реалистичную работу, выполненную из пчелиного воска, человеческих волос и прочих материалов, изображающую "Маленькую танцовщицу четырнадцати лет" (1879-81). Художественный критик Поль Манц жестко критиковал эту фигуру, назвав её "цветком ранней порочности" и отметив, что "она двигает вперед свое лицо, или, скорее, свою маленькую мордочку - и это слово совершенно верно, потому что это не столько маленькая девочка, сколько крыса".

К 1920-м годам общественность все же пришла в себя. Сейчас 27 бронзовых копий "Маленькой танцовщицы" и два гипсовых слепка разбросаны по учреждениям и коллекциям по всему миру. Оригинал хранится в защитном стеклянном кофре в Национальной галерее искусств в Вашингтоне (кстати, этот кофр был атакован экоактивистами в прошлом году).

Резкое оскорбление Манца, уподобившего фигуру грызуну, родилось не только из злого умысла. В конце 1800-х годов во французские балеты стекались молодые девушки из бедных слоев населения, часто для того, чтобы помочь своим семьям свести концы с концами. Этих танцовщиц, стремящихся к звездному титулу и богатым женихам, называли “крысами”. Но у "Маленькой танцовщицы" Дега было имя:  artnet сообщает, что ее звали Мари ван Гетем.



Мари ван Гетем была дочерью портного и прачки, начала танцевать уже в 11 лет, и именно тогда её заметил Дега. Большинство покровителей балета использовали своё особое положение для того, чтобы “охотиться” на подрастающих “крыс” за кулисами, обещая им лучшую жизнь взамен на физическую близость.



Эдгар Дега. Маленькая танцовщица четырнадцати лет. Гипсовый слепок, ок 1920-21 гг.

Однако Дега использовал свой доступ к закулисью, чтобы нанять Ван Гетем в качестве модели, и платил Мари достойную зарплату. Хотя он часто просил своих моделей принимать неудобные позы, обвинений в неподобающем поведении в отношении художника никогда не поступало. Возможно, именно с Дега Мари была в большей безопасности, чем где-либо еще.

В 1882 году Ван Гетем была отчислена из балетной труппы за опоздание на одну репетицию. Никто не знает, была ли она действительно талантлива. Мы также не знаем, когда и как Дега познакомился с ней и почему она заинтересовала его. Судя по его эскизам, где он акцентирует внимание на ее неловкой позе, можно предположить, что именно ее подростковая неуклюжесть показалась ему наиболее интересной.

После ухода из театра Ван Гетем исчезла из поля зрения публики. Ее дальнейшая судьба остается загадкой. Известно лишь, что ее младшая сестра Шарлотта стала талантливой балериной. Искусствоведы даже не уверены, знала ли ван Гетем о том скандале, который вызвала скульптура, для которой она позировала.

Титры

Материал подготовлен Вероникой Никифоровой - искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично».

Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды

Еще почитать:

Эрнст Гомбрих: возможно, главный теоретик истории искусства

4 художницы-импрессионистки: скрытые страницы истории искусства

Рене Магритт: мастер загадок на холсте

Почему "Маленькая танцовщица" Эдгара Дега вызвала такой скандал?

Музы и модели: таксы в искусстве

импрессионизм, искусствовед, балет, искусство, культура

Previous post Next post
Up