«Молодые британские художники» (YBA) и выставка Sensation: сила шока

Feb 01, 2025 19:03


Выставка 1997 года стала мастер-классом по пиару искусства!



Очередь на выставку «Sensation: Молодые британские художники из коллекции Саатчи» в Лондоне. 1997. Фото: Royal Academy of Arts

Кто бы мог подумать, что группа молодых британцев изменит ход современного искусства? В 1990-х годах «Молодые британские художники» (Young British Artists или YBA, как их быстро окрестили) привлекли к себе всеобщее внимание. Сегодня термин кажется несколько ироничным: большинству из них уже за пятьдесят, они стали интернациональными и не придерживаются единого стиля. Но их влияние неоспоримо. Эта небольшая группа лондонских художников изменила международный мир искусства, создав в Великобритании атмосферу принятия современного творчества. Это во многом обеспечило успех галереи Tate Modern после ее открытия в 2000 году. YBA и сегодня остаются мощной силой на мировой арт-сцене.



В 1997 году в лондонской Королевской академии искусств состоялась выставка, которая произвела настоящий фурор в мире современного искусства. На выставке Sensation были представлены работы целой плеяды влиятельных молодых британских художников, известных как YBA (Young British Artists - Молодые британские художники). Среди них выделялись Трейси Эмин с ее провокационными инсталляциями, Маркус Харви, Дэмьен Херст - мастер концептуальных композиций, эксцентричная Сара Лукас, талантливая Дженни Савиль, Рэйчел Уайтред, а также вызывающий дуэт Джейка и Диноса Чепменов. Эта выставка впервые прошла в стенах Королевской академии с сентября по декабрь 1997 года и сразу же привлекла внимание как специалистов, так и широкой публики.

Но не только работы YBA украсили эту нестандартную экспозицию. На выставке также были представлены художники из растущей коллекции британского арт-магната Чарльза Саатчи - ключевой фигуры в продвижении современного искусства. Среди этих талантов были Даррен Алмонд, известный своими видеоинсталляциями, Йинка Шонибаре, исследующий темы культуры и идентичности, и Марк Уоллингер с его глубокими социальными комментариями.



Работа Дэмиена Херста «Вдали от стада» на выставке «Sensation: Молодые британские художники из коллекции Саатчи». 1997. Фото: PA/Alamy/Legion Media

Кто такие «Молодые британские художники» (YBA)?

«Молодые британские художники» - это группа влиятельных молодых художников, которые громко заявили о себе в Великобритании в конце 1980-х и начале 1990-х годов. Они объединились вокруг общего стремления к новаторству и нонконформизму, бросая вызов традиционным канонам искусства. В их число входили такие яркие личности, как Дэмьен Херст, чьи работы зачастую исследовали темы жизни и смерти; Трейси Эмин, известная своей откровенностью и личностными исследованиями в искусстве; Сара Лукас с ее остроумными и провокационными скульптурами; Рэйчел Уайтред, которая преобразовывала повседневные объекты в монументальные отливки; и Марк Куинн, исследующий тело и его возможности.

Одним из ключевых событий, которое сыграло важную роль в становлении многих из этих художников, стала выставка Freeze в 1988 году. В тот год Дэмьен Херст и его сокурсник по Голдсмитс-колледжу, Энгус Фэйрхерст, превратили заброшенное здание Управления лондонского порта на юго-востоке Лондона в площадку для этой выставки. Там были представлены работы 16 молодых британских талантов. Именно на Freeze Херст впервые привлек внимание влиятельного коллекционера Чарльза Саатчи, а также известных кураторов Николаса Сероты и Нормана Розенталя.

На этой выставке Херст представил свою первую работу, посвященную теме жизни и смерти, - «Тысяча лет», где в стеклянном кубе зрители могли наблюдать цикл рождения и гибели мух. Также он показал ряд многокомпонентных ассамбляжных работ, таких как «Boxes» (1988), которые впоследствии повлияли на создание его всемирно известных «Spot Paintings».



Дэмьен Херст. Тысяча лет. 1990

Выставка Sensation стала кульминацией усилий YBA, продемонстрировав мощь и дерзость нового поколения британских художников. Сила шока, которую они привнесли в искусство, не только вызвала споры и обсуждения, но и навсегда изменила восприятие современного искусства в глазах общества. Их влияние ощущается и по сей день, вдохновляя новое поколение творцов искать новые пути самовыражения и переосмысливать границы возможного.

О чем была выставка Sensation?

Хотя у представленных на выставке работ не было единой темы - кроме того, что все они принадлежали прославленному коллекционеру и меценату Чарльзу Саатчи, - выставка стала своего рода «картой сокровищ» для ценителей искусства того времени.

Посетители могли увидеть уже ставшие легендарными произведения. Среди них - культовый автопортрет Марка Куинна «Я», созданный из пинты его собственной крови, поражающий своей откровенностью и хрупкостью жизни. Не меньшее впечатление производила и скульптура Дэмьена Херста «Физическая невозможность смерти в сознании живого» - гигантская тигровая акула в формалине, вызывающая размышления о смерти и бессмертии.

Особое место занимала работа Джиллиан Уэринг «Знаки, которые говорят то, что вы хотите, чтобы они сказали, а не знаки, которые говорят то, что кто-то хочет, чтобы вы сказали» (1992-1993), которая стала источником вдохновения для рекламной кампании немецкого автопроизводителя Volkswagen. Однако эта кампания, созданная рекламным агентством Саатчи, привела к неожиданному конфликту: Уэринг обвинила Саатчи в плагиате, ведь, по иронии судьбы, он уже приобрел ее работу несколькими годами ранее.



Джиллиан Уэринг. Из серии «Знаки, которые говорят то, что вы хотите, чтобы они сказали, а не знаки, которые говорят то, что кто-то хочет, чтобы вы сказали». 1992-1993

При входе на выставку посетителей встречало предостерегающее объявление: «На выставке Sensation будут представлены произведения искусства, которые могут показаться некоторым людям неприятными. Родителям следует проявить благоразумие, приводя своих детей на выставку». Это предупреждение лишь усиливало интригу, обещая смелый и незабываемый опыт для всех, кто готов столкнуться с провокационным искусством на грани привычного восприятия.

Выставка Sensation не просто показала собрание работ - она стала отражением духа времени, вызовом общественным нормам и приглашением к открытому диалогу о природе искусства и его влиянии на современную культуру.



Трейси Эмин. Все, с кем я когда-либо спала 1963-1995. 1997

Почему выставка Sensation потрясла публику?

Многие работы, представленные на этой экспозиции, не просто нарушали общественные табу - они беззастенчиво выставляли их напоказ, вызвав горячие споры и привлекая сенсационное внимание СМИ. К моменту проведения выставки такая способность шокировать публику стала визитной карточкой Молодых британских художников (YBA), определяющей чертой их творчества и широкой известности.

Одной из самых обсуждаемых работ стала «Все, с кем я спала 1963-1995» Трейси Эмин, известная также как «Палатка». Небольшая голубая палатка была украшена вышитыми именами всех, с кем художница разделяла постель в течение своей жизни - от любовников до членов семьи. Эта глубоко личная инсталляция представила интимную тему в арт-галерее с откровенностью, которая для многих оказалась одновременно шокирующей и вдохновляющей. Особый эффект произвело включение в список двух пронумерованных плодов, намекающих на пережитые выкидыши, что подчеркнуло буквальную интерпретацию Эмин тех, с кем она спала.

Однако «Палатка» Эмин казалась почти скромной по сравнению с некоторыми другими провокационными работами выставки. Так, картина «Майра» британского художника Маркуса Харви стала настоящим эпицентром скандала. Созданная из отпечатков детских рук, она представляла собой воспроизведение фотографии серийной убийцы Майры Хиндли - одной из преступниц, ответственных за «Убийства на болотах» в 1960-х годах. Изображение Хиндли, составленное из символов невинности, вызвало у зрителей глубокий дискомфорт и возмущение.



Фотография убийцы детей Миры Хиндли была составлена Маркусом Харви из отпечатков маленьких ладошек. Работа вызвала такой скандал, что ее пришлось временно изымать из экспозиции лондонской Королевской академии. Фото: Michael Stephens/PA/Legion Media

«Это невероятно серьезное и трезвое произведение искусства, которое необходимо увидеть», - заявил тогдашний секретарь Королевской академии Норман Розенталь, описывая работу Харви. Однако его слова мало смягчили негодование общественности и даже других художников. Некоторые члены престижной Королевской академии подали в отставку в знак протеста против включения этой картины в экспозицию, а возмущенные посетители пытались испортить ее, забрасывая полотно чернилами и яйцами.

Несмотря на разгоревшиеся вокруг выставки споры, некоторые критики считали ее провокационность излишне показательной. Один из них заметил: «Высшая ирония шоу заключается в том, что все эти молодые анархические бунтари спонсируются богатым идиотом-консерватором». Тем не менее, Sensation имела огромный успех, собрав более 300 000 посетителей во время своего первого показа в Лондоне, и оставила неизгладимый след в истории современного искусства.

Титры

Материал подготовлен Вероникой Никифоровой - искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично».

Я веду блог «(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды Также можете заглянуть в мой личный телеграм-канал «(Не)критичная Ника»: в нем меньше теории и истории искусства, но больше лайфстайла, личных заметок на полях и мыслей о самом насущном.

Еще почитать:

Эрнст Гомбрих: возможно, главный теоретик истории искусства

4 художницы-импрессионистки: скрытые страницы истории искусства

Рене Магритт: мастер загадок на холсте

Музы и модели: таксы в искусстве

картины, искусствовед, выставка, поп-арт, искусство, культура

Previous post Next post
Up