Скрытые послания всегда привлекали внимание исследователей и любителей тайн мира искусстве.
В начале XVII века загадочная фраза «Et in Arcadia Ego» появилась на картине итальянского мастера Гверчино. На его полотне изображены два пастуха, окружённые идиллическим пасторальным пейзажем, которые пристально смотрят на череп и мухомор, возвышающиеся на постаменте - именно на нем начертана таинственная строка.
Гверчино. Et in Arcadia ego. 1618-1622.
Спустя несколько десятилетий французский художник Никола Пуссен использовал эту же фразу в названии своей картины 1637-1638 годов. На его произведении также изображены пасторальные персонажи, но на этот раз они созерцают гробницу. Загадочная фраза «Et in Arcadia Ego», написанная на латыни, приблизительно переводится как «Даже в Аркадии я» или «И в Аркадию я иду». Эта кажущаяся незаконченной фраза породила множество статей и исследований, пытающихся объяснить её происхождение и истинный смысл. Многие считают, что она указывает на неизбежность смерти даже в Аркадии - символе рая и пасторальной идиллии.
Н. Пуссен. Аркадские пастухи (Et in Arcadia Ego), 1-й вариант. 1629-1630
Кто же этот таинственный «я»? Контекст картин с их символами смерти в идиллической обстановке подсказывает ответ. Аркадия всегда была символом безмятежности и красоты природы, но «я» - это смерть, напоминающая о своём присутствии даже в самых прекрасных уголках мира. Таким образом, фраза традиционно понимается как «Даже в Аркадии [идеальной пасторальной идиллии] я [Смерть] все еще присутствую». Интересно отметить, что эта идиома также встречается на надгробиях и в памфлетах того времени.
Н. Пуссен. Аркадские пастухи (Et in Arcadia Ego), 2-й вариант . 1638-1639
Популярность фразы возросла после того, как картина Пуссена была связана с легендой о потерянном сокровище замка Ренн-ле-Шато. Каждое новое упоминание этой фразы только усиливало её мистическую ауру. Казалось, что она всегда окутана тайной, вызывая интерес и сомнения у исследователей по сей день.
Более того, четырнадцать букв фразы «Et in Arcadia Ego», как оказалось, образуют анаграмму «I Tego Arcana Dei», что в переводе звучит как «Сгинь! Я скрываю тайны Бога». Во времена, когда Гуэрчино впервые представил свою картину, анаграммы были на пике популярности. Они служили не только для развлечения, но и для передачи глубоких философских идей, и такие перестановки могли скрывать важные послания.
Вместе с фразой «Et in Arcadia Ego» анаграмма может быть предупреждением или указателем пути в Аркадию - место или состояние бытия, наполненное гармонией. Изменение букв здесь символизирует внутреннюю трансформацию, необходимую для достижения этого состояния. Это духовное изменение может стать ключом к разгадке Божьих тайн.
Рассматривая картину Пуссена, мы видим пастухов и пастушку, стоящих перед гробницей с надписью. Их задумчивые лица говорят о глубоком понимании, которое они обрели. Может быть, они осознали истину о том, что путь в «Аркадию» лежит через духовное преображение.
Титры
Текст подготовлен Вероникой Никифоровой - искусствоведом, основательницей проекта «(Не)критично».
Я веду блог
«(Не)критично», где можно прочитать и узнать новое про искусство, моду, культуру и все, что между ними. В
подкасте вы можете послушать беседы с ведущими экспертами из креативных индустрий, вместе с которыми мы обсуждаем актуальные темы и проблемы мира искусства и моды. Также можете заглянуть в мой личный телеграм-канал
«(Не)критичная Ника»: в нем меньше теории и истории искусства, но больше лайфстайла, личных заметок на полях и мыслей о самом насущном.
Еще почитать:
•
Эрнст Гомбрих: возможно, главный теоретик истории искусства •
4 художницы-импрессионистки: скрытые страницы истории искусства •
Рене Магритт: мастер загадок на холсте •
Почему "Маленькая танцовщица" Эдгара Дега вызвала такой скандал? •
Музы и модели: таксы в искусстве