Льюис Мамфорд (1895 - 1990) - американский архитектурный критик, градостроитель и историк, который анализировал влияние технологий и урбанизации на человеческие общества во всем мире.
В последнее время читаю очень много книжек в поиске методологии, которую смогу применить в своей диссертации. Не все из этого в итоге получается применить в работе, но многие книги производят на меня сильное впечатление - и "миф машины" - одна из них.
Мамфорд не был и никогда не претендовал на звание ученого. Его книги, как исторические, так и визионерские, исследуют влияние технологий на творческое человечество. Его читательской аудиторией была информированная непрофессиональная аудитория. «Город в истории» - это исследование цивилизации с использованием материальной культуры и истории городского дизайна. В интеллектуальном плане он начал с прогрессивистских идей и давней традиции романтического радикализма девятнадцатого века, поддерживая идею о том, что отдых и работа должны сочетаться в одних и тех же принципах искусства и архитектуры. Его взгляд на художественное производство во многом обязан трудам Джона Рескина, особенно восхвалению Рескином ремесленных идеалов и подозрительности к капитализму.
Ранние работы Мамфорда, как в периодических изданиях, так и в книгах, сделали его авторитетом в области американской архитектуры, искусства и городской жизни в их интерпретации в более широком социальном контексте. Его книга «Палки и камни» (1924) представляет собой проницательный исторический отчет об американской архитектуре, критикующей традиции изящного стиля, с доводами в пользу стиля коренных американцев. «Коричневые десятилетия: исследование искусств в Америке, 1865-1895» (1931) - это журналистское изложение работ архитекторов Генри Хобсона Ричардсона, Луи Салливана и Фрэнка Ллойда Райта, и представляет собой более общие исследования истоков и развития американской культуры. В серию Мамфорда «Обновление жизни» входят четыре книги: «Техника и цивилизация» (1934), «Культура городов» (1938), «Условие человека» (1944) и «Поведение жизни» (1951). В этих работах Мамфорд критиковал дегуманизирующие тенденции современного технологического общества и призывал привести его в гармонию с гуманистическими целями и стремлениями. Одной из ключевых работ Мамфорда является «Город в истории» (1961) - масштабное историческое исследование роли города в человеческой цивилизации.
Среди поздних работ Мамфорда выделяется двухтомник «Миф машины» (1967-70), в котором была проведена резко критическая историческая переоценка роли технологий в человеческом развитии. В “Мифе Машины” Льюис Мамфорд погружается в этологию, предысторию, археологию и т. д. и приходит к некоторым проницательным открытиям, а также романтическим предположениям. Согласно концепции Мамфорда, человек - это не просто животное, производящее орудия, не в этом его отличительная особенность. Главная особенность человека, отделяющяя его от животного мира - это способность мыслить и мечтать, создавать ритуалы, табу и социальными организациями. Благодаря символическому языку человеческий разум может стать бессмертным.
Центральная проблема, волнующая исследователя - губительное влияние технологий на человечество. Конечно, мало кто станет оспаривать его тезис о том, что дела пойдут не так, если позволить технологии овладеть человеком. Мир, в котором есть водородные бомбы, химические и биологические средства массового уничтожения, с главенствующим обществом потребления одноразовых отходов и перспективой ужасающего голода в странах третьего мира, вряд ли нуждается в напоминании об этом. Проблема, по мнению Мамфорда, нынешнего поколения заключается не в мифе о машине, а в том, какая форма социальной организации наиболее подходит постиндустриальному обществу.
К сожалению, концепция Мамфорда о хорошей жизни столь же расплывчата и неопределена, как и широко известная концепция Маркса. Например, поскольку такие предметы первой необходимости, как чашки и тарелки, были изобретены до появления посудомоечных машин, он, похоже, подразумевает, что время, когда эти предметы первой необходимости были всем, что было у людей, были в каком-то смысле «лучше». В старые добрые времена «еда и совокупление, пение и танцы, беседы и рассказы были неотъемлемой частью трудовой жизни». Доказательства этому, утверждает Мамфорд, можно найти в романах Толстого. Высокий уровень детской смертности, отсутствие антибиотиков и анестетиков, а также ужасающая тяжелая работа, особенно женщин, в доиндустриальном обществе игнорируются. Вместо этого Мамфорд набрасывается на «растущую сегодня массу несчастных, отчужденных бесплодной средой, отвратительной рутиной, фальшивыми волнениями и развлечениями современного города».
Несмотря на то, что трудно воспринимать полемику Мамфорда всерьез, однако он, несмотря на свою дружелюбность и эксцентричность, часто высказывает проницательные комментарии, рассуждая на разные темы. Конечно, как популяризатор антропологии Мамфорд очень хорош - его книга, полная фактов, стимулирующая, с множеством идей и сильными эмоциональными призывами - это именно тот драматический материал, который может помочь пытливому уму направить себя на более дисциплинированное и систематическое изучение в том или ином направлении, чтобы проверить доказательства, предположения и интерпретации Мамфорда.
Титры
Материал подготовлен Вероникой Никифоровой - искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично».
Я веду блог
«(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В
подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды. Также можете заглянуть в мой личный телеграм-канал
«(Не)критичная Ника»: в нем меньше теории и истории искусства, но больше лайфстайла, личных заметок на полях и мыслей о самом насущном.
Еще почитать:
•
Дружба в мире искусства: Александр Родченко Х Владимир Маяковский •
Энди Уорхол и его кошачья колония: история любви к искусству и животным •
7 неудачных картин известных художников •
Почему "Маленькая танцовщица" Эдгара Дега вызвала такой скандал? •
Музы и модели: таксы в искусстве