Старшая сестра известного поэта Владимира Маяковского, она предпочитала держаться в тени публичности. Трудясь в мастерских на фабриках и преподавая на текстильных факультетах, включая престижный ВХУТЕМАС, Людмила воспитала множество художников по ткани. Ее инновационный подход к технике аэрографии и неповторимый художественный стиль сделали ее произведения по-настоящему узнаваемыми.
Коллаж из фото Людмилы 1910-х годов и образца ткани для фабрики «Товарищество Прохоровской Трехгорной мануфактуры» 1910-х годов
Однако признание пришло к ней лишь посмертно. Говорят, в 1987 году на выставке костюмов и тканей 1930-х годов в Англии и Италии ее работы привлекли внимание известного модельера Джорджо Армани.
Людмила Маяковская, первая женщина, возглавлявшая отдел ткацкой мануфактуры в царской России, заслуживает особого внимания не только за свои профессиональные достижения, но и за свою яркую личность. Прямота, страстность и целеустремленность - эти черты сделали ее настоящей легендой своего времени. Будучи выпускницей престижного Строгановского училища, Людмила взяла на себя роль опоры для своей семьи после трагической смерти отца.
Будучи старшей сестрой Владимира и Ольги Маяковских, Людмила обладала твердым и волевым характером, полностью посвящала свою жизнь семье и оказывала значительное влияние на брата и сестру. Она была тем якорем, который удерживал семью на плаву в самые сложные моменты.
Образец ткани, выполненный Людмилой Маяковской
Как технолог-новатор, Людмила внедрила революционные методы рисования на ткани с использованием аэрографа. Этот метод позволил создавать узоры с невиданной ранее точностью и красотой. Посмотрите на эти авангардные ткани!
Людмила Маяковская Образец ткани. Аэрография. Москва, фабрика «Товарищество Прохоровской Трехгорной мануфактуры», конец 1910-х.
Людмила Маяковская навсегда осталась заботливой и немного властной старшей сестрой, неутомимо оберегающей память о своем брате, великом поэте Владимире Маяковском. После его трагической смерти она взяла на себя миссию хранительницы его наследия, бережно собирая письма и документы, словно драгоценные реликвии. Современники вспоминают ее стремление "исправить" биографию брата, стараясь удалить упоминания о скандальной связи с Лилей Брик. Эта черта характера Людмилы добавляет ей загадочности и вызывает вопросы о том, каково было её внутреннее состояние в те годы.
Людмила Маяковская Образец ткани. Аэрография Москва, фабрика «Товарищество Прохоровской Трехгорной мануфактуры», конец 1910-х
Можно ли сказать, что ее собственное творчество пострадало от этой самоотверженной заботы о наследии брата? Трудно дать однозначный ответ. Однако известно, что Людмилу высоко ценили на производстве, и она преподавала во ВХУТЕМАСе - одном из ведущих художественных институтов того времени. Там она воспитала множество студентов, которые впоследствии стали важными фигурами в индустрии. В своей автобиографии Людмила с гордостью писала, что ее ученики работают "почти на всех фабриках" страны, что свидетельствует о ее значительном вкладе в развитие промышленного дизайна и образования
Титры
Материал подготовлен Вероникой Никифоровой - искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично».
Я веду блог
«(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В
подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды
Еще почитать:
•
Как Элизабет Виже-Лебрен эпатировала французское общество своей улыбкой •
Энди Уорхол и его кошачья колония: история любви к искусству и животным •
7 неудачных картин известных художников •
Почему "Маленькая танцовщица" Эдгара Дега вызвала такой скандал? •
Музы и модели: таксы в искусстве